Авторизация
 
 
Регистрация на сайте
Восстановление пароля


Новостные каналы


Skip Navigation LinksTopTJ.com  →  Новости Таджикистана  → 

Лента новостей

17.07.200614:43

Постсоветское пространство: бегом от демократии

После некоторого затишья, в Туркменистане опять началась волна преследования журналистов и правозащитников. Президенту Сапармурату Ниязову везде чудится измена и угроза его царствованию. Поэтому он готов обвинять всех. Особенно достается журналистам и правозащитникам. Первые могут не так, как надо прославить его, точнее, вместо прославить -ославить. Вторые не столько потому что могут рассказать о нарушениях прав, чинимых в царстве Туркменбаши, сколько тем, что они своими советами и разговорами о правах человека, будят сонных обитателей этого царства. У Туркменбаши все должно быть по-другому: ни один из его граждан не должен искать защиту на стороне, от другого человека. Защищать или наказывать — это единоличное право только самого Туркменбаши. Только он решает, что смотреть, слышать, видеть должен его верноподданный народ. Об этом и других событиях — в Ежемесячном бюллетене Центра экстремальной журналистики

Азербайджан

В Азербайджане власти пополнили «арсенал» для борьбы с журналистами. Их убивали, били арматурой, кулаками, дубинками, сажали за решетку, выслеживали в ресторанах для шантажа, угрожали и предупреждали. Теперь дело дошло и до подбрасывания наркотиков.

23 июня был задержан журналист — сатирик Сакит Захидов (Мирза Сакит). На протяжении последних трех лет его сатирические статьи и стихи, в которых он высмеивал и критиковал коррумпированных чиновников и политическое руководство страны, публиковались в газетах «Азадлыг», «Бизим Йол» и «Бакы Бульвары». Журналисту инкриминируют хранение и распространение наркотиков. Насиминский районный суд Баку вынес решение о помещении журналиста на 3 месяца под стражу.

О том, что дело в отношении журналиста фальсифицируют, говорит уже тот факт, что адвоката к нему допустили только на шестой день. Он-то и рассказал со слов задержанного подробности происшествия. Адвокат от имени подзащитного сообщил, что Мирзу Сакита арестовали, когда он сел в такси около кинотеатра «Достлуг». Такси сразу же остановили четверо в штатском и, не предъявив никаких документов, силой высадили его из такси. Далее эти же лица, скрутив журналисту руки, усадили его на заднее сиденье черного джипа. В салоне автомобиля ему и был подброшен пакетик с наркотиком. В этом же джипе его привезли в управление полиции, все это время его руки не отпускали и держали скрученными. Уже в полицейском участке в присутствии понятых вывернули карманы и извлекли пакетик с белым порошком. Апелляционный суд Азербайджана оставил в силе решение районного суда об аресте на три месяца. К сожалению, прогноз самый неоптимистический. Дело в том, что власти прекрасно знают, какой будет реакция международный организаций. Они даже уже привыкли «огрызаться» на все замечания и предложения, типа «эта организация нас не любит». Они уже сделали главный вывод: запугивание журналистов ничего не дает, «намеки» в виде избиений журналистами не поняты, а значит, надо идти на крайние меры. В этой связи уместно вспомнить историю убитого журналиста Эльмара Гусейнова. Журналиста неоднократно привлекали к судебной ответственности, посадили, продержали больше месяца в тюрьме, думая, что Э. Гусейнов сделает выводы и угомонится. Просчитались. И тогда его убили.

В деле с журналистом-сатириком, мы надеемся, что на такую крайнюю меру власти не пойдут, но рассчитывать, что Мирзу Сакита амнистируют или закроют дело, вряд ли стоит ждать.

Июнь осветил еще одну проблему. В основном она касается электронных СМИ. 20 июня на круглом столе, посвященным проблемам общества и СМИ, президент телекомпании ANS Вахид Мустафаев заявил, что ANS функционирует незаконно, поскольку срок лицензии истек еще в 2003 году.

«Тогда нам сказали, что новая лицензия будет вам выдана после сформирования Национального Совета по теле — радиовещанию. Затем нас начали уверять, что после утверждения устава Нацсовета ANS получит лицензию. Далее объяснили, что выдача лицензии состоится после парламентских выборов 2005 года. А когда выборы состоялись, было объявлено, что Нацсовет в связи с праздником Новруз, в 2006 году всем телеканалам даст лицензию. Этого не случилось, и теперь глава Нацсовета Нушираван Магеррамли заявляет, что летом ни одна телекомпания не получит лицензии», — сказал В. Мустафаев.

Вряд ли стоит списывать это на организационные моменты. Лицензия всегда и практически во всех республиках СНГ используется властями для давления на СМИ. Не исключение и Азербайджан.

Армения

26 июня в Ереване был арестован главный редактор ежедневной оппозиционной газеты «Жаманак Ереван» («Время Еревана») Арман Бабаджанян. Газета — версия издающейся в США«Жаманак-Лос-Анджелес», которую тоже возглавляет А. Бабаджаня.

Вся история с арестом вызывает массу вопросов. И вот почему. Около 11 часов утра восемь человек в гражданском, не предъявив документов, вошли в кабинет Армана Бабаджаняна и через несколько минут вывели его из редакции и увезли. Позже он связался с сотрудниками газеты и сообщил, что находится в здании Генеральной прокуратуры Армении. Около 18 часов Генеральная прокуратура распространила пресс-релиз с сообщением о том, что на основании оперативных данных 24 июня против А. Бабаджаняна было возбуждено уголовное дело по статье «Уклонение от воинской обязанности путем подделки документов» Уголовного кодекса Армении. По поручению следственного управления Генпрокуратуры сотрудники военной полиции пригласили его на допрос, где в присутствии адвоката Бабаджанян признался, что в ноябре 2002 года совершил подлог документов с целью уклонения от призыва на срочную воинскую службу.

В тот же день, 26 июня, руководство газеты «Жаманак-Ереван» созвало пресс-конференцию. По словам директора «Жаманак-Ереван» Манука Сукиасяна, повод для задержания вызывает сомнения хотя бы потому, что с ноября 2002 по настоящее время гражданин Армении Арман Бабаджанян, проживающий в США, неоднократно приезжал на родину и никогда прежде проблем, связанных с уклонением от воинской службы, у него не возникало. По мнению редакции, причина происшедшего кроется в журналистской деятельности главного редактора, и речь идет о посягательстве на свободу слова.

27 июня суд первой инстанции общин Центр и Норк-Мараш Еревана вынес постановление об аресте Армана Бабаджаняна сроком на два месяца.

30 июня Арман Бабаджанян, находящийся под арестом в следственном изоляторе «Нубарашен», сделал заявление, в котором, назвал свое дело политическим, преследующим цель заставить замолчать независимое СМИ.

Наивно полагать, что власти не были осведомлены о подложных документах. Нет никаких сомнений, что знали, но держали этот факт для более удобного случая, который, видимо, и наступил. (Ну, не наркотики же подбрасывать, как это делают в Азербайджане). В противном случае, трудно представить оперативность, с которой работают в прокуратуре, если учесть, что подлог имеет практически шестилетнюю историю.

И снова телекомпания «А1+». Июнь стал богатым на события для нее. Участвующая в очередном конкурсе на получение частоты «А1+» снова не прошла конкурс. Это уже становится национальной забавой: заявка-отказ,заявка-отказ… Как сообщили 7 июня, телекомпания «А1+» до сих пор не получила решения Национальной комиссии телевидения и радио, несмотря на то, что со дня конкурса прошло уже 12 дней. Телекомпания заявляет, что нарушена 50 статья закона РА «О телевидении и радио», которая гласит: «комиссия должна должным образом обосновать решения о предоставлении лицензии, также об отказе в выдаче лицензии и о том, что лицензия признана потерявшей силу». Тот же закон требует, чтобы решения должны быть предоставлены участникам конкурса в десятидневный срок. С 2002 г. «А1+» не получала никаких обоснований относительно отказа в лицензировании в различных конкурсах на телерадиочастоты. Единственным «обоснованием» было письмо в одну строчку за подписью председателя комиссии Амаляна, направленное в «А1+». «Комиссия решила признать победителем в конкурсе то или иное ООО», что даже при большом желании нельзя считать обоснованием.

Но это еще не все, что касается многострадальной телекомпании. 9 июня редакцию «А1+» посетили сотрудники Службы принудительного исполнения судебных актов и пытались заставить сотрудников редакции немедленно покинуть помещение. Они отмечали, что больше не будут ждать ни одной минуты. Даже если нет соответствующего места, куда можно было бы переехать, редакция должна вынести свое имущество прямо на улицу. Правда, компании «А1+» было предложено помещение на улице Бузанда, однако оно не было обеспечено телефонной связью, электричеством. Кроме того, нет никаких правовых основ для переезда на новое место, поскольку договор с правительством еще не был подписан. После долгих переговоров удалось достигнуть соглашения, по которому «А1+» предоставлена одна неделя на переезд.

Как стало известно 23 июня, после публикации 15 июня в газете «Сюняц еркир» статьи «Энергосистема Сюника коррумпируется, если уже не коррумпирована», филиал ЗАО «Электросети Армении» в Сюникской области «Татев» отключил в редакции свет.

В редакцию пришли директор «Татев» и два его заместителя, чтобы обсудить статью. В результате они не согласились с предложением редактора газеты Самвела Алексаняна опубликовать новую статью в случае, если их возражения будут обоснованными. Тогда-то директор Араик Григорян и дал указание обесточить квартиру, которую редакция вынуждена использовать под служебное помещение. Как сказал С. Алексанян, «мы вынужденно арендуем уже два года из-за негласной блокады местных властей, так всем государственным учреждениям и хозяйствующим субъектам запрещено выделить территорию газете».

Произошедшее он квалифицировал как давление на свободу слова и свидетельствопродолжающегося террора, начатого против газеты два года назад.

Так уж повелось на всем пространстве СНГ, стоит журналистам написать что-то нелицеприятное, так сразу же ответная реакция, причем «профессиональная». К примеру, в Азербайджане и Таджикистане стоило журналистам написать критическую статью о положении в вооруженных силах или министерстве безопасности, так в редакцию сразу же заявляются из военного комиссариата с повесткой о призыве в армию.

Что же касается энергетической блокады газеты «Сюнуц еркир», то тут типичный случай «де жавю»: такое уже в Армении случалось.

27 июня была распространена информация о том, что министр внутренних дел Айк Арутюнян избегает общения с некоторыми журналистами. Об этом свидетельствует тот факт, что Управления по связям со СМИ и общественностью на пресс-конференцию А.Арутюняна и министра внутренних дел России Рашида Нургалиева, которая проходила 28 июня, были приглашены только проверенные СМИ. Эксперты предполагают, что это связано с тем, что главный полицейский Армении хотел оградить своего российского коллегу от нежелательных вопросов местных журналистов. Не исключено также, что армянские журналисты могли напомнить А. Арутюняну о недавнем убийстве двух людей в столичной общине Малатия-Себастия, спросив, является ли это результатом пробелов и упущений в работе полиции.

Что ж, и в этом чиновники Армении тоже не оригинальны. К примеру, как-торетировался с пресс-конференциииз-за неудобных вопросов министр внутренних дел Украины Луценко. Удобно: нет министра — нет вопросов.

Беларусь

Мы уже не удивляемся неутомимости и упрямству правоохранительных органов и судей, борющихся со СМИ и журналистами. Нам остается только преклоняться перед мужеством национальных журналистов, продолжающих сопротивляться власти.

19 июня в Витебске был задержан фотокорреспондент газеты "Витебский курьер Сергей Серебро. Журналист фотографировал, как участники движения «Бунт» вешали бело-красно-белый флаг на осветительной башне, а потом и задержание молодых людей сотрудниками ОМОН. С. Серебро, несмотря на то, что он представился и сообщил, что выполняет профессиональный долг, вместе со всеми задержанными отвезли в Октябрьское районное отделение милиции. В милиции ему заявили, что задерживают за мелкое хулиганство, заключающееся в препятствовании работе оперативно-следственной группы. Как бы ни смешно это звучало, но журналист якобы громко кричал и махал руками, чем мешал милиционерам. В результате — штраф — половину базовой величины, т.е. 16 тысяч рублей (около 7,5 долларов США). Милиционеры стерли все фотоснимки из памяти цифрового фотоаппарата.

Журналист «Комсомольской правды в Беларуси» Олег Улевич, избитый 2 марта, обжаловал решение главного управления предварительного расследования (ГУПР) ГУВД Мингорисполкома о приостановлении уголовного дела о его избиении, обратившись к прокурору Минска. В заявлении на имя прокурора Минска Николая Кулика, Олег Улевич заявляет: «Согласно уведомлению, которое я получил из управления дознания предварительного расследования ГУВД Мингориспокома, расследование прекращено „в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого“. Хочу заметить, что свидетелями инцидента было около 30 сотрудников милиции. Трое из них вели оперативную съемку на видеокамеры. Рядом также находилось порядка 20 граждан. По моему мнению, следствие не исчерпало всех возможностей в установлении виновных и привлечении хулиганов к ответственности».

21 июня суд Ленинского района Минска рассмотрел административное дело в отношении корреспондента «Коммерсант — Беларусь» Вадима Довнара и признал его виновным в нарушении общественного порядка. И хотя сотрудники милиции, свидетельствовавшие против журналиста, утверждали, что Вадим Довнар оскорблял Александра Лукашенко, а это в Беларуси считается уголовным преступлением и наказывается длительным сроком лишения свободы, судья предпочла не раздувать скандал и признать журналиста обычным сквернословом. Не признавший вины Вадим Довнар должен будет заплатить штраф в размере 14 долларов.

В Беларуси не только к президенту, но и к его чиновникам относятся как к священной корове. Потому и пришлось дорого заплатить за техническую ошибку «Комсомольской правде в Белоруссии». В частности, суд Советского района Минска приговорил издателя «Комсомольской правды в Белоруссии» выплатить главе Государственного таможенного комитета Александру Шпилевскому 60 миллионов рублей. Суд пришел к выводу, что техническая неточность, допущенная газетой, нанесла председателю Государственного таможенного комитета А. Шпилевскому моральный ущерб. Напомним, в номере от 4 мая газета опубликовала фотографию Александра Шпилевского рядом с цитатой Николая Шпилевского (агента футболиста Александра Глеба). Этим и нанесла ему «колоссальный моральный вред».

В редакции «Комсомолки» сообщили, что техническая неточность произошла из-за того, что номер верстался поздно вечером. За ошибочно размещенную фотографию, редакция публично извинилась перед главой таможенного комитета, а также агентом футболиста и читателями. Бесполезно.

«С точки зрения законодательства все наши доводы были подтверждены и обоснованы. Но судья все-таки посчитала, что мы должны выплатить истцу компенсацию, а также оплатить услуги его адвоката и госпошлину. На мой взгляд, 60 миллионов рулей за неточность, о которой идет речь, это нонсенс», — считает юрист газеты Людмила Мартинчик.

Издатель «Комсомолки» ЗАО «БелКП-ПРЕСС» намерен обжаловать решение суда в высшей инстанции. Между тем, председатель Государственного таможенного комитета Александр Шпилевский в иске сообщил, что деньги, полученные в качестве компенсации морального вреда, планирует перевести на расчетный счет Сморгонской школы-интерната для детей-сирот. Это, кстати, тоже характеризует чиновников в СНГ- быть добренькими за счет других, потому что все они гордо заявляют, что перечисляют деньги редакций сиротам, народным стройкам, инвалидам и т.д.

15 июня в деревне Веренейки (Чериковский район, Могилевская область) участковый милиционер и сотрудник КГБ провели «беседу» с сотрудниками незарегистрированной газеты «Вольны горад» Сергеем Неровным и Николаем Гердием.

Как сообщает пресс-служба Белорусской ассоциации журналистов, С. Неровный и Н. Гердий собирали материал для статьи на тему строительства агрогородка: фотографировали деревню и разговаривали с местными жителями. В этот момент к ним подъехал участковый милиционер, майор Петр Завадский. Он попросил журналистов сесть в машину и поехать с ним в сельсовет для беседы, заверив, что это не является задержанием. Тогда журналисты отказались садиться в машину, сказав, что придут сами. В сельсовете участковый поинтересовался документами С.Неровного и Н. Гердия и наличием у них разрешения снимать. Через 10 минут к ним присоединился молодой человек, который представился Станиславом Горшковым и показал удостоверение оперуполномоченного старшего лейтенанта КГБ. Когда журналисты объяснили, чем тут занимаются, он сказал, что ничего противозаконного в их действиях не видит, но добавил, что если после их отъезда здесь начнется «бунт», то к ним «будут вопросы» как к личностям, которые подстрекали людей. После этого сотрудников газеты отпустили. Журналисты расценили эту беседу как запугивание.

6 июня Радио «Свобода» сообщило, что оператор эфирно-кабельного телевидения «Космос ТV» перекрывает мультфильмами программы международного российского канала RTVi, на котором с начала года выходят передачи, посвященные Беларуси.

Программа «Окно в Европу» на телеканале RTVi транслировалась каждое воскресенье (с двухнедельным перерывом в марте) с повторами в понедельник, вторник, среду и четверг. В последние выходные программа, как обычно, анонсировалась по-белорусски бегущей строкой, однако в назначенное время вместо «Окна в Европу» телезрители увидели мультфильмы. Не появилась обещанная передача и 5 июня. Представитель «Космос ТV» Александр Карноух объясняет: «Возможно, технически это происходит и через нас, не знаю, не буду гарантировать, но подозреваю, что это делается где-то на более высоком уровне. Скорее всего, сама ситуация так сложилась…»

Директор канала RTVi Михаил Барщевский рассказал, что не знает о случаях замены программ на другие, но связывает это с прецедентом во время президентской кампании. «Один из крупнейших кабельных операторов, который с нами работает в Беларуси, сообщил нам о такой ситуации: мол, был звонок с какого-то „верху“ с жестким требованием отключить наш канал. Но у операторов есть контрактные обязательства, и если отключить навсегда, то фирма может обанкротиться. Мне не очень, правда, понятно, чего боится в данном случае власть и те люди, которые ее представляют, отсекая телезрителей от одного из самых популярных телеканалов», — сказал М. Барщевский.

Михаил Барщевский не исключает юридических мер против оператора, не исполняющего подписанных договоренностей, однако, по его словам, сначала придется разобраться в причинах такого поведения «Космос ТV».

Грузия

В отличие от журналистов других республик, большинство из которых вынуждены все время обороняться,грузинские СМИ все время наступают. Они не снижают накал критики крупных чиновников государства, депутатов, чем вызывают их недовольство.

Председатель парламента Грузии Нино Бурджанадзе считает участившиеся критические публикации в прессе в адрес законодательного органа в ряде случаев обоснованными. Об этом председатель парламента заявила на бюро 26 июня. По словам Бурджанадзе, парламентарии сами нередко дают повод для критики. Спикер потребовала представить всем парламентским комитетам отчеты о проделанной за шесть месяцев работы с тем, чтобы в дальнейшем представить журналистам анализ этой работы. Она выразила надежду, что журналисты серьезно отнесутся к этому предложению и подключатся к аналитической работе по деятельности парламента.

«Надеюсь, журналисты больше внимания уделят сути работы парламента, а не поверхностным фактам», заявила Бурджанадзе.

Активно отстаивают свои права журналисты из Кахетии. В городе Сигнаги этого региона 28 июня состоялась акция протеста с участием группы журналистов, выступающих против местных властей. Журналисты выражали протест в связи с событиями, которые произошли в селе Анаги Сигнахского района 15 июня. В этот день группа из 30 человека разогнала митинг журналистов и правозащитников, устроивших театрализованное представление. Правозащитники уверены, что против людей, вышедших на митинг, была организована провокация. Неожиданно на месте акции возникла драка с участием непонятных молодых людей. Стоявшие там же полицейские долгое время не проявляли никакой активности и лишь позже вмешались. Журналисты считают, что этой акцией руководил местный глава администрации. Те события в Сигнаги имели широкий резонанс в общества — к примеру, спикер парламента Нино Бурджанадзе заявила, что зачинщики драки должны быть наказаны вне зависимости от того, членами какой партии они являются.

Участники акции 28 июня заявили, что в реальности за все это время ничего сделано не было, и глава администрации, виновный в развязывании драки, остается на своем посту.

Сложная атмосфера складывается вокруг телекомпании «Имеди», которую многие расценивают как оппозиционную по отношению к власти. К примеру, в июне телекомпания «Имеди» в очередной раз стала объектом критики со стороны министерства внутренних дел Грузии. Дело касалось показанного 11 июня сюжета о работе законспирированного агента, который провоцировал совершение преступлений должностными лицами и затем снимал все происходящее на скрытую камеру. В связи с этим министерство обвинило телекомпанию в распространении ложной информации и преднамеренном введении общественности в заблуждение. Однако телекомпания отказалась признать такие обвинения. «Журналисты неоднократно и по разным поводам пытались связаться с МВД, но руководство полиции отказывается от любых форм сотрудничества, что и приводит к такого рода недоразумениям — говорится в заявлении „Имеди“.

Сгущаются тучи и над „Триалети“. Коллектив региональной телекомпании и газеты „Триалети“ (Гори, Восточная Грузия) вынужден был просить у президента Грузии Михаила Саакашвили защиты от давления некоторых представителей власти.

В открытом письме на имя президента Грузии коллектив телекомпании и газеты „Триалети“ просит Михаила Саакашвили заинтересоваться событиями, происходящими вокруг телекомпании.

В письме говорится, что телекомпания „Триалети“ — единственная в регионе Шида Картли — на протяжении 16 лет своего существования всегда была объективной и независимой, особенно в тот период, когда в Грузии назревала революция.

»Сегодня телекомпании угрожает серьезная опасность со стороны нынешнего правительства. После «революции роз» в эфире телекомпании неоднократно приводились факты, которые вызывали раздражение некоторых представителей руководства и силовых структур" говорится в письме.

В послании отмечается, что давление, оказываемое на региональную телекомпанию, стало явным после того, как редактор газеты «Триалети» предала гласности факт сексуального притязания к ней прокурора региона Михаила Абуладзе.

В письме приводятся конкретные факты незаконных действий представителей правоохранительных структур, которые освещались последние два года телекомпанией и стали причиной начала давления на нее.

20 июня 20 журналистов телекомпании и газеты «Триалети» начали голодовку. Главным требованием голодающих -встреча с президентом страны. Журналисты хотели встретиться с главой государства, чтобы заручиться его поддержкой в создании нормальных условия для работы, получить гарантии неприкосновенности сотрудников. 21 июня они собрались перед зданием Госканцелярии, однако участники акции были разогнаны полицейскими.

Сотрудники региональной радиостанции и газеты «Триалети» обратились к президенту М. Саакашвили с просьбой отреагировать на факт нарушения прав журналистов в ходе акции, прошедшей 21 июня. Как сказано в заявлении, должны быть наказаны все полицейские, которые осуществляли разгон акции, а также авторы приказа о разгоне.

По словам участников акции, сотрудники патрульной полиции разбили несколько видеокамер и незаконно отобрали видеокассеты, а также некоторые личные вещи журналистов.

«Господин президент, просим вас принять соответствующие меры в связи с разгоном журналистов, нанесения физического оскорбления сотрудникам телекомпании и незаконным лишением свободы. Это был редчайший случай грубого нарушения закона самими сотрудниками полиции», сказано в заявлении.

Казахстан

Главным событием месяца, конечно же, снова был законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам средств массовой информации», а героем июня, соответственно, остался министр культуры и информации Ермухамет Ертысбаев.

К сожалению, 29 июня на пленарном заседании Сената Парламента РК законопроект был принят в первом, а затем во втором чтении. Даже замечания со стороны ОБСЕ, к председательству в которой готовится Казахстан, не помешали принятию Закона, разработанного Министерством культуры и информации.

«Ожесточенное сопротивление, оказанное некоторыми представителями крупных СМИ принятию поправок в законодательство по вопросам средств массовой информации, объясняется их элементарным нежеланием работать в правовом поле нашего государства»,- таким был общий лейтмотив выступлений министра культуры и информации РК Ермухамета Ертысбаева в течение месяца после презентации законопроекта.

Некоторые депутаты, пытаясь успокоить журналистов, заявляли, что никаких ограничений не видят. Требование жепредоставлять уполномоченному органу информацию о тираже, территории распространения, собственнике СМИ, фамилии главного редактора — вполне естественно, ведь не борются же СМИ за то, чтобы выходить подпольно?

«Что здесь противоречит Конституции, какой вселенский потоп, в политическом плане, может начаться, — мне непонятно. На практике процедура переучета будет происходить следующим образом. В адрес министерства — по почте — направляются заявление, в котором описываются произошедшие в редакции изменения, и нотариально заверенные копии учредительных документов, а по истечении установленного срока редакция получает пакет обратно с уведомлением о том, что переучет произведен», — пояснил министр.

По мнению министра, обосновано и лишение права занимать должность главного редактора СМИ ряду лиц. В этот перечень включены теперь и лица, работавшие главными редакторами СМИ, закрытых по их вине решением суда. Ведь, считает министр, это только на три года, а не на всю жизнь. Ну, совсем как в Беларуси. Там тоже начиналось с трехмесячных запретов, а закончилось тем, что в стране не осталось ни одного печатного оппозиционного и независимого издания.

Вряд ли казахстанский министр является дилетантом, Он, скорее всего, прекрасно осведомлен о том, чем грозят трехмесячные пробелы в деятельности СМИ. Прекрасно он осведомлен и о судебной системе, готовойвыполнить любую волю властей и наказать неугодных журналистов и СМИ. Так что лоббирует он этот законопроект вполне осознанно и целенаправленно.

Но больше всего возмущает журналистов то, что министр, лоббируя все эти драконовские поправки, прикрывается заботой о государственной безопасности. Кому, как не журналистам хорошо известно, чем могут обернуться для них «интересы государственной безопасности», «антитеррористическая борьба».

Примеров ждать не пришлось. В июне известный оппозиционный журналист и публицист Казис Тогузбаев обратился с заявлением в Казахстанское международное бюро по правам человека с просьбой оказать ему юридическую помощь.

Департамент Комитета национальной безопасности Алматы проводит в отношении журналиста действия по подготовке уголовного дела по статье 318 часть 2 УК РК «Посягательство на честь и достоинство Президента РК». Уголовное дело инициировано публикацией 3 мая на сайте www.kub.kz (http://www.kub.kz/article.php?sid=12892) статьи «Мафиозный режим покрывает убийц Алтынбека Сарсенбаева», где журналист подверг критике политику действующего президента РК по отношению к расследованию убийства оппозиционного лидера Алтынбека Сарсенбаева.

Как сообщил К. Тогузбаеву оперуполномоченный Департамента КНБ, его материал был отдан в Центр судебной экспертизы (ЦСЭ), который вынес решение о том, что статья содержит признаки преступления по части 2 статьи 318 УК РК «Оскорбление чести и достоинства президента Республики Казахстан» с использованием СМИ.

После этого журналист был вызван в Департамент КНБ, чтобы написать объяснительную о мотиве написания этой статьи. И в этот же день сотрудники КНБ в присутствии понятых изъяли из домашнего компьютера журналиста файл, содержащий эту статью.

Как считает К. Тогузбаев, сотрудники КНБ уже трижды нарушили закон. Так, статья была направлена в Центр судебной экспертизы по инициативе Департамента КНБ, хотя это должен был сделать суд. Объяснительная должна была быть взята следователем, ведущим уголовное дело, однако пока нет ни дела, ни следователя, и, наконец, изъятие файла проходило без какой-либо санкции.

Журналист не признает своей вины. «Во-первых, я сам размещал на КУБе эту статью — на этом сайте подобное возможно, так как там есть такая функция. То есть редакция сайта тут ни при чем. Во-вторых, на сайте размещена справка о том, что данный сайт не является СМИ, поэтому юридическую ответственность за содержание размещенных материалов авторы несут сами. В-третьих, и это самое главное, в своей статье я вовсе не помышлял каким-либо образом посягать на честь и достоинство президента. Я лишь выразил свое личное мнение и подверг критике проводимую президентом политику, в том числе по отношению к судебно-следственной системе. А это, согласно примечанию к той же статье 318 УК РК, не влечет за собой уголовной ответственности».

К слову, о самом процессе по делу об убийстве экс-министра информации и политического деятеля Алтынбека Сарсенбаева. В Талдыкоргане прошло пять заседаний суда по этому делу. Видеосъемка в зале судебного заседания запрещена. Журналисты наблюдают за процессом из тесной и душной соседней комнаты, где установлен монитор. Монитор маленького размера, изображение на нем нечеткое, он нередко гаснет, когда судебное следствие выясняет наиболее принципиальные моменты, что, по мнению журналистов, свидетельствует об избирательности трансляции.

Журналисты, освещающие процесс, обратились с открытым письмом к министру юстиции Загипе Балиевой с просьбой обеспечить им нормальные условия работы, реальную открытость и гласность процесса, возможность вести фото- и видеосъемку, обеспечить невмешательство представителей полиции в творческий процесс.

Кыргызстан

Обозревая ситуацию со СМИ в Кыргызстане, обратим внимание на некоторые моменты, вызывающие озабоченность. Так, о намерении лишить корреспондента информационного агентства «Рейтер» Ольгу Дзюбенко аккредитации заявило министерство иностранных дел Кыргызстана. Заместитель министра иностранных дел Аскар Бешимов направил официальное письмо в штаб-квартиру ИА «Рейтер», в котором, в частности, написал: «Настоящим хотели бы обратить ваше внимание на следующий неприятный инцидент, связанный с профессиональной деятельностью корреспондента вашего агентства Ольги Дзюбенко… которая подготовила совершенно некорректную информацию, содержавшую неоправданную критику в адрес руководства Кыргызстана. К примеру, согласно ее сообщению, К. С. Бакиев стал президентом Кыргызской Республики в результате государственного переворота, тем самым насильно сменив на посту бывшего президента А. Акаева. Вместе с тем, полагаем необходимым отметить, что 24 марта 2005 года официально признано как народом Кыргызстана, так и руководством Кыргызстана Днем народной революции — национальным праздником, отмечаемым по всей стране… На основании вышеизложенного, заявляем, что подготовленная О. Дзюбенко информация подрывает имидж страны и народа нашего государства в лице международного сообщества, а также может привести к созданию негативной и неблагополучной атмосферы в обществе… В этой связи, в целях продолжения конструктивного сотрудничества просим провести разъяснительную работу с О. Дзюбенко во избежание повторения подобных случаев. В случае игнорирования нашей просьбы, мы оставляем за собой право аннулировать ее аккредитацию».

В ответ на это послание шеф бюро ИА «Рейтер» в СНГ Джонатан Тетчер направил ответ, адресовав его самому господину Бешимову, президенту КР Курманбеку Бакиеву, премьер-министру Феликсу Кулову и министру иностранных дел Аликбеку Джекшенкулову. В его письме говорится: «…Редакционная политика „Рейтер“ не позволяет нам принимать ту или иную сторону при освещении ситуации в любой стране мира. Касаясь конкретных претензий в вашем письме, позвольте заметить, что в упомянутом сообщении Курманбек Бакиев ни разу не назван организатором беспорядков, а тем более государственного переворота для свержения прежней власти. Мы действительно пишем, что Аскар Акаев был свергнут, а по-английски называем произошедшее „coup“ — это слово используют все мировые СМИ при описании хаотичных событий в Кыргызстане в марте 2005 года… „Рейтер“ очень дорожит своей репутацией. Наша работа — сообщать новости, а не принимать чью-либо сторону в конфликтах и спорах… Наш корреспондент в Кыргызстане Ольга Дзюбенко работает на „Рейтер“ уже десять лет. За это время она заслужила безупречную репутацию журналиста, освещающего события быстро, точно и беспристрастно. У меня вызывает глубокое беспокойство ваша угроза отозвать ее журналистскую аккредитацию. Впервые министерство иностранных дел одного из пяти государств Центральной Азии выступает с подобной прямой угрозой в адрес наших корреспондентов…».

Настораживает эта информация потому, что очень напоминает события в соседнем Узбекистане. Там давление на журналистов, представляющих зарубежные СМИ, именно так и начиналось.

Кочкорский районный суд 8 июня вынес решение удовлетворить иск представителя омбудсмена по Кочкорскому району Садыбакаса Бакирова в отношении главного редактора районной газеты «Эмгек-Туусу» Курманбека Жумагазиева и обязал его выплатить истцу 20 тысяч сомов (500 долларов). Иск касался обращения в октябрьском 2005 года номере ряда местных жителей к президенту КР Курманбеку Бакиеву, в котором они обвиняли представителя омбудсмена С. Бакирова в том, что он предоставляет неверную информацию о ситуации в районе. С. Бакиров посчитал, что эта публикация нанесла вред его чести и деловой репутации. Он обратился в районный суд с иском о возмещении морального ущерба, который С. Бакиров оценил на 200 тысяч сомов.

К. Жумагазиев не согласен с решением районного суда, и намерен подать апелляцию. «Никакого заказного материала не было. Это обращение поступило в редакцию от райгосадминистрации, мы же как государственная газета обязаны публиковать все то, что спускается от местных органов власти», — сказал главный редактор.

Советник Кочкорского районного акима Качкынбай Абдыгазиев сообщил, что обращение было принято на форуме, состоявшемся 29 октября 2005 года с участием представителей молодежи, почетных граждан, совета женщин района. Под обращением подписались 10 человек.

"Суд вынес однобокое решение. Здесь нет никакой вины главного редактора газеты «Эмгек-Туусу»",- считает К. Абдыгазиев.

В ночь с 20 на 21 июня в Бишкеке была обворована редакция газеты «Трибуна». Об этом сообщил главный редактор газеты Ырысбек Омурзаков. По его словам, утром он обнаружил взломанную входную дверь. В помещении редакции было обнаружено, что из трех компьютеров вытащены материнские платы и память.

В последнем номере газеты «Трибуна» был напечатан материал о перепродаже «Шампанвинкомбината». Редактор готовил продолжение публикации этого материала в ближайшем номере газеты. В редакции не исключают, что ограбление может быть связано с этим.

19 июня в редакцию ошской газеты «Итоги недели» пришли представители Ошского областного родильного дома и угрожали главному редактору Павлу Громскому и внештатному корреспонденту газеты Алмазу Калету. Дело в том, что в газете (№ 24 от 16 июня 2006 года) была опубликована критическая статья «Ошский бизнес на младенцах», где говорилось о ситуации в родильных домах Оша и о незаконных поборах. Автор статьи А. Калет написал о том, что, согласно постановлению Правительства КР (от 1 февраля 2006 года), детям до 5 лет и беременным женщинам все медицинские услуги должны оказываться бесплатно.

Сотрудники Ошского областного родильного дома, отказавшиеся представиться, сказали П. Громскому, что они могут уволить его мать, которая работает в этом медицинском учреждении.

Молдова

Событий в Молдове имеющих отношение к СМИ в июне происходило не так много. Сказывается, видимо, лето. Тем не менее, из той немногой информации, полученной нами, выделим конфликт муниципальных электронных СМИ и депутатов из фракции коммунистов. Так, фракция Партии коммунистов Муниципального совета Кишинэу (МСК) стала угрожать директорам муниципальных электронных СМИ — радиостанции «Antena C» и телеканала «Euro TV Chisinau», что инициирует их увольнение, если они продолжат давать в эфир передачи, которые коммунисты квалифицируют как «носящие пропагандистский и обвинительный характер в адрес русского народа и Советской Армии». Официальное заявление в этой связи было сделано от имени фракции коммунистов Николае Моцок.

По его словам, коммунистическая фракция «и часть жителей столицы» были возмущены тем, что муниципальные электронные СМИ в течение нескольких дней подряд, в передачах, посвященных 65-летию начала фашистской агрессии против Советского союза, обвиняли советских солдат в убийствах и разрушениях. Кроме того, сказал Моцок, для участия в передачах были приглашены историки, которые пропагандировали «идею захвата нашей страны фашистской армией с так называемой целью освобождения и присоединения к Румынии», а также выдвигали обвинения против русского народа.

«Расцениваем эту издательскую политику, как явное проявление ксенофобии и нападок на государственность РМ. Обращаем внимание Совета, а также всего общества, что подобный угол освещения событий недопустим в контексте журналистской этики и общечеловеческих ценностей, особенно для СМИ, существующих на деньги налогоплательщиков и имеющих статус общественных», — говорится в заявлении советников-коммунистов.

В итоге, фракция ПКРМ потребовала от руководителей муниципальных радиостанции и телеканала Василе Стате и Аркадие Герасим «немедленно пересмотреть сетку вещания с целью реального освещения интересов всех граждан, а не только узкой группы лиц», в противном случае, фракция оставляет за собой право инициировать их увольнение.

Директор радиостанции «Antena C», Василе Стате отверг все эти обвинения, расценивая их как необоснованные и бездоказательные с целью подчинения радиостанции. По его словам, радиостанция независимо строит свою издательскую политику, учитывая концепцию деятельности, которую должна соблюдать, а также интересы слушателей. Он рассматривает жест коммунистов как «вмешательство в издательскую политику радиостанции „Antena C“, которая не впервые становится „мишенью для давления со стороны МСК“.

Надо сказать, что радиостанция „Antena C“ часто становится объектом нападок. По мнению экспертов, это связано с редакционной политикой радиостанции.

Таджикистан

В Таджикистане создано новое журналистское объединение — Коалиция журналистских ассоциаций Таджикистана „Партнерство во имя демократии“. В нее вошли три крупные организации, такие как МАТ, НАНСМИТ и ТАДЖАНЭСМИ.

Цели нового формирования самые благие: поддержка независимых СМИ страны, повышение уровня солидарности журналистов и налаживание равноправного диалога и партнерских отношений между СМИ и властью, содействие разрешению конфликтных ситуаций в сфере СМИ, защита прав и интересов СМИ и журналистов, разработка этических норм журналисткой деятельности, инициирование их обсуждения и принятия журналистским сообществом. Помимо этого Коалиция намерена участвовать в процессе реформирования законодательства в сфере средств массовой информации Таджикистана.

Это добровольное объединение будет управляться коллегиальным органом — Советом.

То, что три крупные журналистские организации, имеющий за плечами опыт работы в условиях современного Таджикистана, объединились в одну — не может не радовать. На долю журналистов Таджикистана выпало немало испытаний, особенно в годы гражданской войны. Отчасти это сказывается на том, что в журналистской среде практикуется самоцензура. Поэтому малейшее давление со стороны чиновников у многих вызывает осторожность. Защита прав журналистов, поддержка и помощь в получении юридической помощи, знании своих прав — все это, несомненно, скажется на работе СМИ в будущем.

То, что у новой Коалиции будет много работы, никто не сомневается. Июнь хоть и не было богат на события, тем не менее, не обошлось без ряда инцидентов.

К примеру, 15 июня в Кулябском государственном университете (КГУ) завершилось распространение 7 номера студенческой газеты „Анвори дониш“ (учредитель — Ученый совет университета). Как отметил в беседе с корреспондентом мониторинговой службы НАНСМИТ по Кулябской группе районов редактор газеты Аслон Исломов, „студенты факультета истории и права вновь остались без газеты“. Выяснилось, что „Анвори дониш“ распространяется строго по подписке, и редакция не имеет право и возможность отпечатать даже минимальное количество вне утвержденного тиража в 1500 экземпляров, на каждый из которых имеется конкретный адресат.

Как рассказал Аслон Исломов, деньги на подписку собираются не редакцией, а деканами факультетов, которым Ученым советом и вменено в обязанность заниматься подпиской. По словам А. Исломова, декан факультета истории и права Саидахтам Юнусов собрал на „Анвори дониш“ у студентов своего факультета 526 сомони, но вместо того, чтобы перечислить их на расчетный счет редакции и оформить подписку на 2006 год, он оформил подписку на правительственные издания для преподавателей. Когда редактор на Ученом совете поднял этот вопрос, С. Юнусов пригрозил А. Исломову подать в суд на него „за клевету“.

1 июня состоялось внеочередное заседание сессии Маджлиса народных депутатов Исфаринского района Согдийской области, на котором по представлению прокуратуры района были лишены депутатской неприкосновенности совершившие преступление депутаты Хомид Каримов и Икром Баходуров. Заседание было снято на видеокамеру сотрудниками ТВ „Исфара“. Однако, по завершению сессии, представители администрации города Исфары попросили съемочную группу отдать им отснятую видеокассету. Тем временем директор ТВ „Исфара“ Сахбон Курбанов отметил, что запись не была, предназначена для эфира и сама сессия носила закрытый характер.

Туркменистан

После некоторого затишья, в Туркменистане опять началась волна преследования журналистов и правозащитников. Президенту Сапармурату Ниязову везде чудится измена и угроза его царствованию. Поэтому он готов обвинять всех. Особенно достается журналистам и правозащитникам. Первые могут не так, как надо прославить его, точнее, вместо прославить -ославить. Вторые не столько потому что могут рассказать о нарушениях прав, чинимых в царстве Туркменбаши, сколько тем, что они своими советами и разговорами о правах человека, будят сонных обитателей этого царства. У Туркменбаши все должно быть по-другому: ни один из его граждан не должен искать защиту на стороне, от другого человека. Защищать или наказывать — это единоличное право только самого Туркменбаши. Только он решает, что смотреть, слышать, видеть должен его верноподданный народ.

18 июня была арестована корреспондент Радио Свобода Огулсапар Мурадова. Она якобы занималась подрывной деятельностью. Без официальных документов и предъявления обвинений арестованы и трое ее взрослых детей. Телефоны остальных родственников были заблокированы, им запретили давать информацию журналистам.

Туркменский Хельсинкский фонд по правам человека не исключает, что к журналистке применяются психотропные средства. На нее оказывают давление, вынуждая сознаться в „подрывной деятельности“.

В последнее время за ней установили круглосуточное наблюдение. Как сообщала Огулсапар: „Более двадцати дней за нами ведется плотное наблюдение, все мои передвижения снимаются на видеокамеру“.

Она также сообщала, что 17 июня была совершена попытка поджога дома ее матери. Соседи успели затушить пожар до того, как огонь перекинулся на основные постройки.

В июне же был задержан властями сотрудник французского телевидения „Франс 2“ Анакурбан Аманнкличев. Еготоже обвинили в организации заговора против главы государства.

По информации организации „Репортеры без границ“, „он подвергся жестокому допросу, который длился днем и ночью“.

По некоторым данным вместе с журналистами были задержаны и два правозащитника — Елена Овезова и Сапардури Хакиев, однако подробных сведений о них нет.

26 июня Сапармурат Ниязов освободил от занимаемой должности главного редактора армейской газеты „Эсгер“ („Воин“) Какамурада Баллыева с формулировкой „за серьезные недостатки, допущенные в работе, и за участие в преступной деятельности“.

Это уже второе увольнение Баллыева с должности. Четыре года назад он (тоже „за допущенные недостатки в работе“) был снят с должности президентского пресс-секретаря и сослан в редакцию военной газеты. Как дальше сложится его судьба, неизвестно, поскольку власти пока не разъясняют, что скрывается за формулировкой „участие в преступной деятельности“. Однако, как показывает повседневная туркменская правоприменительная практика, проблем с наказанием человека, в чем-то провинившегося перед президентом Ниязовым, обычно не бывает.

14 июня организация Turkmen Initiative for Human Rights сообщила дополнительную информацию об ограничении доступа к информации. Она касается региона, граничащего с Узбекистаном — Дашогузский велаят. Здесь работники домоуправлений ходят по квартирам и требуют от граждан, чтобы те сняли с крыш телевизионные антенны. Если жильцы отказываются, работники делают это сами.

На вопрос, для чего снимаются антенны, отвечают, что они создают помехи и тем самым мешают нормально работать новой национальной сотовой связи „Алтын Асыр“ (Золотой век). Однако, по мнению специалистов, антенны на крышах домов высотою максимум в пять этажей не создают никаких помех для связи. Дело в том, что через эти антенны жители велаята могут смотреть программы узбекского телевидения. Не имеющие возможности купить спутниковую тарелку и к ней дорогое оборудование люди утоляют информационный голод телепрограммами из Ташкента и Нукуса.

»Конечно, программы узбекского телевидения далеки от «свободы слова», но по сравнению с туркменским, они выигрывают хотя бы в разнообразии передач, а у нас только Туркменбаши на экране" — утверждают жители города Дашогуз.

Проживающая в этих двух регионах многочисленная узбекская диаспора, теперь лишена возможности смотреть телевизионные программы и читать прессу на своем родном языке.

Узбекистан

Судя по сообщениям, которые размещают независимые Интернет-сайты, в Узбекистане маразм все больше крепчает. Как сообщает агентство 22 июня, правительством Узбекистана введен негласный запрет на показ любых взрывов и пожаров по местному телевидению, равно как и упоминание о подобных ЧП на страницах большинства местных газет. Пока неизвестно, от какого конкретного правительственного чиновника исходит такое указание. Однако, в частности, цензура коснулась и художественных фильмов. Так, к примеру, 20 июня по государственному телеканалу «Ташкент» в 22.15 по местному времени демонстрировалась известная комедия Эльдара Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России». В этом фильме есть небольшой эпизод: так называемый «мафиози» бросает из окна поезда зажженную сигару, которая взрывает автозаправочную станцию. Вузбекской версии, взрыв отсутствует.

«Противопожарная цензура», отмечает «Фергана.Ру»,существует и в местных газетах. Прессе вообще запрещено давать информацию о любых взрывах — не только на территории Узбекистана, но и других стран мира.

По версии анонимного источника ИА «Фергана.Ру» в одной из редакций центральных газеты, этот запрет введен из страха властей перед умышленными взрывами на территории республики: «как бы местный народ не вдохновился на нечто подобное».

О мощном взрыве, произошедшем 13 июня на АЗС на ташкентском массиве Куйлюк, не написала ни одна узбекская газета, хотя уже на следующий день об этом чрезвычайном происшествии знала вся столица. В результате этого взрыва по официальным данным несколько человек получили ранение, а по словам источника ИА «Фергана.Ру» в милицейских кругах, погибло несколько десятков человек.

Местные газеты ни одним словом не обмолвились и о взрывах, прозвучавших несколько дней назад на АЗС Намангана и в Уч-Тепинском районе.

«Инакомыслие воспрещается категорически». Так называется редакционная статья, размещенная на новом независимом новостном Интернет-сайте Uzmetronom.Com.

«На сегодняшний день в этой стране в открытом доступе находятся лишь подконтрольные и максимально лояльные существующему в стране режиму электронные и иные средства массовой информации», — пишут журналисты Uzmetronom.Com.

«Примечательно, что Ислам Каримов публично всегда [выступает] за независимую прессу и за различные точки зрения, озвучиваемые журналистами. Однако это не более чем лукавая восточная риторика, не имеющая ничего общего с тем, что на самом деле думает узбекский президент и его окружение», — говорится в статье.

В настоящее время сайт Uzmetronom.Com абсолютно недоступен для большинства Интернет-пользователей из Узбекистана.

С 1 июня узбекистанские подписчики перестали получать газету «Труд». Издание исчезло и из киосков республики. В редакции прекращение выхода в свет газеты объясняют техническими проблемами в Издательско-полиграфическом концерне «Шарк» — типографии, где печатается «Труд-Узбекистан». Однако в самой типографии Интернет- изданию «Арена» заявили, что выход «Труда» приостановлен из-за проблем с бумагой, возникших у газеты.

«Арена» не считает ни первую, ни вторую версии правдивыми. Как сообщил «Арене» источник в Узбекском агентстве по печати и информации (УзАПИ), выход «Труда» приостановлен из-за упоминания в статье «Рельсы упираются в казенный дом» о финансовых махинациях сына бывшего министра путей сообщения России Николая Аксененко — Рустама. В конце статьи авторы привели список «детей больших родителей» — глав государств СНГ, членов правительств или глав регионов. В этот список вошла и старшая дочь президента Ислама Каримова Гульнара. А здесь весьма болезненно относятся ко всему, что связано с семьей президента Ислама Каримова. Упоминание дочери президента Узбекистана в таком контексте бросает тень на семью, считают в УзАПИ. Впрочем, как сообщил тот же источник в Агентстве, приостановка выпуска российской газеты — это лишь «предупредительная мера» и «Труд», скорей всего, скоро вновь будет выходить в Узбекистане.

Глава корреспондентского пункта «Труда» в Узбекистане и владелец газеты «Труд-Узбекистан» Валерий Бирюков получил одобрение властей начать выпуск в Узбекистане «Российской газеты» — печатного органа правительства России. Выход первого номера был намечен на 1 июля. В связи с инцидентом с «Трудом», вероятно, будет отложено и начало выпуска «Российской газеты».

В июне произошел еще один, на наш взгляд, странный инцидент, который только подтверждает нездоровую атмосферу в стране. 1 июня узбекские пограничники задержали оператора телеканала «Казахстан» Жанабая Ахметова. Поражает не столько сам факт задержания, сколько как это было сделано. Группу депутатов парламента Казахстана — члены Комитета мажилиса по международным делам и обороне в сопровождении сотрудников республиканских телеканалов и местных журналистов прибыли на пограничный пункт «Жибек Жолы». Когда депутаты беседовали с сотрудниками поста, операторы телеканалов стояли на нейтральной полосе между двумя контрольно-пропускными пунктами — казахстанским и узбекским.

В этот момент к оператору телеканала «Казахстан» подошел узбекский пограничник, выхватил камеру и побежал на свою территорию. Следом к казахстанцу подбежал другой солдат и, схватив его за рубашку, потащил на узбекский КПП. Казахстанские депутаты попытались вмешаться в ситуацию. В частности, депутат Нурлан Джилкишиев бросился на выручку оператору, но тем временем узбекские пограничники закрыли переход. Они отпустили Ж. Ахметова только через 20 минут, после проведенного допроса о цели приезда делегации. Камеру вернули. Инцидент был исчерпан, однако остались вопросы: неужели узбекские пограничники не могли получить информацию цивилизованным путем, и для этого потребовался такой варварский метод — красть человека на глазах его товарищей, кто наделил узбекских пограничниковтакими высокими полномочиями, чтобы так действовать, если пограничники поступают так нагло с гражданами другого государства, на глазах депутатов, хоть и соседнего парламента, то как они поступают с гражданами своей страны.

Украина

В Украине как всегда жизнь кипит, независимо от времени года. Поскольку журналисты в самой гуще события, то, соответственно, достается им чаще. Причем, борются с ними разными методами — как законными, так и незаконными, но все чаще незаконными.

К примеру, в райцентре Барышевка Киевской области милиционеры пытались силой доставить в суд редактора газеты «Барышевские вести» Наталию Кириленко. Судья Барышевского райсуда Лысак назвал ее в судебной повестке «правонарушителем», хотя Наталия не имеет проблем с законом. Судья направил милиционеров в редакцию, чтобы запугать Наталию Кириленко, которая разоблачает местных коррупционеров, сообщает правозащитная группа «Щит».

Около одиннадцати часов вечера 4 июня, была совершена попытка поджечь дом собственного корреспондента газеты «Киевские ведомости» Сергея Яновского. Как рассказал журналист, он вместе с женой и сыном готовились отойти ко сну, а в это время через окно в кухне квартиры на улице Краснофлотской вылили горючую смесь и следом бросили две зажженные петарды. Сергей успел потушить огонь до того, как он охватил все помещение. Однако потом журналист обнаружил, что самостоятельно выйти из квартиры не может: металлическая входная дверь снаружи была заблокирована металлическим «уголком».

Возбуждено уголовное дело. Есть и свидетели, которые видели входившего в дом незнакомца с удилищем.

Журналист связывает покушение со своей профессиональной деятельностью. В сведении счетов с ним «по заказу» Сергей Яновский подозревает двух местных бизнесменов, прорывавшихся в горсовет и потерпевших фиаско после того, как журналист обнародовал «теневые схемы» присвоения ими коммунального имущества — участков на побережье Днепра и недвижимости в престижных районах областного центра. Редакция разделяет это подозрение и требует оперативного вмешательства и расследования ЧП со стороны областных и центральных правоохранительных органов.

17 июня без каких-либо объективных причин на улице был грубо задержан руководитель местной редакции газеты «Комсомольская правда» в Украине" Глеб Подтоптанный. Журналиста заковали в наручники и увезли в отделение Бабушкинского РОВД Киева. Милиционеры довольно быстро выяснили, что приняли его за другого человека, тем не менее, он провел в отделении шесть часов. К журналисту применяли физическую силу, изъяли личные вещи, а также вынудили подписать разрешение на обыск автомобиля.

Главный редактор днепродзержинской газеты «Дзержинец» Маргарита Закора опубликовано в № 22 от 20 июня газеты подробности обстрела своей квартиры, который произошел 18 июня. Произошло это около 23 часов. Во время обстрела случайно пострадал сосед, проживающий этажом ниже. Милиция определила ущерб — 50 гривен.

В статье говорится, что прокуратура намерена возбудить уголовное дело по статье хулиганство, чтобы быстрее его закрыть. Изучая траекторию пуль, эксперты пришли к выводу, что на месте, откуда производились выстрелы, остались следы от шин автомобиля. То есть «хулиганы» приехали специально на машине, чтоб трижды выстрелить по окнам М. Загоры и один раз по соседским. Говорит это только о том, что правоохранители просто не желают вешать на себя уголовное дело, которое не так просто закрыть — считает редактор.

В статье главный редактор определила круг подозреваемых, в который вошли крупные чиновники области — герои разоблачительных статей.

На полтавской телестудии «Місто» пролилась первая кровь — об этом заявила генеральный директор Полтавской телестудии «Місто» Ольга Полтавец, выступая 21 июня в вечернем эфире своей телекомпании. По ее словам, последствия попытки захвата телестудии людьми 20 июня, которые якобы представляли нового собственника, ужасны. Один из сотрудников был ранен: в сутолоке ему порезали руку. Кроме того, утверждает гендиректор, люди, которые вломились в помещение студии, разбили мебель и вывели из строя телевизионное оборудование. О. Полтавец раскритиковала местных милиционеров, которые прибыли на место события, но не препятствовали действиям лиц, которые попытались захватить студию.

Причиной, из-за которой произошел инцидент, генеральный директор считает желание «некоторых» лиц отомстить журналистам за независимую политику и объективное освещение событий в Полтаве во время недавних выборов. Как заявляет О. Полтавец, людей, которые вчера ворвались в студию в сопровождении охранников КБ «Полтава-Банк», не сопровождали судебные исполнители. Поэтому журналисты расценили происшествие как незаконный захват «Міста» людьми, которые представляли интересы неизвестного им «нового» собственника. Единственное, что удалось узнать телевизионщикам о нем, так это только то, что некто И. Вялый прописан в Киеве. Но кто он и чем занимается, сотрудникам студии не говорят.

О. Полтавец уточнила, что КБ «Полтава-Банк» не являлся собственником телестудии. Студия «Місто», действительно, брала в этом банке кредит, но уже его выплатила. Все претензии к студии его нынешнее руководство предлагает своим оппонентам предъявлять после рассмотрения апелляционной жалобы на решение райсуда, вердикт которого вроде бы и послужил поводом для попытки захвата телеканала.

3 июня на сессии областного совета во время голосования о недоверии губернатору Арсену Авакову, между депутатами завязалась драка. Депутат от партии регионов Дмитрий Шенцев, увидев, как Андрей Авдошин фотографирует дерущихся, ударил корреспондента. Однако прокуратура Киевского района посчитала это нападение рядовым хулиганством, а не препятствование профессиональной деятельности журналиста. Впрочем, ни в одной республике СНГ не любят наказывать виновных по этой статье. Выходит, что журналисты из спортивного интереса лезут под горячую руку разгоняющих митинги, дерущихся депутатов, охранников бизнесменов и чиновников.

Коллектив Луганского областного телевидения (ГО ЛОГТРК) обратился с письмом к Президенту Виктору Ющенко, в котором заявлил, что ситуация со свободой слова в этой государственной телекомпании находится под угрозой.

По словам авторов обращения, руководство телекомпании отказалось заключить с творческим коллективом редакционное соглашение, гарантирующее журналистам невмешательство в процесс подготовки телепрограмм.

Они опасаются давления на канал со стороны пресс-секретаря Виктора Януковича — Родиона Мирошника, который, по мнению сотрудников ГО ЛОГТРК, может препятствовать объективному освещению событий.

"В отказе внести редакционное соглашение в коллективный договор журналисты усматривают возможность возвращения в эфир ЛОГТРК ЗАО «Луганская областная телерадиокомпания» (председатель правления — пресс-секретарь В. Януковича Родион Мирошник). Год назад незаконность деятельности ЗАО ЛОТ на канале ЛОДТРК подтвердила проверка КРУ в Луганской области, по факту были возбуждены 2 уголовных дела, которые до сих пор не закрыты. Сейчас ЗАО «ЛОТ» (контрольный пакет акций которого принадлежит лидеру Республиканской партии Ю. Бойко) работает как продакшн-студия, не имея ни лицензии, ни собственной частоты. Между тем в ее собственности находятся передатчики, которые были приобретенные на средства областного бюджета для развития областного канала", — говорится в письме.

Авторы письма также подчеркивают, что пребывание передатчиков областного телевидения в руках сомнительной частной структуры представляет угрозу для национальной безопасности. 31 мая истек срок аренды государственной телекомпании передатчиков, незаконно отданной частной структуре в собственность Луганским облсоветом.

«Сейчас угроза их отключения для трансляции программ ЛОГТРК является реальной. В результате Луганское областное государственное телевидения может потерять возможность транслировать сигнал, а значит, и вещать на большинство районов области. Если же договор будет продлен, неизвестно, насколько еще государству придется уступить так называемым шантажистским требованиям и выиграет ли от этого общественность. Сейчас неизвестно, какая часть предусмотренного законом вещания достанется государству и не придется ли нашим зрителям в это время наблюдать на экранах уже совсем другие новости, которые выгодные отдельным лицам».

Журналисты пишут, что нынешнее же руководство компании, в лице и.о. генерального директора ГО ЛОДТРК. В. Гаркуши от ответов на прямые вопросы о перспективах дальнейшего развития канала уклоняется.

В Крыму обстановка тоже была накаленной, в июле произошло сразу несколько событий. Отчасти, это связано с запланированными военными украинско-американскими учениями «См Бриз», отчасти осложнившимися после революции украинско-российскими отношениями, не исключено и то, что на обстановку влияет общее политическое противостояние в стране и регионе.

Начнем с того, что военные журналисты газеты «Флот Украины» объявили о своем намерении начать голодовку в знак протеста против «информационной войны» в Украине. В принятом 8 июня на офицерском собрании редакции тексте заявления, в частности, говорится, что события вокруг подготовки к очередным украинско-американским учениям «Си Бриз» вызывают "тревогу и обеспокоенность военных журналистов газеты «Флот України».

В заявлении говорится: «мы видим, как честное информирование проигрывает манипуляциям, видим, как хотят „списать в архив“ опыт военных моряков. Международный авторитет отдают на откуп людям, которые живут временной политической выгодой». «Пока продолжаются споры относительно того, были ли основания для нахождения стрелкового оружия в нерастаможенных контейнерах на территории Феодосийского порта, ежедневно через границы Украины российскими СМИ беспрепятственно „ввозятся“ гигантские порции дезинформации и лжи», — отмечают флотские журналисты.

"Спустя четырнадцать лет после начала трудного пути (газета начала выходить 8 июня 1992 года — УНИАН) нас опять пытаются сделать заложниками устаревших идеологических догм. Это болезненно и порождает разочарование. Потому что мы хотим честной дискуссии, а не митинговых призывов, — пишут офицеры-журналисты. — В знак протеста все офицеры газеты «Флот України» заявляют о намерении объявить голодовку, продолжая при этом исполнять свои обязанности".

Флотские журналисты выражают «категорическое несогласие с теми, кто пытается свести к абсурду все результаты многолетнего труда» и призывают «всех, от кого зависит развитие ситуации, прекратить истерию и вернуться к здравому смыслу».

К сожалению, мы не знаем, чем закончилась голодовка журналистов и нашли ли они понимание и поддержку у своих коллег из других изданий.

Депутатами Ленинского районного совета Симферополя был снят с должности главный редактор газеты «Наше время» Андрей Мержев. В знак солидарности коллектив написал заявление об уходе с работы. Они считают, что в отношении Мержева допущен правовой произвол.

Как рассказали сотрудники «Нашего времени», за увольнениередактора, который в это время находился в отпуске, проголосовали 26 депутатов из 50. Андрей Мержев считает, что депутаты отомстили ему за то, что газета стала ориентироваться на письма и мнение читателей, а не на позицию Ленинского райсовета. В связи с этим возрос тираж издания, а также в четыре раза увеличился доход от рекламы. В увольнении редактора был заинтересован председатель Ленинского райсовета Анатолий Петрищев. После того, как газета «Наше время» сообщила о том, что он имеет собственное сельхозпредприятие, возмущенный Петрищев запретил журналистам упоминать его фамилию.

Активисты Партии регионов 13 июня блокировали в Феодосии корреспондента агентства УНИАН Дмитрия Стаховского и Олега Яценко, не давая журналисту возможности работать.

Корреспондента, который пытался записать интервью с председателем «Студенческого братства» неподалеку от палатки, сразу окружили более 10 активистов Партии регионов, настроенных на драку. Они вырывали журналистское удостоверение, мешали разговору, оскорбляли председателя «Студенческого братства» и всячески провоцировали драку. Представители милиции, которые своевременно вмешались, предотвратили это.

Через полчаса, при второй попытке записать интервью на площади, произошло практически то же самое, но удалось избежать драки без милиции.

Тип события

Количество случаев

Нападения на журналистов, угрозы расправы

1 — Грузия

4 — Украина

Погибшие журналисты

Задержания и аресты журналистов

1 — Азербайджан

1 — Армения

1 — Беларусь

1 — Туркменистан

1 — Узбекистан/Казахстан

2 — Украина

1 — Украина/Россия

Юридическое и судебное преследование журналистов

2 — Азербайджан

1 — Армения

5 — Казахстан

1 — Кыргызстан

1 — Молдова

1 — Туркменистан

7 — Украина

Иные формы давления на редакции и журналистов. Конфликты с властью и политическими организациями

1 — Азербайджан

3 — Армения

3 — Беларусь

4 — Грузия

1 — Грузия/Аджария

3 — Кыргызстан

1 — Молдова

1 — Молдова/Приднестровье/Россия

2 — Таджикистан

1 — Туркменистан

1 — Узбекистан

6 — Украина

1 — Украина/Крым

Ограничение доступа к информации

1 — Армения

1 — Беларусь

1 — Казахстан

1 — Кыргызстан

1 — Молдова/Приднестровье/Россия

1 — Туркменистан

1 — Узбекистан

1 — Узбекистан/Россия

Пропавшие без вести

Составитель бюллетеня — аналитик событий Центра экстремальной журналистики Ирада Гусейнова (gusja@cjes.ru)

Источник: www.iamik.ru
0.0
- всего оценок (0)
- ваша оценка


Новый комментарий
Автор Сообщение
Данную новость еще не обсуждали

Обсуждение в Facebook:




Главные новости

03.1216:40Душанбинских пекарей отправили в вынужденный отпуск
03.1215:16Ансори: Смертный приговор Бобака Занджани не отменен
03.1212:35В России группа наркоторговцев подозревается в сбыте около 700 кг героина
03.1210:23Официальный Кабул прокомментировал заявление талибов по CASA-1000
03.1210:03Путин призвал упростить получение гражданства РФ для выходцев из бывшего СССР


Самое обсуждаемое

01.1214:11Атамбаев о ЕАЭС: вступаем в братский союз и встречаем старшего брата, который нам ножки подставляет(7)
02.1210:57Лидер Компартии Таджикистана верит председателю Нацбанка, но стоит в очереди за своим депозитом(3)
01.1209:43На реализацию новой Национальной стратегии развития Таджикистана необходимы $118,1 млрд.(3)
03.1210:32Когда у НПЗ "финансы поют романсы"...(1)



(C) 2001-2016 TopTJ.com

TopTJ.com - Новости Таджикистана
00:00:00