А возможна ли фотография Пушкина?
«Зачем твой дивный карандаш, рисует мой арапский профиль?», – смеялся Александр Пушкин над намерением английского художника Джорджа Доу нарисовать его портрет. Если верить отзывам современников, к своей внешности великий поэт относился иронически. В другом стихотворении, написанном еще в лицейские годы на французском языке, он оставил словесный автопортрет:
«Мой рост с ростом самых долговязых
Не может ровняться;
У меня свежий цвет лица,
русые волосы
И кудрявая голова…
Сущий бес в проказах,
Сущая обезьяна лицом,
Много, слишком много ветрености».
О том, как выглядел поэт, высказывались и его современники. «Смесь обезьяны с тигром», – называли его в лицее. Что-то обезьянье находила в нем и внучка полководца Кутузова Долли Фикельмон: «Невозможно быть более некрасивым – это смесь наружности обезьяны и тигра; он происходит от африканских предков и сохранил еще некоторую черноту в глазах и что-то дикое во взгляде». Многие, впрочем, не забывали добавлять, что когда Пушкин бывал чем-то по-настоящему увлечен или взбудоражен, его лицо менялось и становилось очень выразительным.
Довольно сложно соединить все эти отзывы с тем одухотворенным ликом, который изображен на всем известной картине живописца Ореста Кипренского. Но если Пушкин выглядел не совсем таким, каким он смотрит на нас со страниц учебника по русской литературе, то как представить себе его облик? Ведь поэт умер за несколько лет до первых опытов с фотографиями.
Дизайнер из Казани, публикующий свои работы под псевдонимом Artem_dap, попытался с помощью современных технологий восстановить внешность Пушкина, прежде всего по гипсовой маске, которую сняли с лица убитого на дуэли поэта.
«Картины того периода, в том числе известный портрет Кипренского вряд ли можно воспринимать как фотографически точное изображение. Тогда в живописи преобладали традиции романтизма, и пожертвовать реальной внешностью оригинала ради воплощения той или иной идеи или образа считалось вполне допустимым», – отмечает Артем.
По его словам, в своей работе кроме знаменитой посмертной маски он использовал множество других источников, в том числе и отзывы современников. «Сложнее всего было с цветом волос и глазами», – признается автор.
Если доверять цифровым технологиям, то сегодня всем нам представляется шанс взглянуть в лицо человеку, который стоял у истоков русского литературного языка, создал шедевры в прозе и поэзии. Результат своих трудов Артем представил для всеобщего обозрения в интернете.
Валентин Рахманов, РИА Новости
Совместный Проект «Вечёрки» и РИА Новости