Авторизация
 
 
Регистрация на сайте
Восстановление пароля


Новостные каналы


Skip Navigation LinksTopTJ.com  →  Новости Таджикистана  → 

Лента новостей

19.04.201218:01
Источник изображения: Радио Свобода

Муки быть таджиком и блага национального самопознания

Молодежь закатывается в таджикский  флаг с короной и семью звездами, печатают на футболках «Я таджик» , “I Love Tajikistan, а жительница Душанбе, Сарвиноз Ходжиева даже сшила для своей дочери флаг, который она берет с собой с зарубежные поездки, накинув на плечи, выставляет на всеобщее обозрение.

Стыд от сжигающей душу гражданской войны постепенно покидает глаза и лица, уступая место национальной гордости.

Исследователь «Таджикский менталитет и государственное строительство Таджикистана» Пулод Шоазимов говорит, что это лишь начало длинного пути а самоидентификация таджиков  будет зависеть от того, как быстро они получат ответы на сложные вопросы новейшей истории. Являясь руководителем социально-политического исследовательского “Коршинос”, он в 2006 году в подробной монографии пытался ответить на болезненные вопросы о причинах войны в Таджикистане, однако нынешнюю молодежь беспокоят другие проблемы.

Как , например написал молодой человек в сети Фейсбук

« Почему, когда я прибываю на родину, чувствую себя чужим и ненужным?».

Руководитель общественной организации «Оштии миллӣ” (Национальное примирение), Хуринисо Гаффорзода говорит, что подобные настроения наблюдаются у большинства молодежи, так как их физическая и интеллектуальная энергия остаются не востребованными в обществе, а политическая атмосфера не достаточно свободна, чтобы мириться с их сверканием».


ЯВНЫЕ И СКРЫТЫЕ СИМВОЛЫ 

Стремление к идентификации и единению, по мнению арабского поэта Джуброн Халила Джуброн является наследственным качеством, он пишет «нация – сообщество различных людей, имеющих различные интересы и идеи, которые связывают их крепкими, разносторонними нитями».

Отсюда, сильный национальный менталитет не позволит ни одному из членов общества оставаться в изоляции. Однако совершенно другая картина вырисовывается в мыслях русского писателя Андрея Платонова, который говорит «без меня народ не полон!».

Название страны, общая история, язык, религия Ислам, флаг и национальный гимн, культура и обычаи, национальная экономика, особенности природы страны названы экспертами символами, объединяющими таджиков.

В тоже время они отметили еще и тот факт, что некоторые из объединяющих таджиков факторов имеют свои прорехи, такие как диалект вместо литературного языка , кириллица вместо  фарси, уровень почитания празднеств, различное отношение к историческим и творческим лицам и т.д.

Устранение противоречий и укрепление национального менталитета многие считают обязанностью государства. Однако некоторые говорят, что это такое дело, когда как в «хашаре»,  каждый должен внести свой вклад.   Другие, учитывая возможности государства, считают его роль решающей.


РОЛЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА

Чувства отрешенности и  изоляции таджикский специалист Абдугаффори Камол связывает с тем, что “большая часть молодежи проводит свою жизнь  в миграции, и иногда, как эти молодые люди теряют свою связь с родиной. Задача государственных органов, в частности миграционной службы или посольства, где бы они ни были, взять их под свое крыло и объединить».

Отдавая должное большой работе проведенной властями Таджикистана в послевоенные годы по укреплению национальной самоидентификации, А.Камол говорит, что отдача от этих усилий была не значительной.  По его мнению, до сих пор само понятие таджикский менталитет, самоидентификация, не прояснено и не понято, чтобы быть реализованным с легкостью.

Независимый эксперт Сайидюнуси Истаравшани причину неудач этих усилий по укреплению национального самосознания видит в отсутствии конкретной и апробированной программы зарождения и развития национального менталитета. 

За прошедшие 20 лет идеологи правительства сначала обратили свой взор на арийскую цивилизацию, котрая пропагандировала ценности Зараустры. Позже схватились за достижения Сманидов, но не доведя ее до логического завершения принялись праздновать Имама Азама, поддерживая ханафитский мазхаб и отвергая всякие другие зарубежные религиозные течения.

Доктор философских наук Пулод Шоазимов, наоборот, считает, что все сделанное до сих пор со дня обретения независимости, было «целенаправленным».

После мирного соглашения в 1997 году было принято решение не отдавать предпочтения ни одной из идеологий . По мнению Шоазимова, создается « приемлемая» идеология, которая вбирает в себя все лучшее из истории.
С этими выводами не согласны участник  дискуссии в сети Фейсбук, и не довольны преобладанием   культурных элементов одного региона в формировании национальной идентификации.

Таджикский интеллигент  Сайидюнуси Истаравшани и участники дискуссии считают, что примирение светского и религиозного взглядов в Таджикистане разрушено в одностороннем порядке после принятия нового закона о религии, а также закона об ответственности родителей, оказания давления на Партию Исламского возрождения Таджикистана и всестороннего вмешательства в религиозные вопросы.

И по словам Хуринисо, неравные возможности граждан и преимущества лиц, близких высшим кругам власти к национальным богатствам снижают доверие к верности государства национальной идентификации..


ПЛЮСЫ И МИНУСЫ МЕСТНИЧЕСТВА

«Многочисленные дискуссии исследовательских центров так и внесли ясность в эту проблему, некоторые считают местничество стремлением к развитию родных мест и оценивают это явление положительно, другие имеют негативный взгляд на него», - говорит таджикский эксперт Абдугаффори Камол.

Но это состояние, по мнению автора монографии «Таджикский менталитет и государственное строительство Таджикистана» Пулода  Шоазимова, является естественным и отмечает, что, например, в западной Европе подобное также  наблюдается.

“"Важно то, чтобы этот фактор не превозносился в абсолют, и представители одной местности объединяли других вокруг себя, и своевременно предоставляли им шанс и вывели страну из нынешней ситуации".

Миграция и совместное проживание и сотрудничество таджиков в России, по мнению сотрудника Института востоковедения Санкт-Петербурга Саркора Абдола, в какой-то мере укрепляет чувство общности судьбы и снижает местничество. Однако Абдугаффори Камол говорит, что большинство социальных организаций таджиков в России основаны на местнической принадлежности их лидеров.

Доктор Шоазимов считает, что местничество теперь приобретает экономические основы, и если страна начнет экономически развиваться, влияние местничества на национальное самопознание сократится.  Такое развитие может укрепить фундамент и фундамент и в конечном счете создать средний класс и вместе с ним «гражданские инициативы», которые являются основой национального самосознания.



ГОСУДАРСТВО И РЕЛИГИЯ

В то время как многие наши собеседники считают роль религии ключевой в национальной самоидентификации таджиков, значительная часть из них обеспокоена тем, что новое поколение таджикских исламистов вообще отрицают понятие «нация». Саркор Абдол говорит "это самая сложная проблема на пути создания национальной идентификации. Я не понимаю, как они не принимают праздник Навруз, который является нашим истинным национальным достоянием. Значит они не таджики. Обученные шариату в Пакистане и Саудовской Аравии, или мигранты с северного Кавказа и Татарстана рубят под корень нацию».

Доктор Шоазимов также в своей книге отмечает, что правительство Таджикистана в начале пыталось поставить заслон на пути глобальному Исламу используя традиционный и политический Ислам страны. К примеру  "Хизбут-Тахрир» не имеет не только государственных границ, но и отрицает национальные обычаи.

Основатель сайта “Кимиёи саодат” (Эликсир Счастья)  Сайидюнуси Истаравшани считает, что именно отношение правительства Таджикистана к традиционному и политическому Исламу становится причиной ухода молодежи в экстремизм. Однако,  по мнению Шоазимова, поиск взаимоприемлемых путей в этом направлении продолжается.


ОПОРА НА ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ  ?

Автор монографии «Таджикский менталитет и государственное строительство Таджикистана»  Пулод Шоазимов  говорит, что решение двух проблем может послужить развитию и укреплению самопознания населения Таджикистана, одна из которых упрочение основ «гражданственности»  вместо в основном  нынешнего этно-национального менталитета таджиков. Этно-национальный менталитет ограничен культурными границами, малая площадь которого является Хуросаном, а общая площадь охватывает фарсиязычный мир.

Однако, власти Таджикистана в настоящее время сосредоточено больше на национальном менталитете, ограниченном государственными границами страны. Поэтому, по мнению Шоазимова, основы «гражданственности» в состоянии объединить всех, независимо от национальности или религиозной принадлежности.


Салими Аюбзод

Источник: Радио "Свобода"
0.0
- всего оценок (0)
- ваша оценка


Новый комментарий
Автор Сообщение
Данную новость еще не обсуждали

Обсуждение в Facebook:




Главные новости

09.1218:08«Як чи парто». За что мы ежедневно даем «на лапу»
09.1214:58С.Аслов заявил о недопустимости участия криминальных лиц на мероприятиях ОБСЕ
09.1214:48Житель Исфары подозревается в покушении на убийство
09.1214:41ОДКБ требует не пустить "преступников" на заседания ОБСЕ
09.1214:20«Барки точик» сообщил о смягчении энерголимита по стране(1)


Самое обсуждаемое

07.1215:18Первый визит в качестве президента Шавкат Мирзиёев совершит в Россию(3)
09.1214:20«Барки точик» сообщил о смягчении энерголимита по стране(1)
09.1213:17Именной пистолет от Виктора Януковича президентам СНГ(1)
09.1221:00Немцы сочли мигрантов главной проблемой(1)



(C) 2001-2016 TopTJ.com

TopTJ.com - Новости Таджикистана
00:00:00