Авторизация
 
 
Регистрация на сайте
Восстановление пароля


Новостные каналы


Skip Navigation LinksTopTJ.com  →  Новости Таджикистана  → 

Лента новостей

01.02.200708:20

101 откровение Абдуразакова

Автор: Манижа КУРБАНОВА, Asia-Plus

В 1989 году в советском журнале "Театр" была опубликована беседа с председателем Союза театральных деятелей Таджикской ССР Хабибулло Абдураззаковым, где он смело рассуждает о проблемах таджикского театрального искусства и общества в целом. Мы решили встретиться с известным актером и режиссером, чтобы узнать, изменились ли его взгляды спустя почти 20 лет.

"Стало еще хуже!" 

- Хабибулло Абдураззакович, еще до войны, задолго до независимости республики Вы открыто называли болевые точки нашего общества. Что изменилось за эти почти двадцать лет? 

- Стало еще хуже...

Из интервью Х. Абдураззакова "Что уродует нашу жизнь" ("Театр", № 4, 1989г.):

"…не выработано еще правовой основы взаимоотношений театра с руководящими инстанциями. По-прежнему наши театры, как и культура в целом, на задворках общественной жизни. Вот примеры. В республике 1400 клубов - и ни один не отапливается. Видели бы вы эти клубы! Силой туда людей не затащишь. Профессии работников культуры самые не престижные в республике, квалифицированных кадров нет. Найти хорошего режиссера или балетмейстера для районного дома культуры невозможно. А вот на вакансию секретаря райкома партии - тысяча претендентов…".

- Будучи на должности председателя Союза театральных деятелей (СТД) республики в течение 4-х лет, что Вы лично пытались изменить?

- Знаете, жилка предпринимательства у нас, наверное,  в крови. Мой дед имел небольшую фабрику по изготовлению национальной ткани (алочабофи) и она приносила ему большой доход, хотя там работали всего 70 человек. Четыре года, занимая кресло председателя СТД, при непосредственной поддержке С. Мирзошоева и Г. Кошлакова (в ту пору первый секретарь Кулябского облкома партии и первый зам. председателя Совмина Таджикской ССР - прим. ред.) я добился открытия в Кулябе ювелирного цеха по производству серебряных украшений. Через Каххора Махкамова, первого секретаря ЦК КП Таджикистана, добился того, чтобы в Даштиджуме нам дали в аренду 700 га земли, где на 300-400 га мы посадили картошку, 18 тысяч садовых деревьев, установили 500 пчелиных ульев для выработки горного лечебного меда. Туда были перемещены 20 дехканских семей. Мы им платили неплохую зарплату, причем закупили хорошую технику - тракторы и КамАзы. В Худжанде открыли цветочный цех, который в течение многих лет "снабжал" всю Сибирь свежими цветами. А теперь в Таджикистан привозят цветы из Голландии. Стыдно! В Душанбе и Худжанде открыл СТО по обслуживанию автомобилей. Также в столице был открыт театральный цех по пошиву театральной одежды, изготовлению косметики, сувениров и галантереи. Для строительства нового здания СТД необходимо было 15 миллионов рублей. За 4 года своей работы мы уже добыли 10 миллионов. Именно за этот период все наши театры круглый год были обеспечены картошкой и фруктами, пенсионеры получали хорошую прибавку к пенсии, до 70 наших артистов ездили в различные командировки, начиная от Москвы до Мадагаскара. Между прочим, мы были одними из первых, кто привез в республику компьютеры и книгопечатную технику. Первым делом мы напечатали "Коран" на кириллице. К нам поступали заказы со всего Советского Союза! 

Из интервью ("Театр", № 4, 1989 г.):

"От правдивого отражения реальности жизни, ее драм и трагедий всех нас так хорошо отучили, что и теперь, когда, казалось бы, появились условия для свободного творчества художников, эта правда - во всяком случае, в драматургии, на сцене -не рождается. Должно очевидно, появиться новое, иное поколение писателей, драматургов, артистов, а может быть и зрителей, полностью свободное от нормативного мышления…"

- А в театральной жизни что-то изменилось? 

- Именно в то время появились театры нового мышления - "Ахорун" Фарруха Касымова, "Нимчазира" (Полуостров) Валерия Ахадова, театр-студии в Кулябе и Худжанде. И именно в те годы мы создали наш первый фестиваль профессиональных театров "Парасту", название которого я позаимствовал из написанного мною сценария "Парасту" (Ласточка) в 1972 году. Все это время 16 театров в Таджикистане жили и работали во всю мощь, потому что была создана хорошая материальная база.

«Почетные звания разделили людей на касты»

- Вы были сторонником того, чтобы отменить в культуре и искусстве высокие звания. Не изменилось ли Ваше мнение за эти годы? Вы ведь и сам имеете почетное звание «Народный артист Таджикской республики…»

- Нет, не изменилось. Я и тогда говорил, что в театре разные степени почетных званий разделили людей на касты. Если ты не "заслуженный", то, считай - самый последний в труппе. Что и как играешь - дело десятое. Было бы звание повыше. Все это, конечно, уродует и душит творчество, оскверняет саму идею служения искусству.  

Из интервью ("Театр", № 4, 1989 г.):

"… в самой небольшой ячейке демократического общества - творческом коллективе не должно быть деления на аристократов и черную кость. И как только вводится в коллектив "табель о рангах" в виде актерских категорий и званий, театр превращается в милую сердцу чиновника бюрократическую организацию…".

Что касается моего звания. Я и тогда протестовал против него. Среди первых просил лишить меня таких почестей. Три раза отказывался от премии им. Рудаки. И на очередном пленуме СТД в начале 1988 года единогласно было принято решение об отмене почетных званий. Нужно было создать определенное общественное мнение, с которым Верховный совет республики, а значит и СССР, не мог бы не посчитаться. Но этого, к сожалению, не произошло.

Ода империи

Из интервью ("Театр", № 4, 1989 г.):

"…корни нравственного обнищания народа уходят не в застойные десятилетия, а в еще более давние времена, когда у таджиков, собственно, отняли их прошлое...

- Каким образом?

- Не совсем таким, как у Айтматова. Манкуртами можно сделать людей и так, как это было сделано у нас в 30-е годы. Память народная, историческая, культурная - в его письменности, в исторических, архитектурных памятниках, в традициях быта, искусства, литературы, религии, наконец. …и варварски сожгли на кострах старые книги и ввели новый алфавит…и произведения великих наших предков, труды древних философов, математиков, врачей - на новый язык или вообще не переводили, или перевели в ничтожном объеме…".

- Что принесла советская империя - вред или пользу? Хотелось бы узнать Ваше мнение сейчас, когда некоторые наши интеллигенты, ранее ругавшие советский строй, теперь, когда его нет, жалеют о потерянном…

-  Если говорить в общем, то конечно, социалистический строй, советская власть принесла огромную пользу таджикскому народу. Взять хотя бы для примера, вопросы столицы. В двадцатые годы у всех государств была своя столица. И у армян, и у тех же эстонцев и у латвийцев. А у нас ее уже не было, все было разрозненно. Это тоже своеобразная случайность. Большевики со своим геноцидом и концлагерями сделали из нашей республики - Таджикистан, собрав его по крупицам и объединив. Хотя многие погибли, было много жертв, но это правда. А так мы бы стали лишь областью Узбекистана...

- Я знаю, что Ваш отец был отправлен в Сибирь как враг народа и отсидел там многие годы. Ваши родственники погибли в сталинских застенках. Вам не обидно за все это?

-   Это уже другой вопрос. Я горд, что знаю все свои, как говорится, "семь колен". Я родом из Куляба. Мой дед Абдурахими кулоби был мударрисом (учитель медресе). Он писал стихи, хорошо знал русский и английский языки, потому что обучился всему этому в царском Петербурге.  Он был свидетелем тайного визита Уинстона Черчилля на границу Афганистана и Восточной Бухары в окрестностях Куляба, потому что был участником совещания военного совета Англии с эмиром Бухары. Наши историки ничего не знают о событиях 1923 года, а ведь когда амир Алимхан убежал вместе со своей свитой в Афганистан и красногвардейцы прибыли в Куляб, 90 процентов местного населения тоже перебрались по ту сторону Пянджа. Мой дед умер на чужбине, так и не смирившись с новой властью.

- А кем был ваш отец?

- Мой отец, да будет ему земля пухом, Абдураззак, был просвещенным человеком. Учился в медресе. В 1922 году женился на моей матери, хотя до этого у отца уже были жена и дети. Он был сослан в Сибирь за то, что учился с Алимханом и сыном бухарского миллиардера Файзулло Ходжаевым. Фактически, отец "имел вес" в духовенстве, но он также учил латинской графике детей в школе. В тюрьме ему сообщили, что у него родился сын и  он назвал меня Хабибулло - любимец Аллаха. Один из его учеников, простой сирота по имени Амир Махмадалиев, впоследствии, известный на всю республику председатель колхоза, обладатель двух орденов Ленина (а также муж моей сестры), воспитал меня и дал образование.

Случайность

- Как вы пошли в актеры? Это талант?

- Вся моя жизнь состоит из случайностей. А может это просто судьба. Хотя у меня и мысли не было об этой профессии. Вначале я поступил в сельскохозяйственный институт, потому что в 50-е годы это был самый престижный вуз. Я был избалованным ребенком, у мамы единственным сыном и поэтому многое себе позволял.

- Что, например?

- Например, в первом классе почувствовав некую свободу в действиях, принес в портфеле махорку и закурил. За что получил оплеуху от директора школы. Он сказал мне, что когда я вырасту и поступлю в институт, то только тогда могу себе позволить курить. Это у меня засело в голове и каково было мое удивление, когда на первом курсе сельхоза, когда я публично перед всеми закурил, меня за уши потянул один из профессоров. Поднялся скандал. Уже стоял вопрос о моем отчислении. Именно тогда, в один из дней, когда я прогуливался с однокурсниками по центральной улице, меня остановил один интеллигентный мужчина (как я узнал позже - преподаватель ГИТИСа Всеволод Порфирьевич Астальский), он предложил мне учиться в Москве на актера. Я был просто в замешательстве, потому что не был готов к экзаменам, не знал стихи наизусть, не мог петь и танцевать, а меня взяли из-за того, что у меня была хорошая память - есть такой вид конкурса. А комиссия была, скажу вам самая "высокая" - Мехрубон Назаров, Гаффор Валаматзаде, Софья Туйбаева, Мухаммаджон Касымов, братья Муллокандовы. Но, к своему великому удивлению, даже в Москве, сдав вторично экзамены, я прошел и из 27 претендентов, поступил в числе 4 отобранных.

- Чем Вам запомнилась учеба в Москве?  

- Многим. У меня вообще поменялось мировоззрение. Я - "шестидесятник". Эпоха Солженицина, Евтушенко, Симонова и Пастернака - наша эпоха. Со второго курса и до окончания  получал сталинскую стипендию. Но это не только потому, что я хорошо учился. Наше общежитие находилось на Трифоновской улице, а рядом был гастроном. Однажды, купив булочек в этом магазине, мы с другом нашли толстый кошелек. Первая мысль друга была присвоить деньги и никому не говорить. Но я настоял на том, чтобы мы вернули деньги владельцу. Мы пошли и сдали находку в отделение милиции. А через некоторое время мой портрет уже висел в институте.  На следующий учебный семестр я стал получать сталинскую стипендию - небывалую роскошь по тем временам. На 780 сталинских рублей, которые я получал, можно было купить 75 килограммов мяса или несколько ящиков водки. Но я старался всегда спонсировать своих земляков, которые учились в других институтах. Нередко мы сидели в ресторане "Узбекистан". Золотое время!  

«Синтез искусств»

Отрывок из беседы, "Театр", № 4, 1989 г. :

"… это поразительно как мы приучены все делать по единому шаблону! Единообразная театральная система, репертуарная политика, не учитывающая региональных, национальных, природных особенностей жизни народов, уже сама по себе абсурдна… Считаю, что при нынешнем уровне нашей зрительской культуры следовало бы начать движение к будущему национальному музыкальному театру с самого начала - с простейшего сочетания на сцене разговорной речи, пения, танцев. И актеры здесь не должны быть разделены на драматических, певцов и танцовщиков, а в равной степени владеть всеми элементами такого театра. Этому нас не учат ни в Москве, ни в других городах. Значит, нужна своя национальная театральная школа…". 

- Как Вы думаете, появилась у нас своя национальная театральная школа?

- Трудный вопрос. За 50 лет в драмтеатре им. Лахути, Молодежном театре им. Вахидова не было капитального ремонта. Глаз радуется, когда видишь, что все это начинает  ремонтироваться и восстанавливаться. То же самое произошло в Худжанде и Курган-Тюбе, идет реконструкция театра оперы и балета. На эти ремонты уходят огромные средства. Это говорит о нашей приобретенной независимости. Но вместе с материальными благами не осталось в театрах специалистов - драматургов, актеров, режиссеров, балетмейстеров. Куда они ушли? Кончились? Надо возрождать, воспитывать новые таланты.

Отрывок из беседы, "Театр", № 4, 1989 г. :

"Привлечь в театр широкого зрителя мы можем, лишь создав нечто сугубо свое и ему близкое, резко отличное от того, что он видит в кино и по телевизору. А в чем-то и не обязательно отличное…"

Мы потеряли свое профессиональное искусство. Театр - это синтез всех искусств. Даже реквизиты здесь должны быть великолепны. Подумайте сами: драматург получает 300 сомони за пьесу, которую пишет в течение года - полутора лет. Актеры получают по 50-60 сомони, а жить на что? Поэтому никто не идет в театр. Ни работать. Ни смотреть.

Кино + театр = режиссер?

- Вы много снимались в кино. Помню Вас по картинам "Тишины не будет", "Неповторимая весна", "Мирное время", "Смерть ростовщика", "Измена", "Разоблачение", "Четверо из Чорсанга", "Восход над Гангом"… Сколько их было, ролей?

- Первую эпизодическую роль сыграл в советской картине "Илья Муромец" (1956 г.) в роли половца. Всего сыграл около 50 ролей в кино. В театре начал с Ленинабадского театра музыкальной комедии. Увидеть наши дипломные работы приезжал сам Турсун Ульджабаев - первый секретарь ЦК КП Таджикистана. Тогда только что построили здание театра им. Камола Худжанди в Ленинабаде, он дал указание всем нам там работать. Мы там поставили много пьес. Потом Ульджабаева сняли, вместо него первым секретарем был назначен Джаббор Расулов. Тогда Ефим Исаевич Миттельман, худрук театра им. Лахути, вместе с драматургом Самадом Гани и Мирзо Турсунзаде решили вопрос нашего переезда в столицу. Так мы обосновались в театре им. Лахути. Нам поставили задачу - сделать Душанбе театральным городом. Мы добились своего - театры были полны народу. Жизнь вошла в новое русло. До конца 70-х были лучшие годы для театров. Вместе с Мухаммаджоном Касымовым я играл роль Отелло в одноименной пьесе (второй состав). Это в 25-то лет. А потом мне объяснили, что физически эту роль нужно играть после 40 лет. Это очень сложная роль, монологи, физические нагрузки…Я тогда очень сильно похудел, выдохся. А вообще было много ролей. Всех не перечислишь.

- Но кроме этого Вы еще и режиссер. Как так получилось?   

- Я же сказал, что меня всю жизнь окружали случайности. У меня не было огромного желания этим заниматься, но в 1963 году меня отправили учиться на высшие режиссерские курсы (в мастерскую Н. П. Охлопкова). Причем я это узнал в самолете, когда вместе с министром культуры Мирзо Рахматовым летел в Москву. Как он мне позже объяснил, ЦК КПСС нужно было подготовить советника в вопросах культуры для шаха Афганистана. До этого этот пост занимал Мехрубон Назаров, но ему требовалась замена и их выбор пал на меня.

- И Вы поехали в Афганистан?

- Нет, по семейным обстоятельствам поездку отложили, потом еще что-то случилось. Но я как-то не болел этим. Зато школа режиссуры дала мне возможность поставить ряд спектаклей и я этому рад. Моя дипломная работа - произведение югославского писателя - левого коммуниста Нушича "Покойник". Ставить пьесы Нушича было запрещено по Союзу, но я это сделал. Мне этот писатель был по душе, потому что у него был такой же бунтарский характер, как и у меня. Нушич пророчески предсказал, что коммунисты приведут к коррупции власти, потому что здесь нет собственников, хозяина как такового. Еще в театре им. Камола Худжанди, куда я был "выслан" вторично, но уже в качестве режиссера, мы с автором инсценировки Турахоном Ахмадхоновым  поставили пьесу по произведению замечательного писателя-правоведа Хабибулло Назарова "Карим-девона". Это была революция в таджикском театре! На этот спектакль приехала большая комиссия. Впервые с нашей сцены заговорили о простом труженике, показали кишлак как он есть, с его проблемами. Известный писатель Рахим Джалиль, выступая после премьеры, буквально меня "ошарашил": "Я только теперь увидел настоящий таджикский театр".

- Кстати, почему же Вы ушли из театра им. Лахути, где столько лет проработали?

- Это не я ушел, это меня "ушли". Когда мне исполнилось ровно 60 лет, мне сказали, что пришло время со мной попрощаться. Также в свое время в 55 лет была выброшена из театра Софья Эржановна Туйбаева, которая могла бы сыграть еще много ролей. При чем тут возраст? Это преступление. У меня было 5-6 тысяч поклонников….

«Зачем мне особняк?»

Отрывок из беседы, "Театр", № 4, 1989 г. :

"И если мы хотим вернуть в театр искусство, мы должны полностью разрушить существующую стереотипную его модель и создать новую, в которой главным критерием и стимулом работы будет творческая отдача. К этому идет. Если мы утверждаем, что процесс демократической перестройки всего нашего общества необратим, то он не сможет не коснуться и театра".

- Хабибулло Абдураззакович, Вы создали новую модель театра, о которой говорили тогда?    

- Да,  на свои сбережения, на гонорары от фильмов я открыл свой театр "Падида". Он существует уже 4 года. В основном ставим музыкальные спектакли. За один из них "Ишки духтари хамсоя" (Любовь соседской девчонки) получили гран-при на Московском фестивале театров "Узкий взгляд скифов". Я пригласил педагогов из Франции, Италии, Германии, Америки.

- Но им же надо платить баснословные гонорары? Как финансируется Ваш театр? За счет проектов, грантов?  

- Да, наши педагоги получают хорошие гонорары, но уверяю Вас, что мы не живем за счет грантов. Все зарабатывается тяжким трудом. Я еще в силах зарабатывать, ставя спектакли на сцене, а моя супруга Шарофат Рашидова учит девушек танцевать. Театр живет за счет выступлений на торжественных мероприятиях, которые проводят международные организации и посольства - каждое по 5-6 раз в год. Мы также участвуем в правительственных концертах. Наши билеты на спектакли стоят по 50 сомони, а народу собирается - настоящая "культурная тусовка" Душанбе. Начиная от представителей посольств и иностранных организаций, до жен дипломатов и писателей. Яблоку негде упасть. При этом в государственных театрах - низкая посещаемость.

Мы независимы во всем, но в то же время платим огромные налоги. Сейчас готовим проект для постройки двухэтажного здания общежития для наших молодых талантов.

- Не лучше на деньги от гонораров построить себе особняк или помочь детям?

- Зачем мне особняк? 90 процентов наших артистов из неблагополучных семей и сироты, сейчас, когда смотрю на них, глаза радуются: они обеспечены работой, зарабатывают на жизнь, чтобы нормально одеваться, питаться. Сейчас набираю в свою мастерскую новых ребят. У них нет специального образования, но они любят театр. Мы горим на этой работе, этой работой. Что касается детей, то они, слава Богу, все уже взрослые и сами себя обеспечивают. У меня пять сыновей. С детства, с пяти лет экономя на другом, нанимал для детей учителей  английского, арабского, по музыке, чтобы сыновья были образованными. Теперь они моя гордость. О Барзу сами знаете. Шахбоз живет в Америке, у него двое детей. Нисор, известный пианист, после окончания Ташкентской консерватории получил гран-при шведского фестиваля музыки. Получает стипендию Шведского королевства. В данное время преподает ученикам из Японии и Англии, работает в симфоническом оркестре. Другой сын Шахбол окончил юридический, работает в частном офисе адвокатом. Он живет с семьей здесь в Душанбе. Пятый Маздо окончил Мармарский университет в Турции, уехал с семьей в Швецию, где сейчас продолжает образование в Гетеборгском университете. У меня была единственная дочь, которая трагически погибла в неспокойное время 1996 года….

А еще у меня есть девять внуков, которых я очень люблю.

- Кстати, это правда, что Вы не благословили Барзу? История ведь повторяется: как и Вы когда-то, он был худруком в Худжанде, теперь вот руководит Молодежным. Почему Вам не нравится избранный им путь? 

- Когда  Барзу приехал из Худжанда, он целый год не работал. Потом я взял его к себе в театр, но, наверное, ему не нравилось быть под опекой отца. Он вообще ранимый и эмоциональный мальчик. И теперь, когда я вижу, как он пробивает бюджет, как возится с доставкой труб, с ремонтом театра, это меня раздражает: зачем ему эта неблагодарная работа? Поэтому он не получил мое согласие. Ему нужно заниматься творчеством, а не пробивать финансы. Я сам через все это прошел, поэтому хочу, чтоб он учился на моих ошибках. 

- Чем занимается сегодня Абдураззаков-старший? Вам в этом году исполняется 70 лет, но, думаю, никто Вам этот возраст не даст. Откуда берется энергия?

- От желания работать, творить. После официального ухода на пенсию, снимался в картинах. В частности, меня пригласили в Германию для съемок фильма "Асир" (Пленник) о событиях ВОВ - играл там иранского генерала. Также снимался в наших отечественных сериалах Саида Кодири. Недавно закончились съемки иранского телесериала "Дар чашми бод" режиссера Джафара Джузони, где играю главного героя Хисома-таджика. Это историческая картина. На днях начал писать мемуары. Увлекательное занятие!

Источник: ИА Азия Плюс
0.0
- всего оценок (0)
- ваша оценка


Новый комментарий
Автор Сообщение
Икром
25.03.2007 08:45
Гость
IP:NA
мой мейл tarantulman@mail.ru
Икром
25.03.2007 08:42
Гость
IP:NA
Мне нужно фото Насибы участницы ансамбля Падида!!!

Обсуждение в Facebook:




Главные новости

09.1218:08«Як чи парто». За что мы ежедневно даем «на лапу»
09.1214:58С.Аслов заявил о недопустимости участия криминальных лиц на мероприятиях ОБСЕ
09.1214:48Житель Исфары подозревается в покушении на убийство
09.1214:41ОДКБ требует не пустить "преступников" на заседания ОБСЕ
09.1214:20«Барки точик» сообщил о смягчении энерголимита по стране(3)


Самое обсуждаемое

07.1215:18Первый визит в качестве президента Шавкат Мирзиёев совершит в Россию(3)
09.1214:20«Барки точик» сообщил о смягчении энерголимита по стране(3)
09.1213:17Именной пистолет от Виктора Януковича президентам СНГ(1)
09.1221:00Немцы сочли мигрантов главной проблемой(1)



(C) 2001-2016 TopTJ.com

TopTJ.com - Новости Таджикистана
00:00:00.0312548