Авторизация
 
 
Регистрация на сайте
Восстановление пароля


Новостные каналы


Skip Navigation LinksTopTJ.com  →  Новости Таджикистана  → 

Главные новости, Лента новостей, Комментарии

12.04.201208:09
Источник изображения: Вечерка

Рахмон Набиев: загадочная смерть президента

11 апреля – годовщина смерти второго президента Таджикистана – Рахмона Набиева. Прошло 19 лет, но его смерть до сих пор остаётся загадкой. Сегодня мы печатаем воспоминания человека, который в те годы был рядом с Р.Набиевым.

Смерть Рахмона Набиева до сих пор вызывает много вопросов. Как бы мы не отвергали и замалчивали это, в умах людей тема не закрыта, и существуют разные версии. Официально – смерть наступила от сердечного приступа. Заключение составлено под руководством Аламхона Ахмедова, на тот момент – министра здравоохранения страны, но этот важный медицинский документ куда-то исчез, его нет в архивах. Сомнения усиливаются, если принять во внимание факт наличия следов борьбы в доме и на теле Рахмона Набиева. Не исключено, что тут есть какая-то связь с гибелью командиров Народного фронта Сангака Сафарова и Файзали Саидова. Как будто подведена жирная черта за прошлым, и исключены его основные игроки. Не зря на похоронах люди в открытую и со слезами говорили: «Мы не уберегли его».

Были ли угрозы? С первых дней начала митингов в городе Душанбе не раз докладывали о намерениях  физической расправы над президентом. А так как  МВД и МБ фактически были расколоты на два лагеря (в МВД – сам министр и в МБ – замминистра были на стороне оппозиции), то и безопасность Рахмона Набиева обеспечить было очень сложно. Жестокое убийство генерального прокурора Нурулло Хувайдуллоева ещё раз доказало намерения боевиков. После того дня Рахмон Набиев  сказал, что теперь ждать надо худшего. В интервью одной газете он прямо сказал, что есть группа молодых людей, которых готовят для его захвата и последующего устранения. На что  в ответном интервью Аслидин Сохибназаров категорично утверждал, что это мол «вымысел Набиева», что он нагнетает обстановку. Но в момент захвата президента в аэропорту Душанбе  первый же выстрел был направлен в Рахмона Набиева! Пуля попала в капот машины. Тогда были ранены двое сотрудников охраны, все машины кортежа были расстреляны. Глава государства пытался дозвониться до членов своего правительства, до МВД и МБ, но никто не отвечал на звонки. Когда всё уже было закончено, вдруг разом появились члены правительства, среди которых был и А.Сохибназаров. Президент задал вопрос: «Ты же утверждал обратное, что это такое, как это назвать?». На что А.Сохибназаров стыдливо отвернулся, а члены правительства начали утверждать, что никто из них не знал о произошедшем. Но то, что всё уже завершилось, они почему-то узнали сразу и все вместе… Не знаю, были ли примеры в истории такого предательского отношения к своему президенту? Но это очень горький и позорнейший момент истории.

Период его президентства. Видимо основная проблема – долгое отсутствие Рахмона Набиева в высших эшелонах власти. С 1986 года изменились люди, ценности, правила игры. Ещё один момент, ставший минусом для него – большое доверие своему окружению, часть которого цинично использовала эту его веру в порядочность в своих целях. Он очень переживал это, но всё же пытался мирными средствами, путём переговоров разрешить все противоречия. Многие советовали ему быть более жёстким, и сегодня говорят, что надо было тогда применить силу, разогнать недовольных. Но это был другой человек, истинно миролюбивый, никогда не допускавший мысли о пролитии крови. Это же известный факт – прямое предложение Давлату Худоназарову стать вице-президентом, чтобы сплотить нацию и вместе поднимать страну. Он ему говорил – ты ещё молод, не спеши, давай вместе поработаем год, наладим экономику и я уйду.  Но тогда жажда власти, аппетиты у оппонентов были выше интересов народа. И где теперь Худоназаров с его лозунгами демократии и его переживаниями за Таджикистан?

Вопрос отставки Рахмона Набиева. Он её не подписывал ни в аэропорту г.Душанбе, ни где-то ещё. Если есть документы на этот счёт – нужно предъявить, опубликовать. Это очень важный момент, ведь неясность порождает вопросы юридического характера. Рахмон Набиев после его насильственного захвата в аэропорту Душанбе уехал в свой родной Ходжент и…оказался в информационной блокаде, междугородняя связь была отключена,  других способов связи тогда ещё не было.  К этому фактическому интернированию приложил руку небезызвестный Абдумалик Абдуллоджанов. Он очень жадно стремился к власти, мечтал стать премьер-министром. Но Рахмон Набиев не только не назначал его, но и советовал подобру-поздорову подать в отставку: «Уходи по своему желанию, не хочу тебя сажать, так как проверка показала воровство в закупках зерна для республики». Президента не выпускали с территории Ленинабадской области, чтобы он не мог встретиться с членами своего правительства и участниками Народного фронта, выступавшего за восстановление конституционного порядка! Самолёт, вылетевший из аэропорта г.Куляба не смог приземлиться в Ходженте, так как на взлётную полосу выехала грузовая машина. Кто в то время мог отдать такой приказ? Рахмон Набиев с горечью говорил: «Приехал на родину, а оказался чужаком!».

Вопрос экономической политикиРахмона Набиева. Главное в этой сфере он видел в максимальной экономической  независимости от других стран СНГ, поиске новых рынков и расширении географии экономических связей. И в этом плане строительство Рогунской ГЭС было его главнейшей задачей. Его поездка в Пакистан и деловые переговоры дали неожиданно выгоднейшие результаты.  Выделялось около 500 млн. долларов с условием возврата кредита путём поставок электричества!  Но что тогда началось в республике, помните? Гульрухсор Софиева и другие сели в палатки и кричали: «Нельзя заполнять Рогун, там кишлак её родственников!» Вот конечная цена морали  так называемой «интеллигенции», переживавшей за «Родину» – её видно всем сегодня в обесточенных домах и предприятиях. Интересно было спросить: с каким чувством купила она акции  стройки? Начни мы тогда за деньги Пакистана строить  гидроэлектростанцию, насколько было бы легче  нынешнему руководству республики решать целый ворох внешних задач развития, взаимоотношения с отдельными соседями были бы принципиально другие. Это один из примеров экономических планов Рахмона Набиева.

Вопрос 201-й дивизии. Рахмон Набиев всегда был противником того, чтобы за нами кто-то приглядывал. Вспомните, ещё в партии он боролся с назначенцами из «Центра», за что его позже и отправили в отставку.  С одной стороны Рахмон Набиев в тот момент истории хотел присутствия дивизии, так как страна не имела своих вооружённых сил. Таджикистан только становился независимым, и была опасность, угроза безопасности  со стороны ИРА.  Его требование, чтобы в командном составе, не говоря уже о младшем составе, были граждане республики. Много говорят и спекулируют о раздаче оружия выходцам из Кулябской области. Встречный вопрос как кивок в сторону поиска истины –  как, откуда и в таком огромном количестве и ассортименте появилось оружие у противоборствующей стороны? Причём с помощью этого вот оружия  он и был захвачен в аэропорту г.Душанбе, Кто на тот момент в стране обладал таким арсеналом вооружения? Эти вопросы неудобны, но правда на то и правда, чтобы в будущем не повторять ошибок. Быть сильнее и разумнее.

В юбилейный год независимости республики нужно трезвыми глазами взглянуть на историю становления страны. Понять, через что пришлось  пройти людям за это. Вспомнить, и отдать им должное. И Рахмон Набиев – всенародно избранный президент независимого Таджикистана – первый в этом ряду.  Очень порядочно и ответственно сказал Владимир Путин о неоднозначном времени правления Бориса Ельцина: «Как он работал, какие принимал решения, мы не в праве осуждать и давать оценку, он – наша история». Нужно беречь свою историю, чтобы ею гордиться и чтобы воспитывать будущие поколения. Надо и таджикам проявить своё благородство.

Игорь Правицкий,

Москва

Рахмон Набиевич Набиев – советский таджикский партийный и политический деятель, родился 5 октября 1930 года в кишлаке Шайхбурхон Худжандского района (ныне Гафуровский район Согдийской области). Умер 11 апреля 1993 года.

Работал заместителем заведующего и заведующим отделом Центрального комитета Компартии Таджикистана, инспектором Среднеазиатского бюро ЦК КПСС, затем — вновь заведующим отделом ЦК КП Таджикистана

1971-1973 – министр сельского хозяйства Таджикской ССР.

1973-1982 – председатель Совета Министров ТССР.

1982-1986 – 1-й секретарь ЦК Компартии Таджикистана. Был депутатом Верховного Совета СССР 9-11 созывов. В 1990 году избран депутатом Верховного Совета республики, а в сентябре 1991 года становится его председателем.

24 ноября 1991 года в Таджикской ССР прошли президентские выборы, победу на которых одержал Рахмон Набиев, набрав 56,92% голосов. Его главный соперник Давлат Худоназаров набрал 30% голосов. Оппозиция обвинила власти в фальсификации выборов. 21 декабря Рахмон Набиев в г.Алма-Ате подписал протокол к Соглашению о создании Содружества Независимых Государств, 15 мая 1992 года подписал в г.Ташкенте договор о коллективной безопасности (ДКБ). 2 марта 1992 года присутствует при поднятии флага Таджикистана напротив штаб-квартиры ООН, Таджикистан становится полноправным членом ООН.

Рахмон Набиев скончался 11 апреля 1993 в своём доме в Худжанде. Причины смерти неясны. По официальной версии – от сердечного приступа, по другой - застрелился или был убит. Родственники Набиева считали это убийством, обвиняя в этом людей правительства.

Похоронили Набиева в г.Худжанде. Похоронную комиссию возглавлял премьер-министр Абдумалик Абдулладжанов, в церемонии прощания принял участие председатель Верховного Совета страны Эмомали Рахмонов. Именем Набиева назван ряд улиц, школ и других учреждений в Таджикистане.

Источник: Вечёрка
5.0
- всего оценок (2)
- ваша оценка


Новый комментарий
Автор Сообщение
13.04.2012 09:29

Рахмон плод трудов Набиева!!!!Набиев отомстил со своей шайкой Махкамову вот и зародился Рахмон!!!

Давайте оставим его в покое, пусть спит спокойно где бы он не был в Аду ил в Раю !

Надо о будущем думать!!!Сплотится ,взвешенно решать все внутренние наши проблемы!!!

Мы одной крови....... !!!!!!!!


Персиянка
13.04.2012 09:08ответ на сообщение →Sorei1956 (12.04.2012 17:56)
Гость
IP:193.200.10.71
User Sorei1956 (12.04.2012 17:56:21) wrote:
User Персиянка (12.04.2012 13:47:18) wrote:
User абдулло (12.04.2012 12:08:19) wrote:
может как человек он был хорошийн   но как политик был не кчемным и слабым!я принемал участие при штурме его дворца и захвата бронитехники и его гвардейцев,но тогда еще я подумал (хорошо что они не стреляли)!единственная его ошибка была в том что он верил своим шавкам министрам и может сильно любил свой народ и поэтому  он не дал приказ стрелять а надо было! ну положили бы человек 500 - 1000 но народ успокоился бы я больше чем уверен.а так его слабость как президента привела к трогедии которая вошла в историю таджиков как черное пятно и до сех пор точно не известно сколько унисла та проклятая война жизней!а убрал его и сангака с файзали рихмон это ежу понятно они свое дело сделали и стали не нужны!ни чего рихмон тоже не вечен и найдется тот кто и его в след за остальнимы я уверен!

 Я смотрю для вас 500-1000 человек ничего не значит.и потом если бы Набиев отдал такой приказ, Вы могли попасть в эти 500-1000. это Вас не смущает?

 Милая Персиянка! Жертвуя 500-1000 тупых баранов,ради 100-200тысяч,лично для меня не жалко,если у меня было бы власть,всю эту шушеру надо было уничтожить с февр.1990года в зародыше,или в августе 1991года на площады Ленина,толпой  меньше 100 человек  дирижировал один хромой "истеъфо",под рук.Тохири Абдучаббор и др.новоявленные "рушанфикрон".Тогда я мечтал,с большим удовольствием растрелял бы их с крупнокалибрнего пулемета,потому что они хотели власть,а о последствиях им было всеравно,а я предчувствовал запах войны. Покойного Набиева предали его окружение.Еще есть живые свидетели тех событий ,они помнять.

 То, что Набиева предало его окружение, согласна. ТО, что творилось в те годы у меня до сих пор перед глазами. Но поверьте,очень трудно отдать приказ - стрелять по людям.

абдулло
13.04.2012 08:54
Гость
IP:176.222.149.182
ПОСЛУШАЙТЕ! тут за меня уже сказали но все же я считаю ради стабильности нации и вообше государства не то что 500-1000 можно пожертвовать и более ,тем более учитовая то что не отдав приказ он практический обрек на гибель и нищету  вес наш народ! и до сех пор не известно соколко унисла гражданская!да вы правы я спокойно мог оказатся в числе тех самых 500-1000 но я бы был рад если этим все закончилось !а вот и считайте с !1992-1997 сколько погибших и исколеченных жизней и ладно бы но сейчас начиная с 1997 -года и по сей день соколько убитых зарезанных и безвести пропавших наших граждан есть достоверная информация?????сколько гробов привезли на родину с 1997 года????вот вам и ответ!как говорил сталин "смерть одного человека это трогедия а смерть тысячи это статистика)!вот мы и есть та самая статистика!гнать надо рихмона не ужто не ясно и всю его бездонную родню!вот тогда есть шанс стать нацыей!УДАЧИ!
хатлони
13.04.2012 00:32
Гость
IP:91.202.46.25
парвардигор чояша чаннат кунад! чи хел буд, набуд номашро дар таърихи Точикистон гузошта гузашт, аз паси мурда гапхои ганда немезананд.. он не был отмороженным падонком как рахмон, и я на 100%уверен что он хоть и был президентом не проливал ни каплью невинной крови... просто не надо было бородатых вставать и бунтовать, они и являются основоположником таджикской войны
12.04.2012 19:18ответ на сообщение →Sorei1956 (12.04.2012 17:56)
User Sorei1956 (12.04.2012 17:56:21) wrote:
User Персиянка (12.04.2012 13:47:18) wrote:
User абдулло (12.04.2012 12:08:19) wrote:
может как человек он был хорошийн   но как политик был не кчемным и слабым!я принемал участие при штурме его дворца и захвата бронитехники и его гвардейцев,но тогда еще я подумал (хорошо что они не стреляли)!единственная его ошибка была в том что он верил своим шавкам министрам и может сильно любил свой народ и поэтому  он не дал приказ стрелять а надо было! ну положили бы человек 500 - 1000 но народ успокоился бы я больше чем уверен.а так его слабость как президента привела к трогедии которая вошла в историю таджиков как черное пятно и до сех пор точно не известно сколько унисла та проклятая война жизней!а убрал его и сангака с файзали рихмон это ежу понятно они свое дело сделали и стали не нужны!ни чего рихмон тоже не вечен и найдется тот кто и его в след за остальнимы я уверен!

 Я смотрю для вас 500-1000 человек ничего не значит.и потом если бы Набиев отдал такой приказ, Вы могли попасть в эти 500-1000. это Вас не смущает?

 Милая Персиянка! Жертвуя 500-1000 тупых баранов,ради 100-200тысяч,лично для меня не жалко,если у меня было бы власть,всю эту шушеру надо было уничтожить с февр.1990года в зародыше,или в августе 1991года на площады Ленина,толпой  меньше 100 человек  дирижировал один хромой "истеъфо",под рук.Тохири Абдучаббор и др.новоявленные "рушанфикрон".Тогда я мечтал,с большим удовольствием растрелял бы их с крупнокалибрнего пулемета,потому что они хотели власть,а о последствиях им было всеравно,а я предчувствовал запах войны. Покойного Набиева предали его окружение.Еще есть живые свидетели тех событий ,они помнять. ..... Полностью  согласен . 

Sorei1956
12.04.2012 17:56ответ на сообщение →Персиянка (12.04.2012 13:47)
Гость
IP:217.118.91.52
User Персиянка (12.04.2012 13:47:18) wrote:
User абдулло (12.04.2012 12:08:19) wrote:
может как человек он был хорошийн   но как политик был не кчемным и слабым!я принемал участие при штурме его дворца и захвата бронитехники и его гвардейцев,но тогда еще я подумал (хорошо что они не стреляли)!единственная его ошибка была в том что он верил своим шавкам министрам и может сильно любил свой народ и поэтому  он не дал приказ стрелять а надо было! ну положили бы человек 500 - 1000 но народ успокоился бы я больше чем уверен.а так его слабость как президента привела к трогедии которая вошла в историю таджиков как черное пятно и до сех пор точно не известно сколько унисла та проклятая война жизней!а убрал его и сангака с файзали рихмон это ежу понятно они свое дело сделали и стали не нужны!ни чего рихмон тоже не вечен и найдется тот кто и его в след за остальнимы я уверен!

 Я смотрю для вас 500-1000 человек ничего не значит.и потом если бы Набиев отдал такой приказ, Вы могли попасть в эти 500-1000. это Вас не смущает?

 Милая Персиянка! Жертвуя 500-1000 тупых баранов,ради 100-200тысяч,лично для меня не жалко,если у меня было бы власть,всю эту шушеру надо было уничтожить с февр.1990года в зародыше,или в августе 1991года на площады Ленина,толпой  меньше 100 человек  дирижировал один хромой "истеъфо",под рук.Тохири Абдучаббор и др.новоявленные "рушанфикрон".Тогда я мечтал,с большим удовольствием растрелял бы их с крупнокалибрнего пулемета,потому что они хотели власть,а о последствиях им было всеравно,а я предчувствовал запах войны. Покойного Набиева предали его окружение.Еще есть живые свидетели тех событий ,они помнять.

migrant
12.04.2012 15:26
Гость
IP:108.59.4.206

Никто не имеет право отнимать жизнь у другого, пусть даже это преподносится как на благо остального большинства...

Если вас слушать, значит можно оправдать Рахмона, если он в будущем ради сохранения своего режима пол страны положит? Как это например сейчас происходит в Сирии.

Демократия строится на принципах равенства, свободы слова, а значит каждый имеет право высказать свое мнение, свою точку зрения. Но придерживаться своей точки зрения, своей правоты надо цивилизованным методом, а не так, как мы это сделали в 90-е годы, как обезьяны с кетменями и оружием в руках...

И вообще хорош уже сваливать свою вину или на соседа или на кого-то еще, у нас всегда кто-то виноват, но не мы сами.

Лично ты для чего тогда штурмовал дворец? Думаю ты тупо как баран попрел за толпой, как и остальные из этого стада, не зная толком к чему вы стремитесь или чего в итоге вы добиваетесь. А когда все же заварили эту кашу, теперь виноватые другие, но не вы сами...

В те тяжелые времена, многие молодые государства - бывшие советские республики жили не сладко, но только мы так опозорились на весь мир развязав гражданскую войну. А Рахмон Набиев всего навсего хотел избежать этой войны, приглашал своих оппонентов сесть за стол и решать все мирным путем, но увы...

Получить власть - это еще пол дела, вот уметь управлять страной - это не всем под силу. Конечно некорректно будет сравнивать сегодняшний Таджикистан с Таджикистаном советских времен, но за эти 70 лет таджики не были никогда так опущены и опозорены как это случилось за какие-то 20 лет правления Э. Рахмона.

На сегодняшний день статус нашей страны - это несостоявшееся государство. Можно сказать, за эти 20 лет мы даже не смогли создать свое государтво.

Персиянка
12.04.2012 13:47ответ на сообщение →абдулло (12.04.2012 12:08)
Гость
IP:193.200.10.71
User абдулло (12.04.2012 12:08:19) wrote:
может как человек он был хорошийн   но как политик был не кчемным и слабым!я принемал участие при штурме его дворца и захвата бронитехники и его гвардейцев,но тогда еще я подумал (хорошо что они не стреляли)!единственная его ошибка была в том что он верил своим шавкам министрам и может сильно любил свой народ и поэтому  он не дал приказ стрелять а надо было! ну положили бы человек 500 - 1000 но народ успокоился бы я больше чем уверен.а так его слабость как президента привела к трогедии которая вошла в историю таджиков как черное пятно и до сех пор точно не известно сколько унисла та проклятая война жизней!а убрал его и сангака с файзали рихмон это ежу понятно они свое дело сделали и стали не нужны!ни чего рихмон тоже не вечен и найдется тот кто и его в след за остальнимы я уверен!

 Я смотрю для вас 500-1000 человек ничего не значит.и потом если бы Набиев отдал такой приказ, Вы могли попасть в эти 500-1000. это Вас не смущает?

абдулло
12.04.2012 12:08
Гость
IP:87.247.34.200
может как человек он был хорошийн   но как политик был не кчемным и слабым!я принемал участие при штурме его дворца и захвата бронитехники и его гвардейцев,но тогда еще я подумал (хорошо что они не стреляли)!единственная его ошибка была в том что он верил своим шавкам министрам и может сильно любил свой народ и поэтому  он не дал приказ стрелять а надо было! ну положили бы человек 500 - 1000 но народ успокоился бы я больше чем уверен.а так его слабость как президента привела к трогедии которая вошла в историю таджиков как черное пятно и до сех пор точно не известно сколько унисла та проклятая война жизней!а убрал его и сангака с файзали рихмон это ежу понятно они свое дело сделали и стали не нужны!ни чего рихмон тоже не вечен и найдется тот кто и его в след за остальнимы я уверен!
12.04.2012 10:38
Главное все кричали уйди, уйди, а никто не поменялся. Те же самые динозавры убившие ихтиозавра, правят балом!!! Родившиеся в в 50-х годах сегодня управляют страной одной дружной воровской шайкой. К себе берут только бездумных и бездарных отмороженых молодчиков, чтобы хапать и хавать могли по указанию сверху. И самое главное, надо уметь подлизываться и горшки с мёдом и тюки материалов подносить вышестоящему руководству и всё время качать головой в такт сказанного руководством.
Персиянка
12.04.2012 09:14
Гость
IP:193.200.10.71

Истинную причину смерти мы никогда не узнаем.
Какой бы он ни был, для республики он сделал многое.
Я помню как какая-то тетка орала на сессии Верховного Совета: "Ленинабадцы правили 70 лет, хватит!"

ну вот мы сейчас имеем то, что имеем.Людям захотелось власти, они ее получили. но распорядиться по уму не смогли

12.04.2012 09:06

Да он хотел власти получил ,но оказался слабаком ,благодаря ему его сторонникам получили мы с вами то что имеем сейчас!Помню этого артиста народного СССР Джурбека Муродова как он орал с трибуны верховного Совета уйди Махкамов !Пусть спит спокойно Набиев,Бог ему судья где он в Аду или в  Раю!

Главное нам сейчас сохранит Мир и не допустит к власти на подобие Муродовых Набиевых Кенджаевых.......

Migrant
12.04.2012 08:52
Гость
IP:108.59.4.206

Vo istinu tajiki zaslujili to, chto poluchili... V nachale 90x bilo bolshe demokratii i svobodi, a mi ne ocenili po dostoinstvu lyudey kortorie rabotali vo imya rodini. Sami je otobrali vlast u opitnogo politika, s kotorim mojet bit nas jdalo inoe budushee, otdali ee v ruki nevchemnih i nenasitnih harsuvorov.

Gde je teper eta opoziciya, gde je vse eti politiki, kotorie svoego prezidenta prodali s potrohami? Chto je oni poluchili za svoi zaslugi?

Tak chto, dorogie zemlyaki, ne jaluytes na plohuyu jizn, etogo mi sami zaslujili.

Pravilno ved govoryat: Narod dostoin svoego pravitelya. Vot i mi svami udostoeni togo, chego mi imeem.


Обсуждение в Facebook:




Главные новости

09.1214:58С.Аслов заявил о недопустимости участия криминальных лиц на мероприятиях ОБСЕ
09.1214:48Житель Исфары подозревается в покушении на убийство
09.1214:41ОДКБ требует не пустить "преступников" на заседания ОБСЕ
09.1214:20«Барки точик» сообщил о смягчении энерголимита по стране(1)
09.1213:57Российские штурмовики Су-25 перебазировались из Киргизии в Таджикистан


Самое обсуждаемое

07.1207:59Власти Таджикистана планируют в два раза сократить уровень бедности(6)
07.1215:18Первый визит в качестве президента Шавкат Мирзиёев совершит в Россию(3)
09.1214:20«Барки точик» сообщил о смягчении энерголимита по стране(1)
09.1213:17Именной пистолет от Виктора Януковича президентам СНГ(1)
08.1215:2825 лет без СССР(1)
08.1214:51В министерстве культуры обсужден вопрос о переносе памятника Абуали Сино(1)



(C) 2001-2016 TopTJ.com

TopTJ.com - Новости Таджикистана
00:00:00.0312438