Авторизация
 
 
Регистрация на сайте
Восстановление пароля


Новостные каналы


Skip Navigation LinksTopTJ.com  →  Новости Таджикистана  → 

Главные новости, Лента новостей, Политика/Власть

25.09.201209:58
Источник изображения: news.tj

Визит Путина в Бишкек: уроки для Таджикистана

На прошлой неделе состоялся первый после возвращения на высший государственный пост России официальный визит президента Владимира Путина в Кыргызстан. Судя по подписанным им и его кыргызским коллегой Алмазбеком Атамбаевым документам, итоги визита и двусторонних переговоров на высшем уровне для кыргызской стороны выглядят весьма впечатляющими.

Согласившись на создание и достаточно длительное пребывание на территории своей страны объединённой российской военной базы, кыргызское руководство сумело добиться списания своей задолженности перед Россией по ранее предоставленным кредитам почти в полмиллиарда долларов. Также добилось согласия России на участие в строительстве Камбаратинской ГЭС, каскада из четырёх ГЭС в верховьях Нарына и положительной реакции российской стороны на просьбу уделять должное внимание проблеме улучшения положения и защите законных интересов трудовых мигрантов из Кыргызстана в России.

Напомним, примерно такие же договорённости по энергетическим проектам были достигнуты сторонами ещё в 2009 г. между президентами К. Бакиевым и Д.Медведевым. Тогда многие в Таджикистане скептически отнеслись к возможности их практической реализации и оказались правы. Возвращение к этим же договорённостям уже при нынешних главах государств является тому подтверждением.

Скептическое отношение в Таджикистане к возможности реализации кыргызско-российских договорённостей по энергетическим проектам базировался на негативном опыте реализации аналогичных таджикско-российских договорённостей от 2004 г., соглашения по которым были подписаны в ходе посещения президентом В.Путиным Душанбе.

Тогда, в обмен на создание и пребывание до 2014 года российской военной базы в Таджикистане и передачу России станции космического слежения «Окно», российская сторона списала Таджикистану большую часть (около 300 млн. долларов США) накопившейся задолженности. Также обязалась оказать содействие в завершении строительства стратегически важных для страны Сангутудинской ГЭС-1, Рогунской ГЭС и в строительстве ряда других новых промышленных объектов. Общая стоимость подписанных соглашений тянула на более чем два миллиарда долларов США. Из всех зафиксированных на бумаге договорённостей реализованным оказался лишь проект Сангтудинской ГЭС-1. Полным провалом обернулась попытка сотрудничества таджикской стороны с «Русалом» Олега Дерипаски в реализации стратегического Рогунского проекта и всех прочих проектов в сфере гидроэнергетики с предполагавшимся участием российской стороны.

Помимо такого постоянного фактора, как негативное отношение Узбекистана к стремлению Таджикистана утилизировать хотя бы частично энергетический потенциал своих рек, а также допущенной самой таджикской стороной неспешности в инициировании необходимых практических действий, направленных на скорейший запуск двусторонних проектов, на неудаче, постигшей таджикско-российские договорённости в сфере освоения гидроэнергетических возможностей республики, в полной мере сказалось и изменение ситуации в Центральной Азии после андижанских событий в мае 2005 г.

Таджикско-российские договорённости 2004 г. были достигнуты тогда, когда ориентация Узбекистана на преимущественное сотрудничество с США и Западом, в целом, выглядела устойчивой. И хотя неприемлемость для Узбекистана возможности реализации Рогунского проекта была всем хорошо известна, российская сторона в октябре 2004 г. не рассматривала его позицию как препятствие для подписания соответствующих соглашений с Таджикистаном.

Всё изменилось после андижанских событий. США и их западные союзники «взъевшись» на Узбекистан за твёрдый отказ позволить им осуществить расследование событий с заранее заданными выводами, стали накладывать на него одну санкцию за другой. В сложившихся условиях руководство республики, всегда поддерживавшее необходимый уровень отношений с Россией, сочло необходимым усилить акцент на сотрудничество с ней, а также с Китаем. В России, в свою очередь, сочтя возможность углубления сотрудничества с Узбекистаном хорошим для себя призом, фактически согласились с видением руководства Узбекистана ситуации с гидроэнергетическими проектами, имеющие для Таджикистана стратегическое значение.

Конъюнктурный сиюминутный подход, когда в стремлении воспользоваться неожиданно подвернувшимся благоприятным случаем, сложившиеся и предсказуемые союзнические отношения с Таджикистаном были фактически принесены в жертву выстраиванию заведомо менее стабильных, даже в обозримой перспективе, отношений с его соседом. В результате подобного подхода, проявлением которого и стало охлаждение российской стороны к реализации имеющего для Таджикистана стратегическое значение Рогунского и других гидроэнергетических проектов, российско-таджикские отношения вошли в полосу хорошо осязаемой нестабильности. И это при том, что и на узбекском направлении российской стороне не удалось добиться искомых бенефиций.

Имеют ли последние кыргызско-российские договорённости в сфере гидроэнергетики какой-либо шанс на успешное претворение в жизнь? В принципе, кыргызская сторона на это может рассчитывать. Хотя бы уже потому, что российская сторона на подписание соответствующих соглашений, убедившись в неэффективности и невыгодности для своих национальных интересов, по крайней мере на данный период времени и в ближайшей перспективе, отталкиваться исключительно от того подхода, которого в данном вопросе придерживается Узбекистан. Свидетельством тому является сформулированная президентом В. Путиным позиция, суть которой сводится к тому, что если Узбекистан и Казахстан желают быть уверенными в безопасности для них намеченных к строительству гидроэнергетических объектов, то лучшим путём обретения этой уверенности для них было бы участие в реализации данных проектов.

Изменению позиции России в вопросе оказания содействия Кыргызстану в строительстве важных и нужных для него гидроэнергетических объектов, конечно же, способствовал такой объективный фактор, как возвращение Узбекистана к преимущественной ориентации в своих внешнеполитических и прочих отношениях на США и его западных союзников, а также то, что реальная возможность повторной смены им акцентов пока никак не просматривается. Иными словами, Россия утратила иллюзии в отношении этой страны. Столь же важным фактором стали проявленные президентом А. Атамбаевым динамизм и креативность, свойственные его возрасту, и настойчивая последовательность в достижении поставленной цели. Принимая во внимание политическую реальность в Кыргызстане, практически единственной возможностью для него добиться каких либо успехов во внутренних делах, является достижение прорывных результатов в делах внешних. Здесь он находится как бы вне конкуренции. Во всяком случае, пока. Наконец, нельзя не сказать и о таком факторе, как достаточная осведомлённость общества о ходе кыргызско-российских переговорах, чему в полной мере способствуют как нынешний характер политической деятельности в стране, так и активная позиция весьма информированных, в том числе благодаря и открытому характеру политической активности в республике, СМИ и экспертного сообщества Кыргызстана. Осведомлённость общества о шедших переговорах и его активная позиция были хорошим подспорьем для руководства республики в деле отстаивания национальных интересов своей страны в ходе переговорного процесса.

Сегодня Таджикистан ведёт переговоры, аналогичные тем, которые вёл Кыргызстан с Россией. Несмотря на утечку информации, общественность республики пока не в курсе ни о характере, ни о результатах ведущихся переговоров. Вместе с тем, можно предположить, что изучение опыта уже состоявшихся кыргызско-российских переговоров и учёт их особенностей таджикскими переговорщиками, сделали бы их работу по обеспечению интересов республики более продуктивной.

Источник: ИА "Азия Плюс"
Автор: Душанбе,Рашид Г.Абдулло,политолог
0.0
- всего оценок (0)
- ваша оценка


Новый комментарий
Автор Сообщение
Дервиш
27.09.2012 10:25ответ на сообщение →Акаи Мундукбой (25.09.2012 21:13)
Гость
IP:92.36.3.214
User Акаи Мундукбой (25.09.2012 21:13:54) wrote:
User Иммигрант95 (25.09.2012 20:53:01) wrote:
Думаю вопрос в главном кто будет регулировать кран воды, т. е. 50% + 1 акции у кого будет. Если ЭШР даст эту возможность, как при Сангтуде-1,  РФ, то плотина быстро возведется. А ЭШР тоже хочет порулить да и это важно для РТ чтобь 50+1 оставалось у РТ. Все прения думаю тут...это что касается Рогуна. А присутствие 201-й думаю взаимовыгодно обоим.

В Сангтуде у РФ 75% и тем не менее они не могут ничего сделать. Чтобы регулировать сток нужно больше чем доля в собственности. Нужно стратегическое партнерство. Не бумажное, а реальное. А до такого партнерства как до Китая в известной позе.

 Акаи Мундукбой при чем тут контроль стока реки для нас главное куда идет выробатываемая электроэнергия для народа или на экспорт и при сангтуде 1 не так уш реально контролировать сток реки а вот при Рогуне это более чем реально вот этим Россия и будет пользоваца хотя я думаю масштабно не будет участвовать в строительстве чтобы оно как можно дольше протянулась и у РФ будет больше времени для шантажа РУз чего ща они и добиваются чем быстрее РУз станет раком перед РФ тем быстрее РФ свернет все активные действия в Рогуне! 

мухамад тараки
26.09.2012 01:40
Гость
IP:82.145.210.156
у росси 7000тысечний армия в таджикистане если кажди солдат в месец потратить 1000 рублей и это выгода таджикистана и нам нужно самим построить рогун 
25.09.2012 21:13ответ на сообщение →Иммигрант95 (25.09.2012 20:53)
User Иммигрант95 (25.09.2012 20:53:01) wrote:
Думаю вопрос в главном кто будет регулировать кран воды, т. е. 50% + 1 акции у кого будет. Если ЭШР даст эту возможность, как при Сангтуде-1,  РФ, то плотина быстро возведется. А ЭШР тоже хочет порулить да и это важно для РТ чтобь 50+1 оставалось у РТ. Все прения думаю тут...это что касается Рогуна. А присутствие 201-й думаю взаимовыгодно обоим.

В Сангтуде у РФ 75% и тем не менее они не могут ничего сделать. Чтобы регулировать сток нужно больше чем доля в собственности. Нужно стратегическое партнерство. Не бумажное, а реальное. А до такого партнерства как до Китая в известной позе.

25.09.2012 20:53
Думаю вопрос в главном кто будет регулировать кран воды, т. е. 50% + 1 акции у кого будет. Если ЭШР даст эту возможность, как при Сангтуде-1,  РФ, то плотина быстро возведется. А ЭШР тоже хочет порулить да и это важно для РТ чтобь 50+1 оставалось у РТ. Все прения думаю тут...это что касается Рогуна. А присутствие 201-й думаю взаимовыгодно обоим.
Дервиш
25.09.2012 16:04ответ на сообщение →Дервиш (25.09.2012 15:58)
Гость
IP:92.36.50.171
User Дервиш (25.09.2012 15:58:27) wrote:
User Акаи Мундукбой (25.09.2012 14:07:55) wrote:
User Перс (25.09.2012 13:54:42) wrote:
   Мундукбойака я согласен с тобой но не во всем.  А как на счет американцев которые уже сблизились с узбеками и готовые остаться там на совсем. Я думаю, что у русских останется  один рычаг давление на узбеков, это контроль за водой. А что бы этот рычаг иметь, надо ГЭСы возводить. 

Их рычаг - угроза строительства этих ГЭС, а не сами ГЭС. Если они их построят их уже никто спрашивать не станет отключать воду или нет. Они окажутся в ситуации когда они вынуждены будут жестко дожимать узбеков. А им это не нужно совсем.

Дервиш
25.09.2012 15:58ответ на сообщение →Акаи Мундукбой (25.09.2012 14:07)
Гость
IP:92.36.50.171
User Акаи Мундукбой (25.09.2012 14:07:55) wrote:
User Перс (25.09.2012 13:54:42) wrote:
   Мундукбойака я согласен с тобой но не во всем.  А как на счет американцев которые уже сблизились с узбеками и готовые остаться там на совсем. Я думаю, что у русских останется  один рычаг давление на узбеков, это контроль за водой. А что бы этот рычаг иметь, надо ГЭСы возводить. 

Их рычаг - угроза строительства этих ГЭС, а не сами ГЭС. Если они их построят их уже никто спрашивать не станет отключать воду или нет. Они окажутся в ситуации когда они вынуждены будут жестко дожимать узбеков. А им это не нужно совсем.

saidumar
25.09.2012 15:30
Гость
IP:176.115.90.59

   Боятся того что попадем в зависимость от кого-то уже поздно. Государство в лице нынешней власти должен всем и наша власть не сможет (уже не может) принимать решение самостоятельно. 

   Большую выгоду можно получить (в отличии от Рогуна) от того что планируются в перспективе соединить транспортные коммуникации между Китаем-Ираном-Россией и возможно Индией. Тут надо идти продумано на экономическую интеграцию с соседями, не проиграем в при любом раскладе и с долгами потихоньку рассчитаемся. 

 Часть внутренних проблем страны решатся за счет этих транспортных потоков и обеспечении жизнедеятельности инфраструктуры этих транспортных потоков.

  

25.09.2012 14:39ответ на сообщение →Акаи Мундукбой (25.09.2012 14:23)
User Акаи Мундукбой (25.09.2012 14:23:45) wrote:
User Шамсилло (25.09.2012 14:21:02) wrote:
Таджикское правительство само не в состоянии что-либо правильно сделать, построить, вести переговоры и т.д. Поэтому, чтобы скрыть свою несостоятельность, свальвает все проблемы на Узбекистан. Пусть к власти придут грамотные люди, дипломаты и юристы, тогда и статус страны повысится и проблемы постепенно разрешатся.

Всегда было интересно узнать где они, эти грамотные люди. И в каких количествах.

 Поверьте мне, и на данный момент достаточно в Таджикистане грамотных людей, способных вести "правильную" политику. Да, к тому же и не перевелись истинные патриоты... Есть еще ягоды в ягодицах и  порох в пороховницах!  Будем надеяться, что не всё потеряно! Главное искоренить коррупцию и строго придерживаться плана развития страны!

25.09.2012 14:31ответ на сообщение →Arian new (25.09.2012 13:52)
User Arian new (25.09.2012 13:52:12) wrote:
Путин прекрасно понимает что поворот Ташкента в сторону запада это опять таки временное явление, либо до смены власти в РУз либо до очередного косякаа Ташкента. Поэтому ожидать явно направленных против Ташкента проэктов не стоит. Как обычно наобещают золотых гор, даже может быть подпишут договор по Рогуну, лишь бы продлить присутствие 201й базы, а потом опять все свалять на Дерипасков и Чубайсов, типа они виноваты что ваш Рогун не достроен. но опять таки если верить планам Путина по Еврозэс, все может быть, но от первого варианта стоит подстраховаться. А по поводу присутствия РФ в Таджикистане я всеми руками за, поверьте это лучший вариант. А иллюзии по поводу полного суверенитета такой маленькой страны могут быть разве что у пятиклассника.

 Ориентироваться на Запад Узбекистану просто-напросто не позволят хотя бы по одной причине, что Америка уже очень близко подобралась к рубежам России. А  военная база РФ в Таджикистане однозначно будет присутствовать, ибо это исторически завелось, что рубеж между подконтрольными Россией территориями и территории которые под Западом - это Таджико-Афганская граница!

25.09.2012 14:23ответ на сообщение →Шамсилло (25.09.2012 14:21)
User Шамсилло (25.09.2012 14:21:02) wrote:
Таджикское правительство само не в состоянии что-либо правильно сделать, построить, вести переговоры и т.д. Поэтому, чтобы скрыть свою несостоятельность, свальвает все проблемы на Узбекистан. Пусть к власти придут грамотные люди, дипломаты и юристы, тогда и статус страны повысится и проблемы постепенно разрешатся.

Всегда было интересно узнать где они, эти грамотные люди. И в каких количествах.

Шамсилло
25.09.2012 14:21
Гость
IP:46.180.8.212
Таджикское правительство само не в состоянии что-либо правильно сделать, построить, вести переговоры и т.д. Поэтому, чтобы скрыть свою несостоятельность, свальвает все проблемы на Узбекистан. Пусть к власти придут грамотные люди, дипломаты и юристы, тогда и статус страны повысится и проблемы постепенно разрешатся.
25.09.2012 14:07ответ на сообщение →Перс (25.09.2012 13:54)
User Перс (25.09.2012 13:54:42) wrote:
   Мундукбойака я согласен с тобой но не во всем.  А как на счет американцев которые уже сблизились с узбеками и готовые остаться там на совсем. Я думаю, что у русских останется  один рычаг давление на узбеков, это контроль за водой. А что бы этот рычаг иметь, надо ГЭСы возводить. 

Их рычаг - угроза строительства этих ГЭС, а не сами ГЭС. Если они их построят их уже никто спрашивать не станет отключать воду или нет. Они окажутся в ситуации когда они вынуждены будут жестко дожимать узбеков. А им это не нужно совсем.

Перс
25.09.2012 13:54ответ на сообщение →Акаи Мундукбой (25.09.2012 12:40)
Гость
IP:217.11.191.121
   Мундукбойака я согласен с тобой но не во всем.  А как на счет американцев которые уже сблизились с узбеками и готовые остаться там на совсем. Я думаю, что у русских останется  один рычаг давление на узбеков, это контроль за водой. А что бы этот рычаг иметь, надо ГЭСы возводить. 
25.09.2012 13:52
Путин прекрасно понимает что поворот Ташкента в сторону запада это опять таки временное явление, либо до смены власти в РУз либо до очередного косякаа Ташкента. Поэтому ожидать явно направленных против Ташкента проэктов не стоит. Как обычно наобещают золотых гор, даже может быть подпишут договор по Рогуну, лишь бы продлить присутствие 201й базы, а потом опять все свалять на Дерипасков и Чубайсов, типа они виноваты что ваш Рогун не достроен. но опять таки если верить планам Путина по Еврозэс, все может быть, но от первого варианта стоит подстраховаться. А по поводу присутствия РФ в Таджикистане я всеми руками за, поверьте это лучший вариант. А иллюзии по поводу полного суверенитета такой маленькой страны могут быть разве что у пятиклассника.
25.09.2012 12:40ответ на сообщение →Дервиш (25.09.2012 12:28)
User Дервиш (25.09.2012 12:28:16) wrote:

Акаи Мундукбой куда пропал ждем твоих мудрых коментов во всяком случай не предвзятых в отличии от некоторых!!!!!!

Я думаю что РФ не пойдет на полную конфронтацию с Узбекистаном. Этому есть масса причин:

1. Узбекистан самое большое государство ЦА с самой мощной армией.

2. Через Узбекистан потенциально будут проходить газопровод из Туркмении и Ирана в Китай. Россия захочет контролировать этот путь. Ухудшая свои отношения с Узбекистаном Россия потеряет свое влияние в регионе. Тем более в таком важном вопросе как транзит энергоносителей в Китай.

Таджикистан самостоятельно НИКОГДА не построит Рогун. Более того, ситуация с Сангтудой-1 делает невозможными долгосрочные инвестиции в энергетику Таджикистана со стороны той же РФ. Россия это прекрасно понимает. В лучшем случае Таджикистан получит рамочное соглашение аля 2004 год и де-факто отсрочку для РФ по налаживанию отношений с Узбекистаном, связанную в том числе с возможным уходом Каримова и смену власти в Узбекистане.

Доведение до рабочего состояния с возможностью регулирования стока как Камабаратинской ГЭС так и Рогунской ГЭС займет не менее 5 лет. За это время либо Ишак умрет либо эмир сдохнет. Я не думаю что Россия всерьез возьмется за эти проекты. В лучшем случае спишут долги.

Дервиш
25.09.2012 12:28
Гость
IP:92.36.50.171

Акаи Мундукбой куда пропал ждем твоих мудрых коментов во всяком случай не предвзятых в отличии от некоторых!!!!!!

Дервиш
25.09.2012 12:25ответ на сообщение →saidumar (25.09.2012 11:54)
Гость
IP:92.36.50.171

В любом случай Таджикистану не стоит доверять ни кому и пора взрослеть мы хотим быть независимы не на бумаге а на деле вот и все вить и ежу ясно что всеми этими противостояниями РТ РУз-а монипулирует Россия для достижения своих целей в регионе и время от времени поттакает то одной стороне то другой! для того что бы этого не было надо Диверсифицировать все экономические рычаги давления первое вернуть всех трудовых мигрантов и второе найти пути поставки Иранского и Туркменского ГСМ и Газа и в первую очередь в рамках антимонопольного законодательства дать хороший пендаль Газпрому и тогда можно будет сказать что мы не зависимая страна и ведем независимую внешнюю политику а во всех других случаях всегда будут пренебрегат нашими правами так или иначе хотя нынешнее наше руководство никогда не способна осуществить все это!!!!!!!!!!!

saidumar
25.09.2012 11:54
Гость
IP:195.69.238.124
Свидетельством тому является сформулированная президентом В. Путиным позиция, суть которой сводится к тому, что если Узбекистан и Казахстан желают быть уверенными в безопасности для них намеченных к строительству гидроэнергетических объектов, то лучшим путём обретения этой уверенности для них было бы участие в реализации данных проектов. 

Уз. и Каз. пойдут на это, надо договариваться с ними, РТ ничего не теряет от того что Р. Уз.Каз. будут участвовать в строительстве того же Рогуна. Такой вариант, это 100% гарантия что Рогун быстрее построится. Сами надорвемся, если вообще сможем построит. Не забывайте, Рогун не строится до сих пор восстанавливается (пытаются) то что было достроено при СССР.


Обсуждение в Facebook:




Главные новости

06.1218:15Узбекистан отменяет визы для туристов из 27 стран
06.1215:55Афганистан проведет расследование связей талибов с Россией и Ираном
06.1215:50В Душанбе вынесен приговор троим мужчинам, убившим и расчленившим женщину
06.1215:479 лет тюрьмы за неудачный "киднеппинг"


Самое обсуждаемое

05.1211:34Таджикистан перейдет на 12-летнее образование в 2020 году(4)
06.1209:18Эмомали Рахмон обратится с посланием парламенту Таджикистана до нового года(1)
05.1219:14Путин озадачил правительство законом об адаптации мигрантов(1)
05.1211:31Китайская энергетическая строительная корпорация заинтересована в сотрудничестве с Таджикистаном(1)



(C) 2001-2016 TopTJ.com

TopTJ.com - Новости Таджикистана
00:00:00