Авторизация
 
 
Регистрация на сайте
Восстановление пароля


Новостные каналы


Skip Navigation LinksTopTJ.com  →  Новости Таджикистана  → 

Лента новостей, Политика/Власть

20.03.201217:10

Выступление Э.Рахмона на церемонии открытия Национальной библиотеки

Выступление Президента Республики Таджикистан 

Эмомали Рахмона на церемонии празднования третьего международного Навруза и открытия Национальной библиотеки, 

20 марта 2012 года, 

г.Душанбе

 

Дорогие соотечественники!

Уважаемые присутствующие!

 

И вот на нашем древнем края  наступает наш великий и прекрасный национальный озаряющий мир праздник – Навруз,  ежегодно наступающий в качестве вестника вечности и процветания, символа общности человека и природы, и отмечающийся с особым великолепием.   

В связи с этим, выражаю искренние поздравления всем дорогим соотечественникам, всем таджикам и персеязычным народам мира, всем, кто связан с Наврузи Аджам и признает этот знаменательный праздник в качестве духовно-культурного наследия человечества, нового года предков, пробуждения природы, победы света над тьмой, добра над злом. 

Отрадно, что встреча нынешнего года  с интеллигенцией проходит в новопостроенной Национальной библиотеке Таджикистана.

Пользуясь удобным случаем, выражаю благодарность всем архитекторам, строителям за их круглосуточный труд в процессе строительства этого прекрасного здания, поздравляю всю интеллигенцию страны, деятелей науки и культуры, книголюбов по случаю открытия этого великого дворца знаний и культуры.

Весьма символично, что открытие Национальной библиотеки совпадает с наступлением Навруза и станет достойным подарком для нашего просвещенного народа.

Уже третий год, как Навруз на основании резолюции ООН отмечается в качестве международного праздника.

Эта инициатива отчетливо свидетельствует о величии Навруза, традиции, обряды которого отныне будут служить в качестве соединяющего фактора культур, народов и стран. 

Тысячелетиями, когда Солнце пересекает линию экватора и покидает Северное полушарие, наступает весенняя пора.

Народы Центральной Азии, Ирана, Афганистана, Индии и Пакистана, регионов Черного моря, Кавказа, Ближнего Востока и других регионов мира с наступлением  Навруза совершают свои обряды и традиции. 

Эти обряды и традиции, являясь символом вечного вращения жизни и пробуждения природы, с древних времен служат народу в качестве источника силы и вдохновения.

Мы верим в то, что народы и страны мира, следуя обрядам и традициям, присущим празднику Навруз, встанут на путь мира, сотрудничества и мирного сосуществования, а также  по всему миру укрепят  дружеские отношения и миролюбие.

Несмотря на то, что сегодня праздник Навруз официально отмечают более двадцати стран мира, несомненно, что  высокие ценности этого праздника относятся ко всему человечеству.

Навруз, подобно «Шах-наме», имеет множество поэм, изложить суть и рассказать о содержании которых в рамках одного выступления представляется невозможным.  Поэтому, сегодня мы вспомним только несколько моментов из его истории. 

Начало празднования Навруза относят к эпохе правления пишдадидских царей, в первую очередь к эпохе  Джамшеда. С вступлением на престол Джамшед приказал праздновать этот день в качестве нового и счастливого дня.

Хаким Омар Хаям в своем «Наврузнаме» отмечает, что «Инициатором возникновения Навруза стал царь Джамшед, который постиг равноденствие и назвал тот день Наврузом, превратил в традицию и после него другие цари и народы следовали этой традиции».

Но другие более ранние источники свидетельствуют о том, что Навруз отмечался и до эпохи пишдадидских царей, этот праздник являлся  для них священным. Известные историки относят период возникновения праздника Навруза еще ко второму тысячелетию до нашей эры. 

Роль и авторитет Навруза были настолько велики, что даже жизнь многих исторических личностей связывали с ним, что свидетельствует о величии  этого праздника.  

В частности, в исторических легендах отмечено, что первые пишдадидские цари – Каюмарс и Хушанг родились в день Навруза. Национальный герой арийских народов Соми Наримон именно в этот день встал на путь борьбы с угнетателями народа, искоренил злодейство, тиранию, установил мир и спокойствие для народов.

Великий ученый и мудрец Абурайхон Беруни отмечает, что Всевышний сотворил свет и сияние в день Навруза,  и некоторые другие великие авторы придерживаются мнения, что именно в этот день началось вращение небосвода. 

Сегодня мелодии праздника Навруз слышатся из останков и руин Тахти Джамшед (Персеполиса), Согды и Саразма, древнего Балха, Кайкубада и Тахти Сангин (Каменного трона), Афрасияба и Варахша, Золи Зари Хуталон и других  исторических регионах, созданных нашими предками. 

Как отмечали известные летописцы, Тахти Джамшед (Персеполис) и другие дворцы эпохи Великого Кира и Дария  выражали величие и могущество арийского народа, и обеспечивали единство и сплоченность общества той эпохи.

До сих пор в скульптурных композициях Тахти Джамшед (Персеполиса) бросается в глаза изображение представителя древнего Согдийского края, который проделал долгий путь для того, чтобы праздновать Навруз в присутствии царя.

Тахти Джамшед (Персеполис) был первым местом, где Навруз стал всемирным праздником и где он отмечался на самом высоком государственном уровне.

Руины Тахти Джамшед (Персеполиса), на которых изображено величие празднеств Навруза, сохранились под небосводом в качестве олицетворения неповторимого разума и мудрости арийского народа, и они по сей день удивляют другие народы мира. 

То есть, человеческий разум, созидание, красота и сотворение культуры  всегда сильнее войны, опустошения и одержат верх над  силами, воплощающими зло и мрак.

По словам историков, в период правления Хусрава Парвиза (Хосров II Парвиз) Навруз отмечался в качестве национального и мирового праздника. Тысячи деятелей искусства под предводительством Борбада распространяли этот праздник по всему миру. Музыкальный эпос Борбада под названием «Хусравони»  включал в себя 30 различных мелодий и 360 разнообразных песен десятки из них были посвящены Наврузу и воспевали этот праздник. 

Суть и идея вечных песен Борбада, проникнув  в мелодии и песни «Шашмаком», «Фалак» и другие наши музыкальные произведения,  послужили основой для музыкальных мелодий и  мотивов большинства народов восточных стран.

Готы или песни священной книги Авеста  воспевают щедрость земли, богатство нив и сельскохозяйственных культур, волнение ручей и рек, цветущие сады и цветники. Из её страниц слышен голос Земли-Матери,  обращенный к  человечеству, то есть её детям, следующими строками :

«О, человек! О, ты, который пашешь и сеешь меня своими руками! Если ты бросишь в меня одно зернышко пшеницы, то я тебе верну сотню зерен. Сколько бы ты не  желал получить зерен и плодов, столько я тебе и верну».

Посмотрите, насколько это мудрое изречение призывает человека к труду, любви к земле, сотворению материальных ценностей.

После того как возникла религия Ислам,  она отдала дань уважения высшим ценностям Навруза, и этот праздник продолжил свой исторический путь.

С появлением на исторической арене основоположников национального таджикского государства – Саманидов,  Навруз еще больше укрепил свой статус, приобрел новый облик и превратился в великую объединяющую силу наших предков, а также в фактор исторического и национального самопознания.

Дорогие друзья!

Уже двадцать лет Таджикистан отмечает Навруз, находясь на новом историческом этапе, то есть в условиях государственной независимости, в период созидания, благоустройства  и устойчивого развития.

Сегодня независимый Таджикистан заново возрождает и придает новый блеск высшим ценностям и традициям Навруза, которые существовали в эпоху Великого Кира и Дария, Хусрова Парвиза и Борбада, Исмаила Сомони и Рудаки.

Сдача в эксплуатацию новой Национальной библиотеки в преддверии Навруза нынешнего года, которая неповторима с точки зрения архитектуры, красоты и величия, несомненно, является историческим событием.

Уверен, что данный величественный дворец культуры и просвещения будет служит нашему народу на протяжении многих веков.

Особый блеск фону этого огромного здания придали бюсты десяток великих сынов нашего народа, которые веками возвышали знамя свободы, независимости, знания,  просвещения, литературы и культуры.

Данный величественный  дворец ярко свидетельствует о созидательных процессах периода независимости и культуроборазующей политике Правительства Республики Таджикистан.

Сегодня, когда празднование Навруза проходит в новой Национальной библиотеке, считаю уместным сказать несколько слов об истории библиотечного дела нашего народа и роли книги в жизни общества.  

Хочу с особой гордостью отметить, что таджики с древних времен имели высокую культуру библиотечного дела и чтения книг, особо уважали перо и оберегали их как драгоценное сокровище.

Ибо наш народ с давних времен считал книгу источником разума, интеллекта, доброго нрава, наилучшим другом и наперсником, бескорыстным учителем и добрым собеседником. Наши великие предки называли книгу лучшим другом и озарением рассвета знаний.

Благодаря книге сохранились наша древняя история, сокровище человеческой цивилизации, шедевры нашей тысячелетней поэзии, древние поэмы, знания и мудрость поколений и народов. Именно благодаря книге луч знаний и просвещения озаряют путь людям, книга способствовала сохранению и устойчивости нации, языка, литературы и культуры.

Если мы обратимся к истории таджикского народа, то становится очевидным, что история строительства библиотек и сжигания книг идентична с  его собственной историей народа, который не раз подвергался огню нашествий иноземцев – грабителей, и словно птице-фениксу заново возрождался и приобретал бессмертие. 

Сжигание книг, идей и мировоззрения нашего народа впервые началось со сжигания священной книги Авеста.  

К счастью, Сасанидские цари, по рассказам знатоков этой священной книги, частично восстановили её.  

Если вспомним, то высшее научное учреждение эпохи Сасанидов имело не имеющую себе равных библиотеку под названием «Гунди Шопур». На воротах этого учреждения висел следующий девиз: «Знание и разум сильнее меча» . 

Её книги размещались в 250 комнатах, большинства из которых были на языке пехлеви, а также были переведены на греческий язык и санскрит.

Книжный фонд данной библиотеки охватывал все знания той эпохи и более ранних периодов. Эта великая сокровищница книг была частично разграблена и  сожжена в результате нашествия войск иноземцев. 

В эпоху Саманидов процесс создания библиотек приобрел новый импульс. В большинстве городов той эпохи имелись библиотеки.

Согдийские памятники на горе Муг, множество надписей об истории и культуре нашего народа указывают на  стремление наших проницательных предков к созданию книг и письменного наследия.

Защита основной части первой энциклопедии таджикского народа – священной книги Авеста, основной текст которой по данным исследователей включал в себя 345 тысяч  слов, свидетельствует о том, что наши предки в древнейший исторический период воплотили   свою интеллектуальную силу в виде бесподобного альманаха, и этот древний несравненный шедевр в дальнейшем внес свой вклад в формирование мировой цивилизации.

В столице государства Саманидов была построена крупнейшая и богатейшая библиотека той эпохи под названием «Сивон-ул-хикма», которая заложила основу для развития науки библиографии и библиотечного дела таджикского народа.

Абуали ибн Сино в молодости воспользовался данной библиотекой и в последствии вспоминал, что редкие книги, которые он видел в ней, нигде больше в своей жизни не встречал в другой стране. 

 Великий Сина писал: «Библиотека имела множество помещений, где хранились ящики  с книгами. В одних помещениях хранились книги на арабском языке, книги о поэзии, в других - книги по теологии, по всем другим наукам в отдельности. Я прочел каталог книг древнегреческих мыслителей, обратился к нужным мне книгам  и получил то, что было мне необходимо. Здесь я видел такие книги,  даже название большинства из которых люди  не знали, я тоже раньше не видел их и после не встретил нигде».

Именно благодаря периоду Саманидов всемирно известная культура, литература, сладкий поэтический таджикско-персидский язык по сей день сияют  в человеческой истории и культуре, а также представляют ярких звезд мировому сообществу.

Известные ученые, такие как Садриддин Айни, Саид Нафиси, Бободжон Гафуров и Евгений Бертельс    не раз отмечали, что если бы на политической и государственной арене  не появились бы  Саманиды, то сегодня край таджиков и персоязычных народов мира считался бы территорией чужих народов и языков, наши всемирно известные литература и культура, словно нераскрывшиеся бутоны, завяли и исчезли бы.   

В связи с этим, с полной уверенностью можно сказать о том, что Саманиды придали особый статус таджикской науке, культуре, языку, прозе и поэзии и эти факторы способствовали сохранению и устойчивости народа.

 Каждый чужеземный полководец, нападавший на цивилизованную землю  – регионы Мовароуннахра и Хорасана, прежде всего, уничтожал духовные центры, библиотеки – книгохранилища и учёных мужей. По мнению исследователей, огромное поэтическое наследие устода Рудаки, которое состояло из одного миллиона и триста тысяч бейтов (двустиший), в основном было уничтожено и сожжено в результате нашествия чингизидов и от этого великого наследия устода остались считанные зерна. 

Невосполнимый урон, нанесённый нашествием монголов нашей культуре и духовному наследию предков, ощущается и в наши дни. 

Давайте, на мгновение вслушаемся в глубоко отчаянные слова знаменитого устода Саида Нафиси, который говорил: 

«Монгольские воины верхом на коне ходили в мечети, сундуки, в которых  хранилась священная книга Коран, превратили в кормушку своих коней, поводок лошадей дали на подержание учёным эпохи, убивали мыслителей и после всего этого разрушали города. Свящённая могила  Абу Абдуллаха Рудаки оказалась под копытами коней и в это время исчезли его сочинения, и из несколько томов его стихотворений почти ничего не осталось. 

Наш язык без его сочинений был бы подобен ребёнку, потерявшему свою мать. Если бы полностью сохранились его сочинения, то мы бы имели двух таких эпопей, как «Шахнаме» Фирдавси, а Унсури, Фаррухи, Хайям, Саади и Хафиз имели бы себе равных соперников, язык фарси открыл бы ещё один новый край в мире и создал бы другой дворец мирового масштаба». 

Эти кровавые трагедии прошлых эпох должны служить уроком человечеству, ибо этот мир, который пестрит конфликтами, войной и агрессией, честолюбием и высокомерием, вынуждает нас к тому, чтобы мы в защите своей истории, культуры, языка и национального корня,  духовных достижений своего народа проявляли бдительность. 

Необходимо отметить, что книга и слово обладают великой силой. Слово  является из числа высших плодов духовности и воплощает в себя ум, знания и мудрость человечества. До тех пор, пока есть мир и человечество, слово остаётся бессмертным. 

На мой взгляд, те сожжённые книги, преданные огню книгохранилища, уничтоженные исторические памятники таджикского народа сегодня на примере нашей Национальной библиотеки возрождаются заново и играют достойную роль в обогащении духовного мира нашего народа. 

Если мы хотим ещё больше узнать об огромной роли книги в политической, государственной и общественной жизни, должны ещё раз вспомнить бессмертный труд устода Садриддина Айни «Образцы таджикской литературы». 

В тот неспокойный и судьбоносный период устод Айни в 1926 году в очень короткий срок составил книгу «Образцы таджикской литературы» и обличил корыстные претензии и намерения наших недругов, доказав моральное право таджикского народа на свою древнюю историю, на свою всемирно известную литературу и язык.  

В новом историческом периоде древняя традиция, связанная с библиотечным делом и чтением, продолжалась в новой форме и с новым содержанием. 

В годы независимости страны Правительство Таджикистана, превратив развитие библиотечного дела и деятельности библиотек в одно из важных направлений своей культурной политики, проделало немало работ.

День, когда был дан старт строительству здания Национальной библиотеки, то есть 4 сентября, мы объявили в качестве Дня книги. 

Если вы обратили внимание, центральная часть фасада здания библиотеки напоминает распахнутые страницы книги и это свидетельствует о том, что с сегодняшнего дня двери Национальной библиотеки навсегда открыты для книголюбов и почитателей науки и знания. 

Необходимо отметить, что по мере интенсивного развития современного мира возрастает роль и место книги в обществе в качестве источника духовного, культурного и политического прогресса. 

Национальная библиотека Таджикистана имени Абулькасима Фирдавси за годы своего существования достойно выполняла эту огромную общественную, духовную и информационную миссию. 

Правительство Таджикистана в последнее десятилетие в целях усиления и усовершенствования деятельности библиотек приняло три государственные программы – «Программа развития библиотечного дела в Республике Таджикистан на 2006-2015 годы», «Программа развития Национальной библиотеки РТ имени Абулькасима Фирдавси на 2006-2015 годы» и «Программа компьютеризации государственных массовых библиотек Таджикистана на 2011-2013 годы».  

Для выполнения этих программ за счёт государственного бюджета было выделено ассигнование на сумму десятки миллионов сомони. Реализация данных программ позволила расширить фонд библиотек страны, как можно больше обеспечить потребности читателей относительно их доступа к современным информационным технологиям. 

Необходимо отметить, что в настоящее время в стране действуют более 1330 массовых библиотек. Только в течение пяти последних лет было сдано в эксплуатацию 30 новых библиотек. Сегодня в стране функционируют 120 книжных магазинов и только в прошлом году были открыты 20 новых книжных магазинов. 

Ещё раз подчёркиваю, что книга играет основную роль в духовном и нравственном развитии человека. Поэтому каждая семья должна иметь личную библиотеку, чтобы у сегодняшнего и завтрашнего поколений, особенно подрастающего и молодого поколения, проявился интерес и любовь к книгам, чтобы они могло оценить книгу как источник знания и духовности. В этом деле родители должны быть примерами и воспитывать в своих детях чувство любви к книгам и чтению. 

Посчитайте сами: если каждый человек, к примеру, с 14 лет до 60 лет за год прочтет 20 книг, сколько будет число прочитанных им книг  в течение его жизни и сколько будет пользы от прочитанного? 

Закон РТ «Об ответственности родителей за обучение и воспитание детей» также предлагает родителям заниматься этим добрым делом.

Пользуясь удобным случаем, хочу выразить свою благодарность таджикскому народу, который подарил Национальной библиотеке сотни тысяч экземпляров книг из фондов своих личных библиотек. 

Новая библиотека в качестве большого центра науки и культуры представляет необходимые соответствующие условия для сбора, хранения и пропаганды книг и сборников документов с использованием электронных, аудио-визуальных средств и доступа к фондам мировой сети интернета. 

С учётом важности и необходимости данного вопроса, городским и районным исполнительным органам государственной власти и государственному учреждению «Национальная библиотека Таджикистана» необходимо принять конкретные меры с привлечением учёных и специалистов для сбора, классификации, составлении каталогов и приобретения редких рукописных экземпляров у населения и предоставления их для общего пользования.  

Библиотека занимает общую площадь размером 45 тыс. квадратных метров. Она имеет 40 читальных залов, 22 хранилищ для 10 млн. экземпляров книг и других информационных документов, административные помещения, конференц-залы, большие залы для проведения заседаний, симпозиумов и конференций, типографию, лабораторию по реставрации книг, служебные комнаты  и другие сети услуг. И всё это соответствует современным стандартам. 

Кроме того в библиотеке расположены залы для электронного чтения и они оснащены современным оборудованием и технологией, имеют связи с известными библиотеками мира. 

Мир всегда нуждается в интеллектуальной силе. Страны, богатые такой силой, являются пионерами и примерами во всех сферах. Учёные всегда должны быть передовиками, пионерами и созидателями в обществе, ибо ни одна работа не будет реализована без теории, т.е. без науки и знания. 

Любая работа и вообще, прогресс нуждается в грамотном и просвещённом путеводителе. Поэтому очень велика роль интеллигенции во всех периодах, особенно в период независимости. 

Я об этом несколько раз говорил раньше и сейчас также, пользуясь случаем, хочу подкрепить свои мысли: интеллигент, который является образованной и просвещённой личностью, считается светом общества и должен направлять членов общества к созиданию, всегда думать о развитии и совершенствовании науки, культуры, языка и более того должен думать об укреплении мира и спокойствия в обществе, о национальном единстве, о защите национальных и государственных интересов.  Особенно в условиях сегодняшнего неспокойного мира интеллигенция не должна быть безразличной, а наоборот, она всегда должна находится на переднем крае созидательных работ, защиты национальных и общечеловеческих ценностей. 

Мы всегда должны помнить, что интеллигенция является создателем, формирующим и проводником общественного мнения, примером для народа, особенно для молодого поколения. Интеллигенция является мерилом оценки чужого общества относительно нашего общества, нашей страны. Интеллигент – это мерила уровня культуры и мышления народа. Интеллигенция является мостом между вчерашним, сегодняшним и завтрашним днями общества.

Это и есть изначальная и постоянная миссия интеллигенции!

Дорогие и уважаемые друзья!

Навруз для таджикского народа подобен свящённой книге, которая воплощает в себя мысль, философию, традицию,  мечту и идеалы, историческое мышление, духовную сущность, мировоззрение и миросозерцание. 

В сущности и содержании этого светлого праздника кроется вечно живой дух добра и добродетельности, прощения и вежливости, моральной и физической чистоты, созидательности и благоустройства, дружбы и мира. 

Навруз – это период, когда дети и взрослые одевают новую красивую одежду, очищая дух, тело и сердце от всякого зла, с чистой душой и добрыми намерениями собираются вокруг дастархана, украшенного «хафт син» - ом и «хафт шин»-ом. 

Навруз является весником мира и дружбы, взаимодействия и сотрудничества, единства и солидарности человечества.

Очень привлекательна прелесть и красота Навруза. 

Уход зимы, период оттепели, цветения окружающей наш среды в сердцах людей рождают новую силу, создают приятное настроение, надежду на радостную жизнь, вдохновляют на созидательную работу. 

Омар Хайям в своём «Наврузнаме» пишет следующее:

«Тот, кто празднует Навруз и присоединяется к радости, до следующего Навруза пребывает в радости и хорошем настроении». 

В поддержку этих слов великого учёного хочу искренне пожелать всем вам, уважаемые присутствующие, народу Таджикистана и всем миролюбивым народам мира счастья, радости и весеннего процветания. 

Пусть от света лучезарного Навруза становятся светлее наши сердца и пополняются дома радостью и весельем! 

Пусть жизнь каждого человека будет озарённой подобно Наврузу!

Пусть каждый день для вас будет Наврузом!

Пусть будет вечным твой Навруз, дорогой наш Таджикистан!

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источник: ИА "ХОВАР"
0.0
- всего оценок (0)
- ваша оценка


Новый комментарий
Автор Сообщение
Данную новость еще не обсуждали

Обсуждение в Facebook:




Главные новости

08.1218:30Ностальгия по СССР. Таджикистанцы тоскуют по "потерянному раю"
08.1217:44Интересные факты о Таджикистане
08.1216:25“Мамочка, я очень-очень люблю тебя!”
08.1215:43Таджикская принцесса оправдалась за свадебное платье в 40 миллионов рублей
08.1215:15Президент Узбекистана предложил сделать должность глав администраций выборной


Самое обсуждаемое

07.1207:59Власти Таджикистана планируют в два раза сократить уровень бедности(6)
05.1211:34Таджикистан перейдет на 12-летнее образование в 2020 году(6)
07.1215:18Первый визит в качестве президента Шавкат Мирзиёев совершит в Россию(2)
08.1215:2825 лет без СССР(1)
07.1216:01Как Душанбе сделать туристической столицей? Голосуйте!(1)
08.1214:51В министерстве культуры обсужден вопрос о переносе памятника Абуали Сино(1)



(C) 2001-2016 TopTJ.com

TopTJ.com - Новости Таджикистана
00:00:00.0156204