Станет ли готовящаяся к 20-летию независимости Таджикистана амнистия «золотой»? И затронет ли она бывших боевиков?
«АП» уже сообщала о готовящейся амнистии, которая будет приурочена к 20-летию государственной независимости страны. Источник в правительстве сообщил, что, возможно, соответствующий законопроект будет передан на рассмотрение Маджлиси Намояндагон в конце июля – начале августа текущего года.
Напомним, предыдущая амнистия в Таджикистане была объявлена в ноябре 2009 года в честь 15-летия Конституции страны и в честь года Имама Азама.
Тогда Закон был применен в отношении определенной категории заключенных, а также к гражданам, уголовные дела которых находился на стадии предварительного расследования, в органах предварительного следствия и судах. Тогда же были освобождены заключенные, которые провели в местах заключении треть своего срока. В целом было амнистировано 10 тысяч человек.
Под амнистию подпали многие категории лиц: женщины, несовершеннолетние, инвалиды, мужчины, участники ВОВ, военных операций на территории других государств, а также участники военного конфликта в Таджикистане.
Между тем, амнистирование лиц из последней категории - скорее единичные случаи. Как правило, государственное милосердие не распространяется на обвиняемых в тяжких преступлениях: убийствах, экстремизме, терроризме, и организации госпереворота.
По крайней мере, когда в мае этого года журналисты «АП» посетили таджикские тюрьмы, мы видели там много бывших боевиков. Большинство из них, как заявил тогда руководитель Главного управления по исполнению уголовных наказаний Минюста РТ Изатулло Шарипов, осуждены за совершение тяжких преступлений на большие сроки заключения.
Помимо «рядовых» боевиков, в тюрьмах продолжают отбывать свои сроки и бывшие полевые командиры (они же бывшие чиновники): Якуб Салимов, Гаффор Мирзоев, Махмадрузи Искандаров.
Есть предпосылки?
Однако в текущем году кассационная коллегия Верховного суда Таджикистана смягчила приговор в отношении 29 человек, осужденных в августе прошлого года по обвинению в попытке захвата власти и в причастности к событиям 2009 года в Тавильдаринском районе. Двое из фигурантов этого дела были амнистированы полностью: Авсамад Зиеев, родной брат погибшего бывшего министра МЧС, а также 66-летний Махсиддин Мухиддинов, остальным сокращены сроки, в том числе сыновьям Мирзо Зиеева 26-летнему Сайдахмаду и 23-летнему Махмадризо.
Кроме того, в феврале был условно-досрочно освобожден Фатхулло Хайриддинов, по прозвищу «Эшони Дароз», один из бывших командиров ОТО, осужденный на 9 лет за незаконный оборот наркотиков.
Могут ли данные факты быть предпосылками того, что на сей раз амнистия затронет большее количество заключенных, в том числе и бывших боевиков?
По мнению эксперта по вопросам безопасности Султона Хамада, амнистировать заключенных перед какими-либо круглыми и важными датами - это обычное явление в государственном деле.
- Амнистия - это уникальная возможность для правительства сделать шаг в сторону своей популяризации перед населением, - говорит он. – Многие государства использовали эту возможность, для того чтобы амнистировать своих оппозиционеров, недругов, которые были осуждены за те или иные преступления.
По мнению С. Хамада, руководство нашего государства тоже применит эту практику.
- Я думаю, что на этот раз амнистия коснется этой категории, я имею в виду «недругов» власти, которые также подпадут под амнистию. Не могу настаивать, что их обязательно выпустят, но сроки вполне могут сократить, потому что смысл «золотой» амнистии – прощать виновных, - полагает эксперт.
Султон Хамад также добавил, что прощение своих оппонентов, говорит об устойчивости власти:
- Кроме того, этот акт может иметь и важное международное значение, как показатель не только устойчивости, но и гуманности власти.
Амнистия нужна, но не для всех возможна
По мнению Вафо Ниятбекова, политического эксперта Центра социологических исследований, все зависит от преступлений, по которым осужденные заключенные, в том числе и бывшие боевики.
- Если говорить о преступлениях, совершенных во время гражданской войны, то большинство из них уже выходили по предыдущим амнистиям, - говорит политолог. – Однако есть представители неподконтрольных группировок, которые сейчас находятся в заключении и формально относятся к боевикам. Но и тут все будет зависеть в первую очередь от тех преступлений, за которые они осуждены.
Политолог напоминает, что амнистия не может распространяться, в данном случае, только на боевиков. По тем же самым статьям в тюрьмах сидят и другие люди, не имеющие отношения ни к политике, ни к противостоянию.
- «Золотая» амнистия не предполагает полное освобождение заключенных, но она распространяется на большое количество статей Уголовного кодекса, - отмечает Ниятбеков. – Возможно, что большинству заключенных сроки могут сократить, если и не выпустить на свободу.
Однако, по мнению эксперта, у Якуба Салимова, Гаффора Мирзоева и прочих, осужденных по таким тяжким статьям, как «государственная измена» или государственный переворот, шансов на смягчение нет.
- Я не думаю, что эти статьи подпадут под амнистию, - говорит он.
Но в целом, он считает, что такая амнистия необходима.
- Количество заключенных с каждым годом увеличивается, и количество мест в исправительных учреждений не соответствует им, - говорит он.
Журналист Хуршед Атовулло также считает, что под амнистию вряд ли подпадут бывшие оппоненты власти.
Во-первых, правительство Таджикистана не признает того, что у нас есть политические заключенные. Если они пойдут на амнистирование таких фигур как Искандаров, Салимов, Мирзоев, то это будет означать признание факта задержания этих лиц по политическим мотивам, так как ранее они ни под одну из амнистий не подпадали. Даже в плане сокращения сроков, - сказал он.
Кроме того, эти фигуры уже сидят очень долго, и журналист напоминает, что любое сокращение их сроков может приблизить их к свободе, накануне очередных выборов.
- Сейчас у нас говорят, что в стране нет альтернативного претендента на пост главы государства, а некоторые политические оппоненты, находящиеся сейчас в заключении, вполне могли бы ими стать, - говорит он.
По его словам, тот факт, что за последнее время в стране были смягчены несколько приговоров и вышел на свободу один из командиров ОТО, необходимо разделять.
- Все зависит от личности, - говорит журналист. – Тот же Эшони Дароз, никогда не был масштабной фигурой, и никогда не имел хорошего финансирования
