22 ноября прошлого года пожар на рынке «Саховат» города Душанбе уничтожил торговые точки почти 50 предпринимателей.
Более 10 предпринимателей столичного рынка «Саховат», которые пострадали в результате пожара, произошедшего в ноябре прошлого года, собрались утром у здания Дворца президента Таджикистана.
По их словам, за прошедший с момента пожара период они обращались в различные инстанции, чтобы были восстановлены уничтоженные огнем торговые точки, однако безрезультатно.
В последние годы все больше жителей, несогласных с решением их вопросов на уровне различных государственных инстанций, обращаются за помощью к президенту .
Майсара, одна из женщин, занимающихся торговлей на рынке «Саховат», сообщила, что они не требуют возмещения ущерба, а просят лишь восстановить их торговые точки, так как все это время они сидят без работы и без средств.
«Нам даже копейку не дали в качестве возмещения ущерба. Мы им заявили, что нам не нужны деньги и попросили в кратчайшие сроки восстановить рынок, однако этого не случилось.
Руководство рынка до сегодняшнего дня ничего не сделало. Мы в банках брали кредиты, по которым набегают проценты», - сетует она.
По ее словам, в результате пожара на рынке в ноябре прошлого года, более 300 работников рынка лишились торговых точек. Каждый из них лишь заработком на рынке обеспечивает семью, где проживает не менее 4-5 человек. Майсара добавила, что их неоднократные обращения в различные инстанции остались без ответа, в результате чего они были вынуждены обратиться к президенту.
Это не первый случай, когда жители Таджикистана ищут справедливости в решении наболевших проблем у президента Эмомали Рахмона.
Прежде таким же образом собирались обманутые вкладчики «бисерного бизнеса» компании «Джамол», предприниматели рынка «Зарнисор», вкладчики строительной компании «Мовароуннахр» и другие люди. В основном, это те, кто жалуются на причинённые им проблемы вследствие разрушения из торговых точек или люди, подобно жителям джамаата Куштеппа района Рудаки, желающие восстановить свои права на жилье.
 |
Пожар на рынке случился в ночь на 23 ноября |
По словам экспертов, причина, которая вынуждает людей просить президента решить их проблемы, заключается в том, что ответственные лица на местных уровнях государственной власти не могут оказать им такую помощь или же их решение не удовлетворяет попавших в сложную ситуацию людей.
Однако бытует и другое мнение, которое говорит, что среди народа Таджикистана постепенно пропадает страх или память о последствиях гражданской войны, которая надолго засела в сознание людей и после событий 1990-х годов, до сих пор в стране не проводились митинги или демонстрации социально-политического характера.
Директор центра стратегических исследований при президенте Таджикистана
Сухроб Шарипов считает, что люди ищут помощи от бездействия отдельных чиновников местного уровня.
По его мнению, это свидетельствует о росте доверия населения к главе государства.
«Я думаю, что этими действиями они проявляют свое доверие президенту и верят, что он восстановит социальную справедливость и удовлетворит их просьбу.
Народ Таджикистана должен заставлять ответственных лиц выполнять свои обязанности», - говорит Шарипов.
По мнению руководителя аналитического центра «Диалог»
Хикматулло Сайфуллозода, не стоит постоянно напоминать населению о той гражданской войне, что пережил народ страны.
«А обращения людей свидетельствуют лишь о росте давления на население со стороны государственных органов», считает он:
«Это говорит о том, что люди уже устали и у них больше нет другого выхода.
Когда в обществе складывается такая тенденция, что при возникновении проблемы никто не может повлиять на ее решение, даже президент, то это, в итоге, приводит к росту недоверия к правительству.
Но надо подчеркнуть, пока еще рано говорить о том, что последствия гражданской войны уже забыты народом», - добавил Сайфуллозода.
После недолгого пребывания предпринимателей рынка «Саховат» у здания президента, к ним вышли и сообщили, что их жалобу перенаправили в городскую администрацию – то есть туда, где им ранее не смогли помочь.
Абдукаюм Каюмзод