Четвертый представитель Таджикистана Мухаммад Абдурахмонов (100 кг) в стартовой схватке проиграл Кристофу Хумберту из Франции.
Выступление таджикских спортсменов вызвало неоднозначную реакцию в СМИ республики. Прозучали обвинения в адрес участников соревнований из Таджикистана, мол, только Бокиев показывает класс, а остальные дома выигрывают все титулы и призы, но на международной арене выступают слабо.
Дело дошло до того, что один из обозревателей назвал этих спортсменов «хонашеру майдонгариб», что примерно означает «Дома, как лев, на арене – убогий».
Носир Бозор
: Такие эпитеты, которыми награждают в прессе наших спортсменов, считаю неуместными, они оскорбительны. В спорте, тем более в дзюдо, на каждом этапе Кубка мира, тем более они проходят каждую неделю, нельзя все время побеждать. Дзюдоисты выборочно принимают в них участие и повышают свои рейтинговые показатели.
В предыдущем турнире у Мухаммада Абдурахмонова в Москве на международном турнире серии «Большого шлема» был неплохой результат. Он в первом раунде выиграл у именитого бельгийца Элько Ван Дер Геста, который в то время занимал второе место в мировом рейтинге. И хотя в следующей схватке он уступил будущему победителю турнира Ариэлю Зееви из Израиля, это несомненно, в целом успех. Через несколько дней в Бухаресте ему не повезло. Почему, пусть сам расскажет.
Мухаммад Абдурахмонов
: 29 мая я выступил в Московском турнире, и сразу начал готовиться к поездке в Румынию. Очень трудно в таких поездках без тренера. Пришлось все организационные вопросы решать самому – получение визы, покупку билетов, бронирование гостиницы и тому подобные дела. Они занимают время и отнимают у спортсмена много сил. В Бухаресте мне почти не удалось спокойно готовиться к соревнованиям.
Сами поймите, все эти дела раньше за меня или других спортсменов решал тренер. Кроме того, присутствие наставника во время турнира обязательно. Я не говорю о том, как с другими спортсменами приезжают врачи, массажисты, обслуживающий персонал, а также журналисты. Когда представители прессы будут сопровождать нас в турнирах, то своими глазами увидят все и не останется места для разных домыслов и ложной информации.
Носир Бозор
: В румынском этапе Кубка золотую медаль завоевал наш дзюдоист Расул Бокиев. Это повод для радости всей нашей команды. Но у нас нашлись люди, которые стали Бокиева противопоставлять другим, менее успешным , чем он, борцам. Такая медвежья услуга не помогает делу, наоборот, отрицательно влияет на сплоченность команды, разрушает атмосферу дружбы в коллективе.
В дзюдо у нас есть спортсмены, которые могут составить конкуренцию на мировой арене. Но для того, чтобы их вывести на международный уровень, нужны средства. К сожалению, есть некие «специалисты», деятельность которых подобно компьютерному «вирусу», уничтожает все ценное и необходимое. Многие спортивные журналисты обращаются к ним и исходя из их точки зрения, готовят к печати свои материалы.
Как старший тренер сборной республики по дзюдо, я в курсе всех проблем каждого нашего участника международных соревнований. Я нахожусь вместе с ними, а не они. Поэтому сотрудники прессы должны бы за комментариями обратиться ко мне. Мне кажется, нашим спортивным руководителям следует избавиться от таких вирусов.
- Кто сегодня является таким вирусом, как вы сказали?
- Фамилии не буду называть, но все их знают, в том числе и вы.
- Вы отметили, что для подготовки дзюдоиста международного класса необходимы средства. Сколько же нужно?
Носир Бозор
: Один олимпийский цикл – 4 года. Хотя бы достичь среднего уровня нужно, как минимум, 200 тысяч долларов вложить в спортсмена. Мы были бы рады даже на 100 тысяч. Пока у нас эта цифра в зависимости от вида спорта и квалификации атлета составляет примерно от 7 до 15 тысяч долларов в год.
У нас много дзюдоистов, которые могут побеждать на мировых турнирах. Это Джамшед Халилов, Хотам Ашуров, Сайиджалол Саидов, Шерали Бозоров, Фарход Рахимов, Набимухаммад Хоркашев, не говоря уж о Расуле Бокиеве и Мухаммаде Абдурахмонове.
- Мухаммад, вас назвали «домашним львом», хотя у вас неплохие результаты на международной арене и хороший рейтинг. Вы среди таджикских дзюдоистов - второй после Расула Бокиева в мировом ранжире. Что вы можете сказать по этому поводу?
- Мне нечего оправдаться. Мои результаты сами по себе достаточно красноречивы. А то что я участвую в турнирах в честь Навруза и других праздниках по национальной борьбе гуштингири, то это мое личное дело. Для меня эти турниры – возможность, чтобы не терять форму. Вы сами знаете, что у нас мало соревнований. Меня обвиняют в том, что каждый год выигрываю дорогие призы, автомобили и все прочее.
Это вознаграждение за мои труды, кроме того, хотя я не так уж много зарабатываю. Никогда на народных праздниках не ставлю цели выиграть деньги или что-то ценное. Кроме того, если не будет участия именитых борцов, никто не приедет на такое зрелище. Поэтому организаторы стараются пригласить лучших в республике борцов.
- Очередные пять этапов Кубка мира проходят за океаном – два в Бразилии, по одному в Венесуэле, Сальвадоре и США. А у вас нет средств…
- К сожалению, именно так. Надеюсь выступить, когда турниры переедут в Азию и Европу. Главная моя цель – борьба за олимпийскую путевку.