Авторизация
 
 
Регистрация на сайте
Восстановление пароля


Новостные каналы


Skip Navigation LinksTopTJ.com  →  Новости Таджикистана  → 

Лента новостей

26.06.200815:08

Мухиддин Кабири - Самый богатый депутат таджикского парламента по налоговым декларациям

Автор: Екатерина Кожевникова

Он косил сено в кишлаке и работал грузчиком на рынке.

Охранял рецидивистов, дрессировал собак и даже летал в Москву в багажном отделении Ту-154. Но однажды он решил доказать, что достоин большего. Теперь он известный политик, успешный бизнесмен и, по официальным декларациям, самый богатый депутат таджикского парламента. Он раздает десятки интервью в день, читает лекции в престижных вузах Европы и ходит на матчи «Челси» и «Манчестер-Юнайтед». Корреспонденты «VIPzone» - в гостях у Мухиддина КАБИРИ, лидера Партии исламского возрождения Таджикистана.

 

Мы встретились в личном офисе М. Кабири, где одновременно расположен и учрежденный им аналитический центр «Диалог». Здесь, подальше от столичной суеты, в уютном частном дворе Мухиддин любит отдыхать после работы. Здесь он принимает гостей, проводит встречи, играет в теннис. Или работает на ноутбуке, сидя за журнальным столиком на аккуратно выстриженной зеленой лужайке. Здесь, в неформальной обстановке на свежем воздухе, под пение птиц мы и начинаем знакомиться с М. Кабири - с человеком, политиком, бизнесменом, мужем и отцом.

 

О себе, родителях и любви к литературе

Родился я в Файзабаде в 1965 году, в кишлаке Касамдара. Мои родители - дехкане. Но всю свою жизнь они  много читали. Отец Тилло даже писал стихи, но во время войны мы потеряли его рукописи. Моя мать Соджигуль в свои 75 лет до сих пор читает без очков, и читает довольно много. Помимо книг, каждую неделю я отправляю ей из Душанбе целую кипу таджикских газет. Ее комната уже давно превратилась в библиотеку. К ней постоянно приходят односельчане, чтобы взять что-то почитать. Наверно, страсть к чтению мне привили родители. У меня четверо братьев и четверо сестер. Двое старших и двое младших. Я «самый средний» в семье. Закончил 8 классов школы №15. Потом поступил в Статистический техникум. Первая моя специальность - «экономист сельского хозяйства».

 

Об армии

Служил во внутренних войсках в Грузии. Помню, как нас отправили на учебку. Меня хотели определить на водительские курсы. Но я категорически не хотел водить машину. Стою я в ряду солдат, которые записываются на водителей, а сам думаю: как бы туда не попасть. Рядом в соседний ряд записывались на курсы инструкторов служебных собак. Я спросил стоящего рядом солдата: «Здесь на кого?». «На дрессировщиков», - ответил тот. Я, недолго думая, тут же перестроился в соседний ряд. Подумал, собака все же лучше, чем машина. В кабинете меня спросили, боюсь ли я собак. Я честно признался, мол, да, бывает, иногда боюсь. Тогда мне сказали, что солдат, который говорит, что не боится собак, будет их бить. И меня взяли. Через 6 месяцев я стал кинологом. Имею 3-й разряд инструктора по служебным собакам. Это очень интересная работа. Трудная, но интересная. Когда работаешь с собаками, понимаешь, что они намного честнее, чем люди.

Полтора года я служил в Кутаиси, охранял «зеков». Это была колония строгого режима для особо опасных преступников и рецидивистов.

 

Из совхоза - в Дипакадемию МИД России

После армии я работал в совхозе «Октябрь». Косил сено, выполнял обычную крестьянскую работу в поле. Мне тогда платили за это 70 рублей. Но я был молод, мне хотелось зарабатывать больше. К тому же я всегда работал больше, чем другие, план перевыполнял, а платили мне так же, как всем! Я сказал своему бригадиру, чтобы он повысил мне зарплату. Но тот ответил отказом. Сказал: «Тебе и этого достаточно. Ты плохо посчитал, ты неграмотный. Если бы ты был поумнее, работал бы экономистом в колхозе, а не простым крестьянином!» Меня это сильно задело. И я решил доказать, что  не такой глупый, как им кажется. В тот же день после обеда я не вышел в поле, пошел домой, переоделся и уехал в Душанбе. Вечером пошел в ТГУ им. Ленина, стал спрашивать, какой факультет наиболее трудный и самый престижный. Тогда гремел факультет восточных языков. Там был самый высокий конкурс, учились дети высокопоставленных чиновников и министров. И я пошел туда. Документы у меня не приняли, так как в моей школе в кишлаке не было иностранного языка. Тогда я пошел к ректору. Им был в то время Талбак Назарович Назаров. Он попросил двух преподавателей устроить мне экзамен прямо у себя в кабинете. Я не знал иностранных языков, но немного знал арабский и  персидский, изучал раньше со старшим братом. Преподаватели сказали, что я тяну на «тройку». Но Талбак Назарович ответил, что не я виноват в том, что у меня не преподавали иностранный язык. Мои документы приняли. И в мандатной комиссии я стал последним – 25-м – студентом из положенных по плану 25. Позже я встретил того бригадира и сказал, что я очень ему благодарен. Если бы не он, я так и остался бы в селе и никогда не стал бы тем, кем я стал сейчас.

Потом был Йемен. Я выиграл конкурс и поехал на 2 года учиться в Сану. Совершенствовал свой арабский и дополнительно стал изучать религию. Вернулся зимой 1992 года. Но так как в моем паспорте стояла арабская печать, мне посоветовали срочно покинуть Таджикистан. Я прилетел в Москву в багажном отделении Ту-154 вместе с другими нашими соотечественниками. В Москве была работа, бизнес, учеба в дипломатической академии МИД РФ. Я закончил ее в 1996 году. По специальности «юрист-международник». После этого год работал директором регионального бюро Международной студенческой организации, бывшей ассоциированным членом ООН.

 В 1997 году в начале работы Комиссии по национальному примирению Устод С. А. Нури предложил мне работать у него помощником. Я согласился, продал квартиру в Москве, оставил бизнес и уехал в Таджикистан.

 

О партии

Почему ПИВТ? Я был и остаюсь глубоко религиозным человеком. Я начал молиться с 1 класса и держать пост-уразу с 5-го.  Будучи студентом техникума, я был членом одного из кружков сильной, по тем временам, религиозно-политической школы Устода Химматзода. Позднее, мы с группой единомышленников встретились с Устодом Нури. По их рекомендации я представлял Таджикистан на первом форуме мусульманской молодежи в Москве, в 1990 году. Как политик формировался на теории Устода Химматзода и практике Устода Нури, за что им очень благодарен. Так что ПИВТ для меня скорее закономерность, чем случайность, хотя многие до сих пор считают меня не типичным для религиозной партии. Не случайно, министр иностранных  дел Франции господин Кушнер во время нашей с ним встречи интересовался, цитирую ли я Коран и хадисы в своих выступлениях. Я ответил, что не только цитирую, но и свою политику строю на их основе. Многие остались со старыми стереотипами об исламе и мусульманах. Быть лидером религиозной партии намного сложнее, чем лидером обычной партии. Одними качествами современного политического лидера или менеджера не обойтись, надо еще и соответствовать религиозным потребностям сторонников. Многие ждали, что после того, как меня изберут председателем партии, я поменяю имидж, но я не стал этого делать. Во-первых, этот вопрос никогда не был предметом обсуждения в партии, и меня приняли таким, каков я есть. Во-вторых, основная масса членов партии – это молодежь и современно думающие люди, которые по-новому смотрят на мир и, оставаясь убежденными мусульманами, хотят идти в ногу со временем. Наверное, есть немало сторонников партии, которые хотят видеть меня в классической мусульманской одежде. Я с пониманием и уважением отношусь к этим взглядам, но политический лидер, учитывая мнение своих сторонников, в то же время должен убедить их и в правильности своего выбора, вести их за собой, а не поддаваться амбициям и желаниям людей.

 

О светскости и религиозности

В исламе нет четкого разделения между светскостью и религией, и я в своей жизни и деятельности придерживаюсь этой линии. Без лишнего аскетизма и отшельничества. Мусульманин такой же земной человек с присущими ему прихотями, желаниями и недостатками. Однажды в Лондоне меня спросили, какую лондонскую мечеть я хочу увидеть. я сказал, что еще вчера сам посетил две мечети и счастлив, что помолился в них. Помогите лучше достать билет на Шекспира и матч «Челси - Манчестер Юнайтед». Они помогли, но были сильно удивлены «нетипичной» просьбой. Опять стереотипы. Нас загнали в искусственно созданные два лагеря, светский и религиозный, забывая о том, что ислам - не христианство и не буддизм. Мусульманин не может быть до обеда светским, после обеда религиозным. Мы живем по принципу «два в одном»: находимся в гуще событий, и не забываем о Боге - Даст бо кор, дил бо ёр! Посмотрите, что сказал Пророк: «Если знаете, что сегодня последний день этого света и у вас есть время посадить еще одно дерево, то сделайте это». Он не сказал, идите молиться, а велел продолжать жить, ведь дерево - символ жизни. Мусульманин до последнего должен стремиться к лучшей жизни в рамках дозволенного, он обязан делать это, иначе его вера не будет полной. Загнать исламскую религию в мечеть, как поступили европейцы с христианством, невозможно. Ислам может проявиться где угодно: на рынке, на улице, возможно, даже в правительстве. Христианская Европа освободилась от правления церкви после Ренессанса, чтобы спасти еще сотни Коперников и Галилеев от инквизиции. Те, которые спаслись, бежали в мусульманский Багдад, и халиф устроил их в «Байт-ул-хикмат» (своего рода Академия наук) с жалованием. Они творили и выдвигали вместе с Беруни, Хайамом и Хаворазми новые гипотезы о вселенной, иногда противоречащие тем религиозным представлениям. И никто их не сжигал на костре. Может быть, Европа правильно поступила, но, если мы попытаемся сделать то же самое с религией, у нас не получится. Поскольку нельзя уместить море в стакане. Странная ситуация получается. Европа стремится к гармонии во взаимоотношениях с религией, как в исламском мире до колонизации, а мы идем к конфронтации, как в европейском средневековье…

 

Об интеллигенции

У нас есть интеллигенция, но это отдельные личности. Как слой она отсутствует. У нас была советская интеллигенция. А сейчас ее нет. Я уважаю русскую интеллигенцию. Вот это настоящие интеллигенты! Они всегда защищают православные ценности как часть своей национальной культуры. Достоевский, Толстой, Солженицын… А наша интеллигенция сразу ставит барьер между национальным и религиозным. Но это же абсурд - спрашивать человека: кто ты сначала - таджик, а потом мусульманин, или наоборот?

Наша интеллигенция страдает как от материальной, так и от духовной бедности. Единственная мечта нашей интеллигенции - попасть на встречу с президентом, а еще лучше - на банкет. Чтoбы интеллигент был независимым, он должен быть материально обеспеченным или гордым, как Диоген. Все философы и мыслители Греции пришли к Александру Македонскому во дворец, а Диоген продолжал греться под солнцем на берегу моря. Александр сам пошел к нему и спросил: «Могу я тебе помочь?». «Конечно, - ответил Диоген, - отойди в сторону, ты загораживаешь солнце». Позже Александр сказал: «Если бы я не был Александром, я хотел бы быть Диогеном».

 

О семье

С супругой Мастурой мы воспитываем пятерых сыновей и младшую дочку Зайнаб. Мастура приходится мне дальней родственницей, и она тоже из религиозной семьи. Все хозяйство и воспитание детей взяла на себя жена, а моя задача выделять ей каждый месяц семейный бюджет.  Дальше она решает сама, что купить и где. Я, наверное, не самый хороший муж и отец, потому что не могу полностью себя отдать семье. Но она понимает и поддерживает меня во всем. Некоторые думают, что я пользуюсь услугами стилиста или имиджмейкера, но это она подбирает мне одежду в соответствие с тем, куда я сегодня поеду, с кем буду встречаться. Я полностью полагаюсь на ее вкус и знаю, что в одежде она понимает лучше меня. В годы учебы в Дипакадемии она была со мной и, видимо, деловой и дипломатический этикет усвоила лучше, чем я. Но есть вопросы, куда она не имеет доступа: политика, бизнес и мои встречи. Хорошо это или плохо, не знаю, но это так.

Мастура носит хиджаб, в современном стиле. Кстати, в Москве она тоже ходила в хиджабе. С моей стороны были осторожные попытки модернизировать ее хиджаб, но они ни к чему не привели. Ей так удобно, и это ее право. Для нее большая радость, когда я сам, без ее помощи, встаю на утреннюю молитву. Если нет, то она всегда начеку, никогда не позволит мне проспать. За это я ей очень благодарен.

Мой  старший сын учится на первом курсе Технического университета, второй заканчивает школу. Они сами выбирают, чем им заниматься дальше. 

 

О многоженстве

Многоженство в исламе, в определенных условиях, скорее исключение из правил. Почему-то все рассматривают эти исключения как правило или норму. Возможно, при войнах, катастрофах или социальных кризисах, таких как миграция, многоженство способствует частичному решению проблем, но при неправильном понимании и применении оно может вызвать еще больше проблем. Многоженство скорее социокультурная проблема, чем религиозная. В исламском Иране оно разрешено законом, но там многоженство редкое явление. Потому что иметь несколько жен налагает на мужчину большую ответственность перед религией, семьей и законом. Поэтому не каждый отважится пойти на такой  шаг. Чем ниже уровень религиозного образования в обществе, тем выше рост полигамии. Нашим друзьям из «светского лагеря» почему-то прямые и безоговорочные нормы ислама не очень нравятся, а вот многоженство они принимают охотно и безоговорочно.

В вопросе многоженства я придерживаюсь линии Корана: моногамия - норма и правило, а полигамия - допускаемое исключение.

 

О бизнесе

Я считаю себя обеспеченным человеком. До политики я накопил достаточный капитал. Почти всегда я был при деньгах, хотя несколько раз приходилось начинать все сначала. В 1992 году в Москву я прилетел с пустым карманом, но быстро встал на ноги. То же самое - после приезда в Душанбе, в 97-м. За два года работы в КНП я истратил все сбережения, которые заработал в Москве, и последние деньги рискнул вложить в  незавершенный объект. Через полгода продал его в несколько раз дороже, так и заработал свой первый капитал.

В последний раз деньги у отца я брал в 1980 году, тогда мне было 15 лет. Помню, взял 27 рублей на одежду, чтобы ходить на занятия в техникум. Свои первые деньги я заработал еще в шестом классе – продавал по выходным на рынке собранный мамой и сестрами боярышник и куриные яйца. Накопив денег, я принес домой три вещи: маме - губную гармошку, она очень хорошо играла в молодости, братишке - сорочку, а себе - книжную полку с вешалкой. Это были первые шаги на пути к экономической независимости. В студенческие годы я работал на полставки, кроме того получал Ленинскую стипендию. Первую свою квартиру в Душанбе я купил еще до окончания вуза.

В целом, свой капитал я заработал на аукционах и  операциях с недвижимостью, естественно, легально.

Однажды генпрокуратура интересовалась купленным мною объектом, который я приобрел за $200 (правда, потом они признались, чей это «заказ»). Я сказал им: «Почему вы не спрашиваете у того, кто продал его за $200? Если бы было дешевле, я дал бы еще меньше». А ведь все дело было в том, что в конце 90-х незавершенные объекты у нас приватизировали по голландской системе, то есть когда цены идут вниз, до минимума. Этого требовал МВФ. Кто успел,  купил, кто нет - теперь покупает дороже.

Я никогда ничего не скрывал, потому что мой бизнес легален и прозрачен, по декларациям я оказался самым богатым депутатом. А вот все другие чиновники живут на одну зарплату и готовы всю ее отдать на строительство Рогуна. Можно позавидовать такому патриотизму!

После утверждения моей кандидатуры на пост лидера ПИВТ весь свой бизнес я отдал в управление своему брату, потому что, как политик, не имею права заниматься предпринимательской деятельностью.

Вообще, я считаю, что успех любого бизнеса заключается в том, чтобы оказаться в нужное время и в нужном месте. В бизнесе важно поймать момент. Еще важна оригинальная идея. Не стоит делать то, что кто-то уже делает. Нужно придумывать что-то новое.

Конечно, я давно мог бы построить себе дом, но, как политический лидер, я должен учитывать положение основной массы людей. Но, наверное, скоро все-таки я построю дом. Он не будет огромным и обязательно будет за городом. А пока я живу в 3-комнатной квартире.

 

Об авто

Свою склонность к хорошим автомобилям я не скрываю. Однажды знакомый немецкий дипломат, проехав на моем шестисотом «Мерседесе», намекнул, что немцы ежегодно помогают таджикам на несколько миллионов ЕВРО, но сами не могут позволить себе купить такую машину. Пришлось поменять «Мерседес» на более скромную «Toyota Camry». Во время поездок по стране  пользуюсь «Toyota Land Cruiser», и еще есть семейный «Nissan». Японцы пока не намекали, хотя тоже помогают таджикам. (Смеется.)

В деловых кругах автомобиль - такой же аксессуар, как галстук или портфель. Это не роскошь.

 

О том, чего не хватает

Хочется хоть на миг стать простым человеком! Думать не о политике, а о семье, о родителях. Я иногда езжу на общественном транспорте. Находиться постоянно в костюме и в служебном авто – это угнетает.

Недавно был у родителей, отец пришел из мечети уставший. Я долго массировал ему ноги, и он заснул. Наверное, это была самая полезная моя работа за последние годы. Не политика, не партия, не парламентские дискуссии! Если у вас есть родители, помогите им, сделайте им приятное. Поверьте, это такое удовольствие…

 

 Блиц крик

Мой характер: Трудный, в какой-то степени эгоист.

Я не люблю: Долго находиться в толпе, когда все мыслят и действуют одинаково. Люблю индивидуальных, самодостаточных и независимых людей.

Плюсы и минусы: У меня, скорее, больше минусов, чем плюсов. Все мои плюсы – это заслуга  моего окружения. Единственное мое личное достижение, пожалуй, моя независимость.

Увлечения: Спорт – футбол и теннис. Хотя играю мало. Иногда хожу на гуштингири. Люблю читать исторические книги.

Любимая книга: Часто читаю книгу Адама Меца «Мусульманский ренессанс». Мне интересно, как смотрит на мою религию объективный западный исследователь. Сейчас я читаю историю Пророка. В детстве моей самой любимой книгой был «Робинзон Крузо» Даниэля Дэфо. Иногда я чувствую себя среди миллиона людей одиноким, и  приходится плыть против течения… Бороться в одиночестве, как этот герой, и … победить. 

Официальная зарплата: Как депутат, я получаю 1800 сомони в месяц

Политика – это: Жизнь. Несколько раз я хотел уйти, но потом понимал, что поздно. Это предательство по отношению к тем людям, которые мне поверили. В такой момент уйти из политики – значит предать.

Мечта: Как политик, я хочу, чтобы Таджикистан перестал быть бедным и коррумпированным государством. Хочу, чтобы мы больше уделяли внимания дню сегодняшнему и завтрашнему, а не тешили себя историей, славной арийской цивилизацией и прочим. Да, есть история, но что с того? Кому интересно наше прошлое, если у нас не будет настоящего и будущего?

Как отец, хочу вырастить своих детей так, как воспитали меня мои родители. Я упустил много времени, дети уже подросли. Я занимался «воспитанием» общества в ущерб воспитанию собственных детей.

Планы на будущее: Серьезно заняться научными и религиозными исследованиями. 

 

Источник: ИА Азия Плюс
0.0
- всего оценок (0)
- ваша оценка


Новый комментарий
Автор Сообщение
Данную новость еще не обсуждали

Обсуждение в Facebook:




Главные новости

07.1219:56Дилфуза - гроза чиновников вышла на свободу
07.1218:18Похитители требовали за освобождение подростка 100 тысяч долларов
07.1215:18Первый визит в качестве президента Шавкат Мирзиёев совершит в Россию
07.1214:14В Таджикистане через пять часов после похищения освобожден ребенок
07.1213:31НБТ связывает низкий уровень доверия к банкам с их недостаточной прозрачностью


Самое обсуждаемое

05.1211:34Таджикистан перейдет на 12-летнее образование в 2020 году(6)
07.1207:59Власти Таджикистана планируют в два раза сократить уровень бедности(5)
07.1216:01Как Душанбе сделать туристической столицей? Голосуйте!(1)
06.1209:18Эмомали Рахмон обратится с посланием парламенту Таджикистана до нового года(1)
05.1219:14Путин озадачил правительство законом об адаптации мигрантов(1)



(C) 2001-2016 TopTJ.com

TopTJ.com - Новости Таджикистана
00:00:00.0156255