На прошлой неделе для всех желающих открыла свои двери Национальная библиотека Таджикистана. О своем первом походе в крупнейшее книгохранилище страны рассказывает корреспондент «АП».
ОТКРЫТИЯ этой библиотеки я, как аспирант одного из университетов страны, ждал давно. Еще летом 2011 года Государственная библиотека имени Фирдавси была закрыта в связи с переездом в новое здание. Потом обещали, что самая большая библиотека страны откроет свои двери осенью 2011 года, однако долгожданное открытие перенесли уже на март 2012.
И вот, наконец, свершилось! Подхожу к гигантскому зданию и поднимаюсь по широкой парадной лестнице к главному входу. Подойдя к большой стеклянной двери, увидел, что она заблокирована, но тут же услышал стук по стеклу: сотрудница библиотеки по ту сторону указывает мне на висящую бумажку, на которой по-таджикски написано, что вход с первого этажа. «Можете не подниматься, заходить нужно с первого этажа», - кричу я сверху ребятам, которые уже успели пройти несколько ступенек огромной лестницы. Наверное, работники специально повесили соответствующую табличку наверху, чтобы первые посетители прошли небольшую физическую разминку перед долгой и изнурительной интеллектуальной работой.
Секретный клочок бумажки
НА ПЕРВОМ этаже тонкая стеклянная дверь показалась мне очень ненадежной: не знаю, надолго ли хватит ее ресурса, когда на протяжении всего дня ее будут постоянно открывать и закрывать. В большом просторном фойе на первом этаже небольшая толпа посетителей новой библиотеки скопилась у приемной стойки. «Вам нужен паспорт, фотокарточка и 10 сомони для изготовления читательского удостоверения сроком на три года», - говорит мне девушка за стойкой. Пришлось идти в фотоателье, срочно сфотографироваться и также быстро вернуться обратно.
Тут настало время долгого ожидания: в три часа дня посетителей было много, всем нужно зарегистрироваться, а дело у сотрудников, обслуживающих посетителей, продвигается медленно. Тем более что новые люди все прибывают, и очередь начинает расти. Я заметил недалеко от меня двух иностранцев: девушка держала в руках зеленый узбекский паспорт, а стоящий за ней молодой человек очень был похож на представителя какого-то западного государства, правда неплохо знающего таджикский язык.
Ожидая своей очереди, я понял, что совершил промашку: оказывается, сфотографироваться нужно здесь же, так что мои бумажные фотокарточки не пригодились. После того, как меня сфотографировали сразу после иностранца, дело почему-то пошло быстрее. Как оказалось, сотрудники библиотеки решили обслужить заморского гостя вне очереди, а так как я стоял рядом с ним, заодно взяли и мой паспорт. Через 10 минут мне вручили карточку посетителя с моей фотографией и клочок оторванной бумажки, где от руки был написан какой-то секретный код, который пригодится мне для дальнейшей работы в библиотеке.
Работа будет налажена
ТЕПЕРЬ, как подсказали мне работники библиотеки, мне нужно подняться на второй этаж. Из четырех лифтов в холле работал всего один, поэтому я отправился в правое крыло в поисках лестницы и нашел там еще два работающих лифта. Порадовали не только удобные и чистые их кабины, но и большое просторное помещение, богатое убранство фойе на втором этаже. Летом здесь не должно быть жарко, потому как в каждом помещении в потолке встроены кондиционеры, пульты управления которых находятся тут же, на стене, в специальном кармашке.
Найти каталог мне не представилось сложным – каждый кабинет имеет соответствующую табличку на таджикском языке. Правда, для посетителей, не знающих таджикского, могут возникнуть трудности, которые можно было бы решить, установив соответствующие таблички на русском и английском языках.
Так как мне для моей научной работы были нужны подшивки газет, меня перенаправили в отдел печати на четвертом этаже, где сотрудница библиотеки сказала мне, что нужно написать название газеты и нужный год.
- А на чем писать? - спросил я.
- Найдите бумажку, у нас еще ничего нет, мы только обстраиваемся, - развела руками женщина.
Правда, бумажку искать не пришлось. Сначала мне нужно было идти к директору, так как для фотографирования газетных подшивок нужно получить его разрешение. К нему я направился на пятый этаж. Меня принял директор Национальной библиотеки республики Таджикистан Носирджон Салимов. Вопрос с моим разрешением решили быстро: я на месте написал соответствующее заявление, и Носирджон Юсупович его подписал.
Также директор библиотеки ответил на несколько моих вопросов. «Очередь, про которую вы говорите, возникла из-за того, что у наших работников пока нет опыта такой работы, которую они делают сейчас, - посетовал Н. Салимов. – Если раньше они писали многое от руки, то теперь вся регистрация выполняется на компьютере». Но он тут же заверил, что в скором времени проблема с кадрами будет решена, так как будет проведен конкурсный отбор будущих работников Национальной библиотеки. Всего в здании библиотеки будут работать свыше 500 человек.
Так держать!
ПОСЛЕ того, как я показал соответствующее заявление, мне достаточно быстро принесли подшивку нужных мне газет. Это говорит о том, что в библиотеке уже упорядочены каталоги, по крайней мере, в отделе периодической печати найти нужную газету за конкретный год не составляет труда.
В большом, хорошо освещенном помещении моя работа с фотографированием газетных полос продвигалась довольно быстро, и я менее, чем за час закончил работать с подшивкой. Таким образом, мой сегодняшний поход в библиотеку увенчался успехом: я добился, чего хотел, и достал нужную для моей научной работы информацию. И, конечно, я вернусь сюда еще неоднократно. Несмотря на мелочи, первые впечатления от нового здания библиотеки у меня положительные. Здесь есть все условия для успешной работы: просторные помещения, климат-контроль, необходимая тишина, вежливый персонал. Если так будет и дальше, да еще должным образом наладят работу персонала, и посетители будут вести себя подобающе, то этим юбилейным объектом республика сможет гордиться по-настоящему.