Авторизация
 
 
Регистрация на сайте
Восстановление пароля


Новостные каналы


Skip Navigation LinksTopTJ.com  →  Новости Таджикистана  → 

Лента новостей

24.05.200714:56

ОБРЯДНОСТЬ

     Выступление

     Президента Республики Таджикистан

     Эмомали Рахмона

     на встрече с общественностью страны по вопросам

     упорядочения национальных обычаев, обрядов,

     традиций и ритуалов

     (Душанбе, 24 мая 2007 г.)



    Дорогие соотечественники!

    Уважаемые присутствующие!



    Цель нашей сегодняшней встречи с вами – активистами и представителями всех слоёв общества страны, теми, кто взял на себя руководство людьми на местах и постоянно разделяет с ними их заботы и радости, заключается в том, чтобы ещё раз обсудить вопрос упорядочения национальных обычаев и обрядов и религиозных ритуалов.

    Мы должны объявить свои выводы, вынесенные на этой встрече, а также принятые нами документы, всему народу и направить людей по правильному пути воздержания от всяческих бессмысленных трат и расходов при проведении мероприятий.  

   Хотя этот вопрос уже обсуждался восемь лет назад, и на основе этого обсуждения были приняты специальные документы Президента и Правительства Таджикистана, создана Республиканская комиссия и одобрена соответствующая рекомендация, тем не менее, народные мероприятия всё еще далеки от норм этики и исламской морали нравов и сегодня создают серьёзные препятствия на пути повышения качества и уровня жизни, особенно малоимущих семей, которые составляют более половины населения страны.

   И это продолжается в то время, когда одними из основных целей государства и Правительства являются забота о благе народа и повышение уровня жизни населения Таджикистана.

   В этом направлении в прошлом году была завершена реализация Первого документа Стратегии снижения уровня бедности. Как я отметил недавно в своём Послании Маджлиси Оли, с целью обеспечения стабильного развития экономики и повышения уровня жизни народа Таджикистана Правительством были разработаны и представлены на рассмотрение Маджлиси Оли две важные программы – Национальная стратегия развития Республики Таджикистан на период до 2015 года и Стратегия снижения уровня бедности в Республике Таджикистан на 2007-2009 годы.

   Разумеется, для реализации упомянутых программ предусматривается выделение крупных средств. Но в настоящее время мы должны понять одно: пока мы не наведём определённый порядок в сфере своих национальных обычаев, обрядов и ритуалов и не искореним бессмысленные и многочисленные затраты населения, одними принятием и реализацией государственных программ и расходованием крупных средств на решение проблемы снижения уровня бедности народа мы не достигнем желаемых и заметных результатов.

   Действительно, часть нашего народа, по причине необоснованного легкомыслия и пребывания в плену фанатизма и суеверий при проведении своих церемоний и обрядов, совершает такие действия, которые немыслимы ни в одном другом уголке мира. Иными словами, поведение многих семей – и богатых, и бедных – напоминает народную поговорку: «по крупицам собираешь, а горстями разбрасываешь».

   Хочу напомнить, что сегодня мы собрались не для того, чтобы полностью отменить народные обычаи и обряды и религиозные ритуалы. Напротив, наша главная цель заключается в том, чтобы, наряду с определением норм их проведения, положить начало благому делу избавления населения страны от оков показухи, фанатизма и суеверий.

  Обычаи и обряды, традиции и ритуалы являются для каждой нации и общества одной из важнейших форм общественного сознания.

  Наша древняя нация, в зависимости от исторических условий и своего социально-экономического положения, уже в очень древние времена создала добрые и поучительные обычаи и обряды, которые совершенствовались и развивались на протяжении тысячелетий и сегодня стали неотъемлемой частью нашей национальной культуры.

  Обычаи и обряды нашего народа формировались и совершенствовались, в основном, в рамках двух исторических цивилизаций – арийской и исламской. Значительная часть народных традиций, обычаев и обрядов, праздников и ритуалов, соблюдаемых сегодня нашим народом, являются продуктом исламского периода.

  Большинство этих ритуалов были признаны в качестве устоев нашей национальной культуры, однако с течением времени и под воздействием различных факторов их форма и смысл претерпели изменения, из-за чего их смысл свёлся к организации угощений и поглощению яств. Иными словами, сегодня они в определённой мере утратили свои изначальные цели.

Беспечность и расточительство, слепое следование народным и религиозным традициям, обычаям и обрядам, в свою очередь, создают препятствия на пути повышения уровня жизни населения.

Поэтому мы должны очистить обычаи и обряды от нежелательных для сегодняшнего и будущего общества суеверий и фанатизма, упорядочить их с учётом своих социально-экономических и культурных возможностей и, сохранив важнейшие из них в качестве составной части национальной культуры и цивилизации, всесторонне развивать их, широко используя древние традиции и ритуалы нашего народа, прежде всего, в качестве уникального и бесценного источника для духовного воспитания молодых поколений.

  Вместе с тем, следует сказать, что мы сможем в определённой мере упорядочить наши обычаи и обряды лишь в том случае, если мы отделим истинное от наносного и правильно поймём их настоящую ценность и суть.

  Трудность заключается в том, что все организаторы цель национальных и религиозных церемоний видят лишь в устройстве угощения, и из-за этого в определённой мере утрачивается исконный смысл добрых народных традиций и обычаев. Празднества и церемонии должны быть определяющим фактором в повышении уровня образованности человека, национального и религиозного сознания, единства и сплочённости, духовного и физического здоровья народа.

   Уважение к человеку, почитание памяти предков и укрепление семейных уз должны составлять их суть и основу. Ведь логика и смысл проведения таких церемоний заключаются в том, что родные и близкие находятся рядом друг с другом в моменты радости и веселья, печали и горя. Эта философия одновременно определяет цель проведения мероприятий.

   В этом случае, при соблюдении определённого порядка и меры, обычаи и обряды могут быть признаны в качестве важнейшего элемента духовного воспитания народа и повышения его образованности и сыграть неоценимую роль в сплочении общества и развитии государства.

   Но, к сожалению, нынешнее положение дел с проведением и радостных, и печальных мероприятий вызывает большую озабоченность. В силу развития показухи и снижения уровня религиозной просвещённости граждан многие национальные обычаи и обряды, а также религиозные ритуалы, которые должны проводиться в кругу семьи и близких, превратились в помпезные и дорогостоящие мероприятия.

  Мы хорошо понимаем, что проведение таких мероприятий связано с рядом религиозных факторов, почитанием нравственных норм, уважением к человеку, достоинством, опасением злословия со стороны других и давлением со стороны окружающих.

  Кроме того, следует сказать, что большинством людей соблюдение этих обрядов расценивается как признак того, что они являются мусульманами. Между тем учёные и специалисты доказали, что в настоящее время принадлежность к исламу для нашего народа носит больше ритуально-бытовой характер, тогда как религиозные и культовые ценности отошли на второй план.

  Это означает, что большинство нашего народа уделяет мало внимания должному постижению основ веры и совершению поступков в соответствии с положениями и установлениями ислама.

  Часть людей не соблюдают религиозных предписаний, однако никто не считает их немусульманами.

  Однако несоблюдение новоявленных обычаев и обрядов, распространившихся в нашем обществе, считается признаком отчуждения от ислама, неуважением традиций предков, немусульманским и даже не соответствующим шариату поведением.

   В связи с этим жизнь большинства наших людей проходит в череде следующих друг за другом церемоний и мероприятий, и они мало задумываются об исконном содержании и смысле жизни, о своём человеческом предназначении.

   Например, с момента рождения ребёнка и до достижения им семилетнего возраста родители проводят ряд радостных мероприятий по случаю укладывания ребёнка в колыбель, сорокового дня после его рождения, его первой стрижки и обрезания, которые по сути дела носят семейный характер, однако в последние годы вышли за рамки семьи и приобретают все более широкий размах, становясь причиной расточительства.

   Вместе с тем, указанные мероприятия обычно начинаются с советов и совещаний, и уровень их проведения в большой мере зависит от советчиков. Раньше на этот обряд приглашали близких родственников и двоих-троих умудрённых жизнью старцев, но сегодня это так называемое совещание превращается в пир, и число приглашённых составляет не менее 100 человек. Кроме этого, около тысячи человек принимают участие ещё в двух мероприятиях – «оши нахор» и «зиёфат». Главными целями организаторов таких мероприятий являются показуха и бахвальство: таким способом они хотят продемонстрировать своё богатство и величие.

  Другие, в том числе даже люди с ограниченными возможностями, влезают в огромные долги и потом в течение многих лет работают на то, чтобы вернуть их.

  Следует также отметить, что одним из основных факторов проведения пышных и дорогостоящих празднеств и мероприятий является непосредственная инициатива женщин. Празднования по случаю дня рождения, укладывания в колыбель, первой стрижки ребёнка, у которого ещё не сформировалось мышление, проводятся в столовых и ресторанах. Тем самым родители уже с детства внедряют в умы и сознание своих детей необходимость осуществления таких неприемлемых действий. Однако некоторые матери не ставят вопросы перед своими мужьями, чтобы они обеспечили их детей, в первую очередь, калорийным питанием, покупали им одежду, книги и учебные принадлежности, с тем, чтобы совершенствовались интеллект и чтобы они выросли воспитанными и образованными людьми.

    Иными словами, такие родители считают вопрос физического и интеллектуального развития своих детей делом второстепенным.

    Между тем мы стремимся к тому, чтобы в нашей стране выросло такое поколение, которое бы обладало современными знаниями, широким кругозором, высокой квалификацией, владело иностранными языками, было просвещённым, могло представлять на международной арене своё государство и нацию, преданно служило на благо развития и процветания любимой Родины и земли своих прадедов.

  Однако большинство семей в нашей стране находятся в плену суеверий и показухи и вместо того, чтобы создать необходимые условия для обучения и воспитания своих детей, превращают чисто  семейный обряд  обрезания в пышное пиршество с участием многочисленных гостей. В городах его проводят, тратя большие деньги, в ресторанах, а на селе – нередко организуют козлодрание и соревнования гуштнигиристов.

  Хотя совершение обрезания сына является для мусульман одной из традиций, заповеданных пророком ислама Мухаммадом, тем не менее, проведение каких-либо мероприятий в связи с ним не предусмотрено. Согласно ханафитскому толку исламского законоположения (шариата), а также согласно традициям прадедов, оно является обычным мероприятием, не требующим больших расходов и проведения специальной церемонии.

   В большинстве арабских стран, в Иране, Афганистане и Пакистане данная процедура проводится на 8-40-й день после рождения ребёнка, без каких-либо празднеств и церемоний, что не наносит ущерба ни детской психике, ни здоровью. Возникает вопрос: почему же тогда наш народ воспринял этот простой обычай как некий ритуал и бессмысленно тратит на него большие средства?

  Конечно, ребёнок – это лучший дар Всевышнего и большое счастье для родителей. Священный долг родителей заключается, прежде всего, в воспитании вежливого и добросоветского ребёнка, являющегося патриотом.

  Однако для нашего народа появление на свет ребёнка связано с проведением десятков нужных и ненужных церемоний и обрядов, с бременем бессмысленных расходов.

По данным Государственного комитета статистики, на проведение церемоний, связанных с обрядом обрезания, число которых достигает ежегодно в среднем ста тысяч, тратится более 300 миллионов сомони, забивается около 200 тысяч голов крупного и мелкого рогатого скота.

  При проведении свадебных церемоний также не знают меры, они создают проблемы для родителей молодожёнов, являются причиной трудовой миграции многих наших граждан, прежде всего, молодёжи.

  Кроме того, бракосочетание состоит из череды церемоний: сватовства, помолвки, обручения, вывоза приданого («сандукбарон»), смотрин подарков жениха (в некоторых районах – с целью демонстрации одежды жениха), обряда «ордбезон», девичника, мальчишника, государственного и религиозного бракосочетания, «оши нахор» с обеих сторон, отдельного мероприятия в ресторане, церемонии прихода невестки в дом, «рубинон», «домодталабон», «кудоталабон», «руганрезон», смотрин и ещё нескольких бессмысленных дорогостоящих обрядов, организовать которые по силам не каждой таджикской семье.

  В связи с этим возникает вопрос: есть ли необходимость в проведении всех упомянутых мероприятий, которые наш народ воспринял в качестве обычаев и обрядов?

Общий фонд заработной платы в стране составляет в 2007 году 1,6 миллиарда сомони, из которых почти 500 миллионов сомони приходятся на бюджетную сферу.

Сегодня средняя заработная плата работников органов управления составляет 204 сомони, науки – 135 сомони, образования – 106 сомони, промышленности – 265 сомони, транспорта – 320 сомони, строительства – 335 сомони, связи – 350 сомони и сельского хозяйства – 36 сомони.

Почему мы в таких условиях относим к числу национальных традиций такие незначительные мероприятия, как девичники, мальчишники, «оши нахор», «руйбинон», угощения в честь жениха и сватов и считаем их соблюдение обязательным? Если учесть средний размер зарплат и пенсий, получаемых сегодня людьми, за счёт чего и для кого делаются такие траты?

Все знают, что 10-15 лет назад некоторых из этих обрядов вообще не было.

Например, обряд «домодталабон» (первое посещение зятем родителей невесты) свойственен ряду местностей Согдийской области и некоторым городам и районам Хатлонской области, а также районам центрального подчинения, однако то, что в последние годы они проводятся с участием до тысячи приглашённых, явление новое.

Согласно национальным обычаям и обрядам, этот обряд касается только двух семей, и для его проведения совершенно не нужно организовывать крупные мероприятия. Никто не может толком сказать о сути и причинах приглашения большого количества людей на такие мероприятия.

Сутью и главным смыслом проведения свадьбы являются счастье и благополучие двух молодых людей. Но, несмотря на это, родственники невесты составляют обширный список предметов дорогой одежды для невесты и её родственников, удовлетворить который большинству людей очень трудно.

  Конечно, было бы лучше, если бы вместо этих бессмысленных действий и недельных застолий родители невесты и жениха приобретали для своих детей вещи и предметы, необходимые в повседневном быту, чтобы они с первых шагов в новой жизни не сталкивались с трудностями.

По данным статистики, в республике ежегодно в среднем справляется более 60 тысяч свадеб. Только для проведения этих мероприятий забивается более 300 тысяч голов крупного и мелкого рогатого скота, а общие затраты составляют 770 миллионов сомони.

  Все хорошо знают, что бракосочетание – это радостная и весёлая церемония, и каждый молодой человек, все родители мечтают дожить до этого желанного дня. Однако он не должен становиться ареной для показухи, завоевания искусственного и ложного авторитета.

  Действительно, люди правильно говорят, что инициаторами всех бессмысленных и дорогостоящих мероприятий являются в основном чиновники, государственные служащие, торговцы и предприниматели, а также часть служителей культа.

  Сейчас, чтобы продемонстрировать себя, они хотят превратить празднование дня рождения в обычай или обряд. Ведь в последние годы празднование ими дней рождения, не свойственное нашей нации, превратилось ещё в одно пиршество и стало средством получения дорогих подарков.

В связи с этим хочу напомнить, что празднование юбилеев учёных и поэтов, писателей и мастеров искусств, заслуженных работников государственных учреждений целесообразно проводить в виде научных или литературных вечеров.

Кроме этого, стало также традицией проведение пышных торжеств по случаю присвоения чинов и званий, получения государственных премий, дипломов высшей школы, защиты кандидатских и докторских диссертаций, что как раз и является показухой чистой воды.

Как я уже подчёркивал ранее, по инициативе воспитательниц и учителей средних школ празднование некоторых дат и мероприятий учебного характера вышло за рамки школ и превратилось в организацию особых застолий и посиделок.

Эти мероприятия начинаются с детсадовского праздника «Прощай, садик!» и завершаются школьным «Последним звонком», создавая многочисленные проблемы для родителей. Сегодня в этом отношении разрабатываются конкретные меры, и они будут постепенно реализованы.

Наряду с этим, следует сказать, что следует также ввести ограничения в отношении проведения государственных мероприятий, профессиональных праздников, праздников предприятий и организаций, рабочих мероприятий местных исполнительных органов государственной власти, которые приводят к бесцельному расходованию бюджетных средств.

Я уже дал жёсткое поручение с целью обеспечения неукоснительного соблюдения чиновниками и государственными служащими установленных норм, запрещения их участия в мероприятиях в рабочее время и использования служебных машин.

В случае несоблюдения этого требования мы также установили ответственность в виде освобождения от должности.

Кроме того, с целью предотвращения нецелевого использования служебных зданий, объектов и автомашин центральных и местных органов государственной власти распоряжением Президента Республики Таджикистан также запрещено их использование для проведения обрядов, мероприятий и церемоний.

С учётом всего этого, хочу подчеркнуть, что во имя общих интересов народа Таджикистана мы должны использовать все возможности для пресечения в кратчайшие сроки расточительства и проведения дорогостоящих мероприятий.

  Уважаемые соотечественники!

  Мы, таджики, обладаем очень богатой и поучительной историей. Наше уникальное культурное наследие и история нашей цивилизации являются высоким примером для всех. Несмотря на свои многочисленные взлёты и падения, ценности государственности таджиков имеют особое место и значение в истории национальной и мировой политической культуры.

  Следует отметить, что роль нашего народа в эволюции, развитии и становлении исламской цивилизации также является очень большой и ценной. Наши предки были в авангарде исламской цивилизации не только в области науки, литературы, истории и философии, но и в исследовании и развитии различных отраслей богословия, в особенности в комментировании священного Корана и хадисов, в теологии и мусульманском законоведении (фикхе).

   Такие выдающиеся личности, как предводитель ханафитского толка имам Аъзам, имам Бухори, имам Тирмизи, Абдурахмон Нисои, Абумансур Мотуриди, Наджмиддин Насафи, Замахшари Хорезми, Мавлоно Джалолиддин Балхи, шейх Бахоуддин Накшбанд, шейх Наджмиддин Кубро, ходжа Ахрор Вали, Мавлоно Якуб Чархи и сотни других мыслителей, комментаторов, мудрецов и учёных, были признаны всеми исламскими течениями и толками и превратили свой край в центр науки, знаний и религии ислама.

    

    В жизни человеческого общества религия считается одним из основных устоев духовности и культуры прошлого и настоящего, мощной силой и массовой идеологией. Вместе с тем, религия является самой влиятельной формой общественного сознания. Поэтому мы, идя по пути построения демократического, правового и светского государства, не можем оставаться безразличными к тому, какими будут сознание и уровень религиозной образованности граждан страны.

   Анализы и наблюдения свидетельствуют о том, что из-за низкого уровня религиозной просвещённости наши люди идут на бессмысленное расточительство и таким своим поведением создают для себя искусственные трудности и проблемы.

   В сегодняшних условиях мы должны целенаправленно и эффективно использовать все имеющиеся возможности. Растрачивание денег или материальных ресурсов вопреки национальным и религиозным ценностям наносит социальный ущерб и является грехом с точки зрения религии. Бесцельно нельзя тратить даже крупицу из своего достояния. Всевышний не благоволит к расточителям.

  Расточительство, являющееся одним из худших пороков, проистекает из неправильного осознания человеком самого себя. Следует отличать истину от лжи, порочное от праведного. У таджикской нации есть полное право на самопознание. Обладание самосознанием означает жить не во вред себе и другим.

  Именно поэтому, несомненно, жизненно важное значение имеет наше историческое самосознание. Действительно, для формирования нашей самобытности очень необходимы познание своей истории и извлечение уроков из неё. Даже все частности истории ценны как для поиска и укрепления идеалов и устремлений, так и для извлечения поучительных уроков.

  В своём прошлом мы должны изучить культуру бережливости. Культурное наследие таджикской нации богато примерами и наставлениями, направленными против расточительства. Древняя религия и обычаи наших прадедов также пропагандировали культуру бережливости.

Светлая религия ислама объявила духовно-нравственный, то есть высший, джихад против душ расточителей. Худшим из людей является тот, кто, используя ислам в целях своего расточительства, прикрывает им свои неблаговидные поступки. Расточительство должно быть названо своим именем. Его нельзя прикрывать религиозными понятиями милостыни и благотворительности.

Однако вызывает сожаление то, что в последние годы наши религиозные ритуалы превратились в пышные пиршества, и сегодня траурные церемонии не отличаются от мероприятий по радостному поводу. Ритуалам, особенно религиозным, должны быть присущи скромные и символические угощения.

В советские времена религия не была полностью свободной. В период независимости права и свободы людей расширились, и религия была освобождена от всяческих идеологических препятствий. К религиозным чувствам и потребностям людей стало проявляться особое уважение.

На церемониях свободно допускаются молитвы и религиозные проповеди, растут роль и статус служителей культа, набирают силу призывы религии к милосердию и благотворительности.

  Такой процесс развития обрядности поневоле расширил рамки проведения религиозных мероприятий, и число их участников чрезмерно возросло.

  Однако большинство участников церемоний не осведомлено о нравственной и культурной сути ислама. Им незнакомы этика и правила бережливости.

  Ритуалы и угощения воспринимаются как одно и то же. Большинство людей уделяют внимание не столько самому ритуалу, сколько угощению. Или считают необходимым принимать участие в религиозных церемониях следуя традициям предков или в знак личного уважения к их организаторам.

   Религиозные ритуалы должны проходить в рамках установлений исламского шариата. Однако эти пышные пиршества, объявляемые «благотворительными», превратились в нечто наподобие пира во время чумы. Это неверно ни с точки зрения религиозных убеждений, ни с точки зрения человеческой морали.

   Ритуалы должны проводиться для вознесения молитв к Всевышнему, чтобы он был милостив к покойным. Такова суть поминальных обрядов. Кроме того, церемонии не должны становиться трибуной для призывов и проповедей.

   Вместе с тем, говоря об упорядочении религиозных ритуалов, мы имеем в виду искреннее уважение к мусульманским церемониям.

   Ритуалы, особенно ритуал погребения, не должны становиться ареной конкуренции между служителями культа. Иными словами, служители культа должны служить религии и не должны стремиться завоевать себе искусственный и ложный авторитет, прикрываясь религией. Кроме того, во время погребального намаза нужно молиться не о мирских благах, а о добрых делах и о воздаянии в потустороннем мире.

Ритуалы не должны становиться источником алчности, злобы и вражды.

    Противоречащее сути и правилам проведения ритуала поведение видных представителей и служителей культа, а также участников церемонии не соответствует ни исламскому шариату, ни нормативно-правовым актам Республики Таджикистан.

   В прошлом году в Таджикистане было проведено около 30 тысяч траурных церемоний, и во время них было забито более 200 тысяч голов крупного и мелкого рогатого скота. Общая сумма расходов на эти мероприятия составляет свыше 250 миллионов сомони.

  Согласуется ли такое расточительство во время проведения ритуалов с исламским шариатом и общечеловеческой культурой? Разумно ли каждый день изобретать новые обряды, превращая их в очередное тяжкое испытание для людей?

Вызывает сожаление то, что видные представители и служители религии по непонятным причинам провозглашают на основе шариата некоторые ритуальные новшества в качестве благотворительности. Я понимаю, какое значение имеет ритуал погребения. Ислам считает и живого, и покойного человека любимым и благословенным созданием. Согласно исламскому вероучению, проводы человека в последний путь, вознесение молитвы о его душе и т.п. являются долгом живых, прежде всего, родственников покойного.

  Однако крайне неприемлемо организовывать мероприятие под названием «оши саритахтаги». Руководствуясь велением совести и исходя из добрососедских отношений, соседи и близкие могут приготовить угощение для родственников покойного. Если же угощение для людей готовят родственники покойного, шариат осуждает такой поступок, и отказ от него является благим делом.

  И действительно, практика приготовления угощения родственниками покойного не согласуется также и с человеческой моралью. Если такое угощение считается нежелательным, то преподнесение ковра духовному лицу, совершающему поминальный намаз, также противоречит шариату.

  Наш народ, в соответствии со своими религиозными убеждениями, организует обряд «три дня», который также превратился в постыдное действие, сопровождающееся пышным угощением.

Согласно толкованиям богословов, люди могут, в соответствии с завещанием покойного, но своему усмотрению, приготовить угощение и пожертвовать его сиротам и малоимущим. С течением вошло в обычай приглашать бедняков в дом родственников покойного и угощать их едой. Это, несомненно, благое дело. Однако, как мы видим, постепенно оно превратилось в недостойное деяние и в пиршество, на которое приглашают известные личности, богачей, в общем, очень много людей.

Ритуалы «семь дней», «сорок дней» и «год» также постепенно превращаются в дорогостоящие и обременительные мероприятия.

Однако всем следует понять следующее: благотворительность и милостыни в эти дни с точки зрения шариата не имеют отношения к этим ритуалам, и в такой форме назвать их иначе как расточительство или недостойное деяние было бы ошибкой.  Бесспорно, что для благотворительности и подаяний нет специального времени или места, и они предназначаются для нищих, сирот и обездоленных. Если благотворительность и подаяние попадут по назначению, это благое дело, без сомнения, не останется без воздаяния, и добрые молитвы нуждающихся, услышанные Создателем, приведут к прощению и заступничеству за усопших.

Я уверен в том, что одной из причин такой негативной тенденции в проведении ритуалов является неправильное разъяснение людям их религиозной сути.

По своей сути, подаяния могут способствовать ликвидации бедности. Как мы видим, в нашем обществе произошло наоборот: подаяния создаю бедность, осложняя социальные условия и положение людей.

Сочетание ритуалов с подаяниями является принципиальной ошибкой. Этот вредный обычай присущ не только мышлению простых людей, - значительная часть служителей культа также придерживается такого мнения.

Они хотят подчинить жизнь народа подобным ритуалам. Некоторые видные представители и служители религии, придавая ритуалам идейный оттенок, преследуют посредством них свои идеологические и политические цели. Простой народ в этом не виноват.

Сегодня бережливое,  эффективное и целевое использование каждым человеком в каждой семье финансовых и материальных возможностей вызвано жизненной необходимостью. Что означает по шариату «необходимость», известно каждому религиозному лидеру.

Следует урегулировать исполнение национальных обрядов и высвободиться из когтей расточительности, обращенной в жизненную необходимость. В этом, конечно, огромная роль отводится религиозным служителям.

Верные советы и рекомендации, особенно, в отношении умеренности расходов при исполнении религиозных обрядов должно стать непосредственной обязанностью религиозных наставников. Они должны пояснить народу, что есть благотворительность и что означает пожертвование.

Всем известно, что ислам зиждется на доброжелательности, и суть его в благосостоянии масс, и, отсюда интересы отдельно взятого человека должны рассматриваться сквозь призму интересов масс. Расточительность отдельного лица, во время исполнения религиозного или другого обряда,  не  может стать благом для многих.

Однако сегодня принято тратить огромные средства на проведение различных церемоний и торжеств, что приводит общественность в беспокойство. Мы хотим положить расточительству, запрещенному исламом, конец, оно ущемляет жизнь общества и препятствует его дальнейшему благополучию и процветанию. Мы не должны позволить, чтобы народные средства пускались по ветру.

Никто никому не остается благодарным за пышно устроенные торжества. Напротив, они вызывают в людях только неприязнь, озлобленность и презрение.

Согласно устоям ислама, каждый должен желать для себя лишь честно заработанного пропитания. Об этом не раз упоминается в священном Коране. С точки зрения ислама, жить за счет честного труда должен каждый, даже пророки. Отсюда и то, что все пророки имели свое ремесло.

Так, Адам был земледельцем, Нух - плотником, Идрис – портным, Солех – купцом, Довуд  изготавливал кольчуги, Сулаймон плел корзины, Муса, Шуайб и пророк ислама Мухаммад Мустафо были пастухами.

Если религия никогда не была профессией, и пророки никогда не использовали религию в качестве источника средств для жизни и пропитания, тогда, что говорить о других, в частности, о муллах, которые, зная или, может, не зная того, не исполняют это веление Божье.

Более того, в феврале этого года во время своей официальной поездки в Египет, я стал свидетелем того, что таджикские студенты, обучающиеся в Исламском университете Аль–Азхар, получив религиозное образование и поняв, что религия это не профессия, обратились к нам с просьбой выделить для их обучения в университетах  Египта образовательные квоты.

Так значит, поиск хлеба насущного посредством честного труда есть закон и предписание Создателя.

В этой связи Джалолиддин Руми сказал следующее:



Усердным быть желаешь, прояви

  Усердие в труде. Лишь после защиты у Создателя проси!



В настоящее время, одни занимаются расточительством, называя это пожертвованием, и устраивают пышные торжества, тем самым, вызывая зависть и неприятие общественности. Другие, заявляют, что «хлеб насущный воздаётся Богом» и отказываются трудиться. В исполнении народных обрядов расточительство выражается по-разному.

С учетом этого, Комитету по телевидению и радиовещанию совместно с Исламским центром Таджикистана следует,  в целях  пропаганды, создавать специальные телевизионные программы.

Расточительность во время проведения различных национальных обрядовых церемоний многолика и имеет глубокие корни. В связи с этим, требуется, чтобы отдельные лица и группы, государственные и частные организации и компании определили верное направление своей благотворительной деятельности.

Совершение таких выплат, как закот, а также пожертвований и благотворительности, наряду с совершением паломничества хаджа и ежедневного намоза, соблюдением поста  являются важнейшими столпами ислама, и мусульмане не должны быть оказаться лишенными возможности исполнять эти благие деяния.

Однако в нынешних условиях люди не знают, кому и куда отдавать свои пожертвования, и если кто-то и отдает их в какую-либо мечеть, он не знает, доходят ли эти средства до тех, кому они, согласно предписаниям Корана и шариата, предназначались. Поскольку, как вам известно, за исключением бедных и нуждающихся, сирот и инвалидов, никто не имеет права принимать и растрачивать эти пожертвования и благотворительные выплаты.

Настало время, когда проведение церемоний, особенно, связанных с трауром, должно быть ограждено от всяческих выплат и пожертвований в любом виде.

Неужели нельзя, как в старину было принято у таджиков, и сейчас в мусульманских странах, организованно собирать пожертвования и также организованно раздавать их нуждающимся?

В связи с этим,  предлагаю, для сбора пожертвований и распределения их среди нуждающихся создать Общественный благотворительный фонд Таджикистана.

Фонд, в соответствии с установленными полномочиями, а также по согласию представителей общественности и тех, кто совершает пожертвования, распределяет собранные средства: в  детские дома и больницы - для обеспечения одеждой, медикаментами и пропитанием; среди малообеспеченных семей – на выплату долгов за использование электричества и воды; для  проведения водопроводных линий и линий электропередач в селения и махаллы; на строительство дорог и мостов, школ и детских домов, а также на другие благие дела.

Заботиться о сиротах  и усыновлять их, оказывать помощь школам, больницам, детским домам, строить дома и покупать их для неимущих, создавать детские дома, дома для инвалидов, бани,  проводить каналы в безводную местность и рыть колодцы, чтобы обеспечить людей питьевой водой и орошать земли, а также направлять людей на добрые дела и поступки является благим делом и благотворительностью.

Для устранения всяческих подозрений и недоверия деятельность Фонда должна быть прозрачной, то есть процесс сбора и распределения средств и имущества должен проходить под контролем представителей институтов гражданского общества, общественных советов, мусульманских сообществ и владельцев пожертвований.

В суре Баккара Всевышний ниспослал: «благодетель тот, кто поклоняется Богу и судному дню, и ангелам, и книгам небесным, и пророкам, и имущество свое из любви приносит в жертву близким и родственникам, сиротам и нищим, странникам и путникам, просящим милостыню и заключенным, дабы освободить их».

Пророк мусульман Мухаммад Мустафо так прославляет опеку сирот и заботу о них, называя их лучшими человеческими деяниями: «Каждый, кто возьмет сироту на свое попечительство, тому станет сирота сей защитой между ним и огнем преисподней. Каждый, кто погладит голову сироте, тому воздастся добро по каждому волосу на голове сироты».

И дело, которому мы положили начало, с целью искоренения расточительства, является важной основой, свойственной сущности каждого государства, соответствует положениям Конституции Республики Таджикистан, и не противоречит устоям священного Корана.

Однако расточительство, которое стало свойственно мероприятиям и торжествам, отнюдь не является общественной сущностью. Именно поэтому, мы считаем проблему искоренения чрезмерных расходов на проведение торжеств и мероприятий и их общественное урегулирование  религиозным и национальным вопросом.

Поэтому, борьба против расточительства для всех мусульман страны является и предписанием, и долгом.

Согласно подсчетам, общая сумма расходов населения страны на проведение торжественных и траурных церемоний в среднем составляет от четырех с половиной до пяти миллиардов сомони в год. Тогда как годовой госбюджет страны составляет три миллиарда триста миллионов сомони.

В стране же сегодня из 1 миллиона ста тысяч семей 500 тысяч являются малоимущими, 527 тысяч пенсионеров, 134 тысяч инвалидов, в том числе 19 тысяч детей-инвалидов, 68 тысяч семей без отцов, 118 тысяч детей до 16-летнего возраста из семей без отцов и 9 тысяч одиноких пожилых людей.  Также в нашей стране действуют 77 школ-интернатов и 11 домов-интернатов для престарелых и инвалидов, в которых состоят 13 тысяч человек.

Наряду с этим, из государственного бюджета на социальную сферу и жилищное хозяйство в текущем году затрачивается 1,4 млрд. сомони, что составляет 42%. Только на выплату пенсий затрачивается 355 млн. сомони, и этого все еще недостаточно.

При таком положении дел, если бы не низкий уровень образованности и религиозная неосведомленность, расточительство не переросло бы в социальную проблему. И если бы часть из тех огромных средств, которые затрачиваются впустую, была направлена на благотворительность, на пользу общества, социальное положение народа улучшилось, и людям бы жилось гораздо легче.

Каждое предписание шариата, принятое для исполнения мусульманами и общественностью, мы должны использовать разумно, для облегчения жизни народа.

Мы хорошо изучили опыт урегулирования совершения религиозных обрядов и проведения церемоний  других мусульманских государств, особенно развитых стран, и пришли к заключению, что расточительство, ставшее обыденным для народа нашей страны,  совершенно чуждо народам других, мусульманских стран.

У нас проведение иных мероприятий возведено в ранг религиозной нормы. На этом основании некоторые подвергают сомнению праведность мусульман других исламских государств. Я, прежде всего, имею ввиду те страны, абсолютное большинство населения которых являются мусульманами-ханафитами.

Следует отметить, что священнослужителями в зарубежных ханафитских странах ограничивается даже самая малая расточительность, которая может проявиться со стороны сельского населения.

Самым важным является то, что религиозные обряды в этих странах проводятся без излишеств. Церемонии и торжества проводятся просто и с малыми затратами, и в этом смысле, они могут послужить для нас образцом для подражания.

В частности, в месяц Рамазан и в священные праздники Рамазан и Курбон, являющиеся для мусульман временем осуществления добрых деяний, благотворительности, пожертвований, в этих странах цены на рынках понижаются. В нашей же стране наоборот, именно в это время цены на продукты питания резко повышаются.

В ходе своих поездок в исламские и арабские страны, беседуя с уважаемыми лицами, я затрагивал данные вопросы. Все они выражали по этому поводу одинаковое мнение: все деяния, предписанные Создателем и принятые пророком, должны быть исполнены.

Всевышний предписывает в суре Хадж, 78 ояте священной книги, что Он не являет в религии трудностей и мук. В суре Нисо, 36 ояте Корана также повелевается: «... с родителями и родственниками, сиротами и неимущими, соседями родственников и чужими, с друзьями и собеседниками, странниками и путниками, а также подданными своими будьте доброжелательны, творите для них добро...».

Из этого исходит, что человек должен из своего состояния одаривать своих родителей, ближних и нуждающихся и всегда проявлять о них заботу. Дети обязаны исполнять этот долг перед родителями. Однако жертвоприношения и благотворения, совершаемые в отношении покойников, имеют другое выражение. После смерти в отношении умерших важно совершать молитвы и только.

Проводить после смерти родителей пышные церемонии с большими затратами средств, в шариате не предписано.

(В народе есть такая известная пословица: пока живой в гнете, а умрет – в почете, - которая обязывает нас почитать человека при жизни).

В этой связи, следует сказать об еще одном неприглядном явлении, ставшем в нашем обществе традицией. Речь идет о таких, новых для нас, обычаях, как ежегодное чествование дня кончины близких, и даже празднование дней их рождения. Мы должны помнить, что праздновать дни рождения не свойственно мусульманам.

В мусульманском мире стало традицией праздновать день рождения Пророка, и наши священнослужители единодушно рекомендуют отмечать это событие в двенадцатый день месяца раббеъулаввала мусульманского летоисчисления (хиджры).

В связи с этим, хочу отметить пышные церемонии «мавлудхони», которые проводят в домах с участием известных религиозных представителей страны. В соответствии с данными, которые у меня имеются, эти муллы, создав группу прославленных чтецов, поочередно выступают на церемониях, и цена их услуги на сегодня достигает двух тысяч американских долларов.

Наряду с этим, в последние несколько лет  хаджи некоторых районов учредили новый способ выделиться из рядов простых смертных. Они, объединяясь в группы, устраивают роскошные угощения и пиры, на которые созываются широкие круги населения и называются эти мероприятия «ходжиталабон» - приглашение хаджи.

Огромное количество участников подобных мероприятий так воодушевляет некоторых священнослужителей, что они забывают о религиозной значимости и важности церемонии и превращают мероприятие в трибуну для пропаганды экстремистских идей.

В связи с этим, следует напомнить, что ни в одном исламском государстве выступления от имени религии и ислама не проводятся столь беспорядочно и нерегламентированно. Дело дошло до того, что каждый, кто только пожелает, при каком-либо собрании людей, чаще это происходит на церемонии «мавлудхони», а иногда даже во время пятничной молитвы, может сказать все, что ему взбредет в голову и призвать к чему угодно. Даже на церемонии похорон зачастую стали выступать с неуместными речами.

Посудите сами, в какой еще исламской стране вы можете наблюдать такие беспорядки? В Саудовской Аравии, колыбели ислама, где ислам является основой государственного устройства, ни один проповедник не имеет права выйти к народу с проповедью, текст которой не утвержден со стороны компетентного государственного аппарата, он не вправе ни на йоту отходить от утвержденного текста и добавлять хоть слово от себя.    

Почему же в нашей стране трибуна самой чувствительной идеологической основы общества остается вне надзора и доступна лицам, которые, прикрываясь исламом, пропагандируют чуждые исламу идеи?

Вы послушайте проповеди и речи, которые незаконно записаны и выставлены на продажу на рынках и в торговых точках, и сами сделайте выводы.

В то же время незаконно издается и распространяется большое количество книг, брошюр и листовок, которые могут вызвать в обществе волнения и беспорядки. Государство в рамках действующего законодательства вправе, в целях защиты спокойствия общества, культурных основ и ценностей народа контролировать деятельность религиозных организаций страны.

Также в непосредственную обязанность Исламского центра и Совета улемов Таджикистана входит предварительное ознакомление с текстом проповедей.

В связи с этим, соответствующим органам государственной власти необходимо подвергать серьёзному рассмотрению случаи расхождения текстов проповедей подобных служителей религии и мулл с Конституцией и действующим законодательством Таджикистана.



Уважаемые присутствующие!

Ислам не отрицает науку и образование. Напротив, ояты Корана и предания пророка призывают мусульман к изучению наук, к культуре. Ибо верующий, не владеющий знаниями, пожнет плоды суеверия и невежества.

Во время моих официальных поездок по странам арабского Востока, известные политические и научные деятели исламских государств, в частности Арабской Республики Египет, а также студенты из Таджикистана, обучающиеся в Университете Аль- Азхар, в ходе встреч с ними выражали свое мнение относительно уровня знаний религиозных деятелей, системы религиозного обучения и образовательных программ в высших и средних религиозных учебных заведениях нашей страны и отмечали необходимость внесения в них изменений.

Действительно, более 90% религиозных служителей и деятелей нашей страны не имеют высшего или среднего религиозного или светского образования. Большинство из них брали уроки у местных домулло.

Религиозное обучение в нашей стране добровольное и является составляющей частью прав и свобод граждан и в целом, свободы совести и вероисповедания. Несмотря на то, что по закону религиозные школы и медресе отделены от государства и действуют самостоятельно, мы не можем быть безучастны к судьбам тысяч молодых людей и подростков, обучающихся в Исламском университете и более двадцати средних учебных заведений.

В связи с этим, считаю необходимым дальнейшее обеспечение и финансирование Исламского университета Таджикистана за счет государственного бюджета Таджикистана и приведение обучения в этом высшем учебном заведении в соответствие с современными нормами обучения, наряду с освоением учений столпов исламской религиозной науки, включить в программу изучение таджикского языка и литературы, историю таджикского народа, современные информационные технологии, философию, логику, культурологию и иностранные языки.

Таким образом мы сможем повысить статус Исламского университета Таджикистана в воспитании религиозных деятелей и специалистов в области социологии и привлекать его выпускников к участию во всех структурах, в целях внесения вклада в благоустройство Таджикистана.

В связи с этим, Академии наук Таджикистана и Министерству образования совместно с Исламским центром Таджикистана изучить вопросы введения в единую систему обучения современные науки о религии и улучшить уровень и качество обучения в Исламском университете им. Имома Тирмизи, религиозных школах, изучить систему их деятельности и представить предложения в Правительство Таджикистана.

В то же время поручить Академии наук Таджикистана рассмотреть вопрос создания за счет соответственных отделов Института философии и других научных структур Институт исламоведения и представить свои заключения в Правительство.

Правительству и Академии наук Таджикистана поручается в кратчайшие сроки осуществить научно-академический перевод Корана на современный таджикский язык, с учетом особенностей нашего, ханафитского, направления в исламе, и издать за счет  Резервного Фонда Президента Таджикистана, часть тиража в преддверии празднования Независимости государства и наступления месяца Рамазана передать в дар народу страны от имени Президента. Также поручается включить в план совершенное издание будущего года книгу Бурхониддина Маргелони «Хидояи шариф».

Следует отметить, что основной целью данных решений является повышение уровня религиозной образованности народа страны. Пусть подрастающее поколение в будущем усвоит суть и значение божественных оятов, исполняет национальные обряды и следует религиозным традициям, в соответствии с предписаниями Корана, преданиям пророка и устоям ханафитов.

Дорогие друзья!

Фанатизм и предрассудки, а также пристрастие к пышным церемониям берут свое начало, в основном, из ограниченности религиозных знаний. Образование будет совершенствоваться лишь тогда, когда обучение будет проводиться на основе научных ценностей, истинной культуры, исторического наследия, современных знаний и в сравнении с мировой историей.  Только тогда мы сможем избавиться от нравственных проблем и пристрастия к обрядам.

Мы должны во имя счастливой повседневности, качественного улучшения жизни народа и снижения уровня бедности разумно и справедливо использовать лучшие национальные и религиозные традиции и обычаи. Таким благим образом  мы положим начало серьезному социальному преобразованию.

Как вы помните, когда в 1992 на 16 сессии Верховного Совета Республики Таджикистан меня избрали Главой государства, я дал клятву, что отдам свою жизнь ради мира и спокойствия в стране.

После установления окончательного мира, мы поставили перед собой задачу обеспечить стране энергетическую независимость, продовольственную безопасность и вывести Таджикистан из коммуникационного тупика.

Всему народу страны известно, что именно для достижения этих целей мы приступили к строительству больших и малых электростанций, дорог, мостов и тоннелей, проведению линий электропередач.

Мы превратили Таджикистан, две большие области которого еще в недалеком прошлом имели транспортную связь с центром на протяжении всего шести месяцев в году, в целостное территориальное пространство и открыли международные автодорожные линии в четырех направлениях. Еще через два года мы намерены обеспечить стране энергетическую независимость.

В конце прошлого года я, в качестве вновь избранного Президента дал клятву именем Бога, молоком матери, хлебом и солью, священными водой и землей своей Родины принять на себя ответственность за судьбы таджикского государства и нации. С учетом этого, сегодня я ручаюсь, в самые ближайшие годы вывести народ Таджикистана из-под давления фанатизма и предрассудков и облегчить жизнь народа.

Ибо ответственность за будущее государства и нации Конституцией Республики Таджикистан возложена на меня.

А также 59 оят суры Нисо священного Корана обязывает мусульман исполнение предписаний Создателя, наставлений Пророка и Главы государства. Осознавая эту высокую ответственность, я сейчас в присутствии представителей всех джамоатов, городов, районов и областей Таджикистана представлю проект Закона «Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов в Республике Таджикистан» на рассмотрение и утверждение Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан.

Проект закона, с учетом более 20 тысяч пожеланий и предложений, отправленных на сайт Президента Таджикистана, в рабочие группы Правительства, Исполнительный аппарат Президента и переданных по телевизионным каналам, а также обряды и опыт мусульманских стран подвергнуты, по поручению Главы государства, группой опытных социологов и правоведов страны анализу и изучению с точки зрения действующих законов и шариата.

Маджлиси Оли Таджикистана необходимо еще раз детально и всесторонне рассмотреть этот закон.

В данном законе упомянуты все нормы и пределы обрядов и традиций, выполнение которого после принятия его Маджлиси Оли, подписания Президентом Республики Таджикистан и официального издания будет обязательным для всех, от Президента страны до рядового гражданина.

В целях обеспечения контроля над сферой национальных и религиозных обрядов и традиций, строго соблюдения принимаемого закона в структуре Исполнительного аппарата Президента Таджикистана будет создано Управление по упорядочению традиций, торжеств и обрядов, которое будет координировать работу комиссий, учрежденных на уровне городов, районов и областей.

Пользуясь представившимся случаем, я обращаюсь к народу Таджикистана, в частности, к родителям, вместо пустой траты вырученных средств на проведение пышных и никчемных церемоний, направьте их на нормальное пропитание семьи, благоустройство жилища, достойного образования детей. Обращаюсь к старшему поколению с просьбой быть наставниками молодежи в вопросах предотвращения расточительства и чрезмерных расходов на проведение торжеств и церемоний.  

Руководителям органов центральной и местной государственной власти, председателям джамоатов и махаллы и всем государственным работникам и служащим поручается, наряду с непосредственной реализацией закона, призывать своих родных и близких к строгому соблюдению установленных законом норм.

Мы верим, что инициатива со стороны государства, направленная на урегулирования проведения и совершения обрядов и традиций, получит повсеместную поддержку со стороны  религиозных служителей и духовенства в пропаганде и реализации подлинных предписаний шариата в вопросах расточительства, благотворительности и пожертвований и совершения религиозных обрядов. А также верим, что своим личным примером, они призовут и направят народ, в особенности молодежь, на правильный путь созидательного труда, благоустройства края, к национальному единству и самопознанию, патриотизму, соблюдению норм нравственности.

Уважаемые присутствующие!

В настоящее время внимание всего народа страны обращено к нам. Они нетерпеливо ждут, к какому заключению в отношении упорядочения обрядов и ритуалов мы с вами придем. Ибо вот уже более двух месяцев основной темой бесед  среди населения страны является обсуждение  вопросов проведения церемоний и торжеств с большими расходами.

Как было отмечено, в отношении этого вопроса будет принят закон. Однако претворение его в жизнь является другой задачей. Соблюдение и осуществление принимаемого закона зависит, прежде всего, от нас с вами, то есть от присутствующих сегодня в этом зале.

В связи с этим, именно на вас, тех,  кто постоянно находится во взаимодействии с народом, руководит им на местах и является непосредственным участником данной исторической встречи, возлагается великая задача.

Осознав эту ответственность, каждому из вас следует для осуществления поставленных Главой государства задач, то есть в целях упорядочения народных обрядов и традиций, стать примером для ваших родных и близких.

Ибо именно таким образом возможно выполнить свои основные задачи, то есть избавить народ  от чрезмерных расходов на совершение религиозных и национальных обрядов и в короткие сроки улучшить качественный уровень жизни населения.

Я глубоко убежден, что в осуществлении этой задачи, как всегда, поможет и поддержит благородный народ Таджикистана, и мы вместе преодолеем все проблемы и трудности, которые создавала вымышленная необходимость совершения обрядов и торжеств.

Желаю всем вам, всему гордому таджикскому народу твердой воли, новых сил и успехов на этом пути.

Благодарю.



     перевод НИАТ «ХОВАР»

  



      

Источник: ИА "ХОВАР"
0.0
- всего оценок (0)
- ваша оценка


Новый комментарий
Автор Сообщение
Данную новость еще не обсуждали

Обсуждение в Facebook:




Главные новости

03.1212:35В России группа наркоторговцев подозревается в сбыте около 700 кг героина
03.1210:23Официальный Кабул прокомментировал заявление талибов по CASA-1000
03.1210:03Путин призвал упростить получение гражданства РФ для выходцев из бывшего СССР
03.1209:31На севере Таджикистана раскрыто жестокое убийство, совершенное в 2010 году
03.1209:12Эмомали Рахмону построят новые резиденции


Самое обсуждаемое

01.1214:11Атамбаев о ЕАЭС: вступаем в братский союз и встречаем старшего брата, который нам ножки подставляет(7)
02.1210:57Лидер Компартии Таджикистана верит председателю Нацбанка, но стоит в очереди за своим депозитом(3)
01.1209:43На реализацию новой Национальной стратегии развития Таджикистана необходимы $118,1 млрд.(2)
01.1217:52Земан и Рахмон не стали общаться с журналистами(2)
03.1210:32Когда у НПЗ "финансы поют романсы"...(1)
02.1211:21Атамбаев ответил на слова мэра Москвы о киргизских мигрантах(1)



(C) 2001-2016 TopTJ.com

TopTJ.com - Новости Таджикистана
00:00:00