Авторизация
 
 
Регистрация на сайте
Восстановление пароля


Новостные каналы


Skip Navigation LinksTopTJ.com  →  Новости Таджикистана  → 

Лента новостей

09.08.200614:49

НАВРУЗ – ДРЕВНИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК ТАДЖИКОВ

      Одним из ярких и важнейших праздников таджиков, иранцев и других персоязычных народов, дошедших до нас из глубины веков, считается Навруз. О Наврузе, истории его появления, времени празднования созданы произведения великих персоязычных ученых и поэтов Абулькасима Фирдавси, Абурайхона Беруни, Омара Хайяма, Садриддина Айни и других. По их увтерждениям, а также, как следует из самого названия праздника, Навруз - это новый день, то есть новый день Нового года, который совпадает с первым днем древнеиранского месяца «Фарвардин» (так он назывался и в Таджикистане историческом), началом месяца «Хамал» (Овен) по солнечному календарю хиджры и 21 марта летоисчисления по григорианскому календарю (новый стиль).       Как следует из легенд, приведенных Фирдавси в его «Шахнаме», «Навруз» был известен еще со времен первого из древнейших царей Каюмарса. Каюмарс правил тридцать лет и за это время ввел в обиход трон и корону, научил людей готовить еду, а из шкур зверей - шить одежду.       В период правления Ахеменидов (VI-IV века до н.э.) празднование Навруза стало официальным, и в исторических источниках иранских народов это связывают с царем Джамшедом.      Мухаммадхусайн Бурхон в своем произведении «Бурхони котеъ» (XVII  век н.э.) пишет, что вначале Джамшеда звали «Джам», что означает «царь», «великий султан». Однажды он вышел в путь и дошел до Азербайджана. В тот день солнце дошло до первой точки месяца «Хамал». Он приказал установить на высоком холме красивый трон и взошел на него, украсив голову расписной короной. Как только взошло солнце, его лучи упали на корону и осветили всю округу. На пехлевийском языке слово «луч» звучит «шед». К имени царя добавили слог «шед» и с тех пор его стали называть Джамшед, что означает «царь света». В тот день провели большое торжество, которое и назвали Наврузом.       В древние века Навруз праздновали от 6 до 13 дней. Эта традиция сохранилась в сегодняшнем Иране, где торжества продолжаются 13 дней.       Когда народы Хорасана и Мавераннахра были обращены в исламскую веру, арабы не отменили празднование Навруза. Напротив, они приспособили под него свой солнечный календарь и стали считать за первый день нового года первый день месяца «Хамал». Навруз на этой земле отмечался каждый год.       Официальным Новым годом считался Навруз до 1868-1870 гг. и в Средней Азии, где,  в зависимости от начала весенних полевых работ, он отмечался в различных регионах края с небольшим различием по срокам. В крупных городах - Самарканде и Бухаре, Пенджикенте и Фергане, Худжанде и Истаравшане, Кулябе и Гиссаре, Денау и Насафе (Карши) и других населенных пунктах- сооружали специальные места для торжеств и устраивали празднества. Подробно празднование Навруза в тогдашней Бухаре описали в своих произведениях известный  таджикский просветитель 19 века и писатель Ахмад Дониш и основоположник современной  таджикской литературы  Садриддини Айни.       Во времена правления царской России в Туркестанском крае все государственные дела здесь велись по григорианскому календарю, но наместники не отменили солнечный и лунный календари хиджры, особенно в Бухарском эмирате, считавшемся в мире как социалистической центром  исламской цивилизации.        После победы Октябрьской революции и прихода к власти коммунистической партии, что привело и к господству марксистской идеологии, произошли существенные изменения в сфере соблюдения национальных обрядов, в том числе и праздников, особенно в республиках с мусульманским населением. Все мероприятия проводились на основе нового календаря. По приказу властей тюркоязычная интеллигенция Центральной Азии, а позже и просветители Таджикистана отказались и от привычного на протяжении более тысячи лет персидско-арабского алфавита, перейдя вначале на латинскую графику, а затем на кириллицу. В 20-х и начале 30-х годов прошлого века каждый, осмелившийся говорить о национальных праздниках и сохранении персидской грамоты, в срочном порядке объявлялся контрреволюционером, чуждым элементом, врагом народа и подвергался суровому наказанию.      Как рассказывали наши бабушки и дедушки, Навруз в те годы официально не отмечался, но народ в городах и селах с нетерпением ждал его наступления, пусть скрытно, но обязательно празднуя эту дату. И только после победы во Второй мировой войне на просторах бывшего Советского Союза стали появляться ростки плюрализма, а с ними - возрождаться национальные традиции в республиках, в том числе и Навруз. К слову, в возрождении Навруза в Таджикистане велика роль славных сынов таджикского народа Бабаджана Гафурова, Садриддина Айни, Абулькасыма Лахути, Мирзо Турсунзаде, Боки Рахимзаде и других.      Как отмечалось выше, вообще-то Навруз является традиционным праздником ираноязычных, но позже его стали отмечать как свой праздник и тюркоязычные народы - узбеки, туркмены, киргизы, казахи, азербайджанцы, татары, башкиры и другие.      Таджики, относящиеся к арийским народам и,  в отличие от других народов Центральной Азии,  говорящие на фарси, имеют свойственный только им добрых ряд культурных традиций. Они празднуют Навруз очень торжественно, на высоком уровне с 21 марта до начала апреля.      С приходом Навруза,  - невесты Весны,  - как бы просыпается и возрождается природа. Особенно ярко это проявляется в Таджикистане с его неповторимыми горными пейзажами. У человека появляется вдохновение, он стремится взять в руки карандаш и описать чувства, охватившие его. Земля, подобно ослепительной невесте, одевается в зеленый наряд весенних трав. Поют соловьи, журчат водопады, ручьи и реки. Короче, наступает подлинное возрождение природы.      С приходом пробуждающего красоту Навруза, как его называют таджики, становятся равными по продолжительности день и ночь. Зимний холод уступает место солнечной весне. Крестьянин,- истинный кормилец народа, -берется за подготовку земли к весеннему севу.       С нетерпением ждут прихода весны и дети, которые в зимние месяцы изрядно соскучились по играм. Они идут на холмы и в горы, собирают подснежники и с песнями раздают их по домам в своих кварталах, как бы разнося весть о приходе весны. Эту традицию в народе называют «гулгардони». Хозяйки, принимая из рук ребят весенние цветы, прикладывают их к глазам и благодарят Бога за то, что дожили до весны.       Навруз широко, по народным обычаям,  отмечается в различных регионах Таджикистана - Согде и Хатлоне, Гиссаре и Раште, Бадахшане и столице страны- городе Душанбе. Одной из примет приближающегося Навруза является то, что женщины готовят «суманак», являющийся своего рода символом весны и Навруза. Они тщательно промывают пшеницу и засыпают ею медные тазы, покрыв затем тонкой хлопковой тканью и оставив на открытом месте под весенним дождем. Как только зерна прорастут, пшеницу перекладывают в различные блюдца и дожидаются, пока ростки не поднимутся чуть выше (но не особо). Затем разрезают проросшую пшеницу квадратиками и толкут в специальной ступе. Появившийся пшеничный сок пропускают через марлю и сливают его в огромный котел, где он кипит на медленном огне до густоты халвы. Важным моментом в этой традиции таджиков является сохранившийся с древних времен обычай: вокруг котла с суманаком собираются семья, родные, соседи. Все поочередно помешивают специальной шумовкой содержимое котла и поют песни. Это является своего рода символом исполнения желаний в Навруз.      Суманак является одним из видов национальных восточных сладостей. Не случайно его готовят именно накануне Навруза. Суманак содержит много ценных элементов и является весьма полезным для организма человека. Таджики готовят его в двух видах,  - как халву, а также в форме  лепешки. Первый вид готовится в котле, второй - в тануре (специальной печи для выпечки лепёшек).       Еще одним важным моментом в традициях Навруза является то, что в каждом доме готовят праздничный дастархан с семью различными явствами, таджикские названия которых начинаются на арабские буквы «син» и «шин». В их числе - суманак, сумот, самбуса (пирожки), сабзи (морковь), санджид, себ (яблоки), соки и др. Кроме того, на стол ставят семь видов сладостей. В центре главной комнаты празднества устанавливают свечу - символ света и счастья,  а также зеленую траву как признак радости и веселья народа.       Во всех регионах республики Навруз встречают с праздничным настроением и большой радостью. С раннего утра раздаются звуки карнаев, сурнаев и флейт, которые зазывают народ на праздник. Стар и млад в праздничных нарядах спешат на торжество. В самом центре площади, где проходит празднование Навруза, зажигается факел, который в знак доброй надежды на лучшее, избавления от тягот и лишений, обходят все присутствующие. На другом конце площади, сменяя друг друга, поют певцы и музыканты, пляшут танцоры. Народ веселят комики. Юноши и девушки декламируют в своем круге лирические двустишия и четверостишия. Празднование Навруза невозможно представить без скачек, национальной  борьбы, стрельбы из лука, армреслинга, перетягивания каната, петушиных боев, запуска голубей. Всадники, приехавшие из различных уголков страны, устраивают козлодранье, считающееся одним из любимых видов спортивных игр и состязаний. Знаменитые борцы из Таджикистана и соседних республик организуют соревнования по национальной борьбе – «гуштингири». Победителям вручают ценные призы - автомобили, ковры, холодильники и другие предметы домашнего обихода.       Таким образом, Навруз очень широко и торжественно отмечается во всех уголках нашей страны. Он есть и остаётся подлинным праздником жизненного возрождения, красоты, единства и согласия  всех народов Таджикистана.                                                                 Марзия Саидзода, корреспондент НИАТ «Ховар»,                                                       
Источник: ИА "ХОВАР"
1.0
- всего оценок (1)
- ваша оценка


Новый комментарий
Автор Сообщение
абу Мухаммад
06.05.2012 16:08
Гость
IP:95.56.151.201

Является ли Навруз мусульманским праздником?

В последние годы с особым усердием многие мусульмане Средней Азии, Кавказа, да и России, чествуют «персидский Новый год» – Навруз, уходящий корнями в зороастрийские верования. Так, праздник, противоречащий нормам Ислама, о чем сказано во многих фетвах, стал прочно ассоциироваться с возрождением национальных традиций у тех, кто под таковыми, видимо, понимает укоренившиеся суеверия и доисламские пережитки.

История Навруза, по разным источникам, восходит ко временам Авесты - священной книги зороастризма. По легенде, в этот день произошло много легендарных событий: "Зардушт (Зороастр или Заратуштра - пророк в зороостризме - прим. Ислам.Ру) был избран богом, чтобы принести людям счастье", мифический царь Тахмурас "отправил в темницу злых дивов и безжалостных людей", а "Гоштосп, царевна Каетун и Джомосп приняли веру Маздаясна", т.е. зороастризм, и т.д.

Зарождение Навруза также связывают с мифическим царем Джамшидом, на которого в этот день упали лучи солнца. А согласно учению Авесты, люди должны каждую весну отмечать появление жизни на земле, которая зарождалась «в шести видах» (небо, вода, земля, растения, животные и человек).

В Средневековье у разных народов Навруз продолжался тринадцать дней. В конце торжеств люди выходили в поле, где и встречали Новый год. Такова была примета. Считалось, что вышедшему в эти дни в поле насладиться природой в течение всего предстоящего года будут сопутствовать счастье и благополучие. Чем не русская поговорка «Как новый год встретишь, так его и проведешь?»

Однако общеизвестно, что мусульманский новый год никаких особых торжеств не предусматривает и уж тем более никакими приметами не сопровождается. Счастье и благополучие же сопутствуют тому, кто соблюдает повеления Всевышнего и сторонится запретного, к коему, в том числе, относится и празднование Навруза.

Неисламский характер Навруза становится еще более очевидным, если вспомнить, почему перед ним широко отмечается последняя среда, или т.н. среда радости. Ей предшествуют среды, посвященные природным стихиям: воздуху, воде и земле, в соответствии с тем самым учением Авесты о «шести видах» зарождения жизни. Поскольку, согласно этим верованиям, в последнюю среду зарождается растительность, что весьма важно для культа природы и плодородия, именно она и выбрана в качестве особо почитаемой.

В столь же далеких от Ислама культах мы найдем и объяснения мистическим обрядам, превратившимся сегодня в народную забаву. Так, воде посвящен обряд обрызгивания друг друга членами семьи перед сном в последнюю ночь старого года. А через проточную воду перепрыгивали, дабы «очиститься» от прошлогодних грехов. Это сопровождалось весельем, но никак не искренним раскаянием – непременным условием, сопутствующим обращению ко Всевышнему с просьбой о прощении прегрешений.

А жители Междуречья, по свидетельствам древнегреческого летописца Страбона, собирались на Навруз в «Храме огня». Видимо, этим объясняется широко распространенный сегодня обычай разжигать в дни празднования Навруза костры на улицах.

Перепрыгнуть через костер семь раз или через семь костров по одному разу в последнюю среду перед Наврузом стало не просто юношеским подвигом, а чуть ли не обязанностью. Парадоксально, но девушки, которым страшно надеть платок, ибо эта «традиция» несовременна и вдруг да вызовет пересуды, смело прыгают над огнем вместе с ребятами, «возрождая» другую «традицию» и боясь осуждения со стороны «радетелей старины».

Несмотря на традицию посещать на Навруз больных и одиноких, кладбищ в этот праздник сторонятся, ибо, согласно зороастризму, дух погибших - Форохар, взошедший на небо, на праздник Навруз возвращается на землю и на несколько дней остается среди родственников и даже осматривает свое тело. Подобные представления весьма распространены также у индусов и древних римлян и полностью противоречат исламскому вероучению, согласно которому души умерших находятся в могиле до Судного Дня.

Особое место в этих праздничных обрядах занимает приготовление так называемой «ритуальной пищи». Она являет собой символ плодородия природы и человека. Магические семь предметов и продуктов на подносе становятся символическим даром Солнцу.

Таким образом, Солнце, «принимая» сей дар, якобы способно позаботиться о богатом урожае, становясь еще одним властителем мироздания, что явно противоречит самой идее Единобожия.

Очевидная неисламская сущность Навруза отягощена сегодня еще и тем, что на упоминающих о недозволенности подобных действий в Исламе вешается ярлык «религиозного фанатика-исламиста», отбившегося от стаи «истинных патриотов».

В общем, Навруз как праздник, безусловно, существует, тому свидетельство – его история. И конституционным правом отметить его, как и, например, правом отдать должное дубу, почитаемому 21 марта у друидов, обладает каждый гражданин.

Но означает ли это, что он таким образом припадет к истокам и возродит культуру? Не говоря уже об ущербе, наносимом образу Ислама попытками связать языческие обряды с жизнью мусульман.

Ведь сегодня многие готовы с радостью «отмечать» «старый» новый год, еврейский, китайский, персидский и какой угодно другой, не обременяя себя историческими условностями. А именно за таким отношением к культуре скрывается опасность вырождения истинных духовных ценностей.

Мусульманин, торжественно отмечающий наступление весны, а затем совершающий намаз, выглядит в глазах образованного человека, по меньшей мере, нелепо. Неудивительно, что в подобных торжествах, как правило, участвуют те, кто не соблюдает столпов Ислама, а то и вовсе не знает об их существовании.

Однако приверженцы иных конфессий порой смотрят на эти увеселения сквозь призму «национального колорита Востока», придавая пиршествам «мусульманскую» окраску. Даже некоторые деятели от лица Ислама не стесняются нахваливать эту «национальную традицию», приводя в замешательство малограмотных или чрезмерно податливых давлению общественного мнения людей.

Между тем, воодушевленная стремлением «приобщиться к корням» молодежь с радостью отмечает обновление природы, прыгая через семь костров, обрызгивая друг друга водой, вкушая «ритуальную пищу», загадывая желания. Возможно, ей невдомек, что существуют иные радости жизни, сопровождающие поистине мусульманские праздники.

Навруз, Новый год имеют в своем основании чуждые Исламу религиозные учения. В этой связи празднование их является запрещенным в соответствии с хадисом Пророка (мир ему и благословение): «Кто стремиться быть похожим на какой-либо народ, тот из них».

http://blogs.mail.ru/mail/taifatulmansora/345FAA8EE8025E19.html


Обсуждение в Facebook:




Главные новости

18.1017:19Внуки Джаббора Расулова намерены подать в суд на мэрию Душанбе
18.1017:05В Худжанде известного кардиохирурга обвиняют в связях с салафитами
18.1016:00В Китае представлен “гигантский рис” высотой в два метра
18.1014:40В Таджикистане поставили на учет всех геев и лесбиянок
18.1013:42Кадыров: Мне трудно понять людей, которые не побывали в Самарканде и Бухаре


Самое обсуждаемое

No news



(C) 2001-2017 TopTJ.com

TopTJ.com - Новости Таджикистана
00:00:00.0312525