Авторизация
 
 
Регистрация на сайте
Восстановление пароля


Новостные каналы


Skip Navigation LinksTopTJ.com  →  Новости Таджикистана  → 

Главные новости, Лента новостей, Общество

28.01.201315:48
Источник изображения: news.tj

Таджикистан: Переход с кириллицы на арабскую вязь неизбежен

Переход таджикского алфавита с кириллицы на арабскую вязь рано или поздно произойдет, заявил сегодня на пресс-конференции заведующий сектором лингвистической экспертизы Комитета по языку и терминологии при правительстве РТ Мухаммад Муродов.

В интервью «АП», разъясняя свое заявление, он подчеркнул, что кириллицей невозможно полностью и правильно передать особенности таджикского языка. «Вот почему годами идут дискуссии по поводу правил правописания и даже несколько раз были введены изменения в грамматику таджикского языка», - отметил Муродов.

Он сказал, что переход обязателен, но возможен только в случае увеличения часов изучения арабской вязи в общеобразовательных школах и вузах. «Постепенно изучение вязи должно превышать часы изучения родного языка на кириллице. Таким образом, переход станет легче и даже произойдет автоматически», - пояснил Муродов.

В противном случае, считает он, большинство из произведений, написанных классиками таджикско-персидской литературы, останутся неизученными и не понятными для простого народа, а вопрос правописания будет одним из вечных вопросов.

Однако министр образования Таджикистана Нуриддин Саидов 7 января в ходе пресс-конференции заявил, что он является противником перехода таджикского алфавита с кириллицы на арабскую вязь. Министр объяснил свое заявление тем, что переход на данный момент означает возвращение в прошлое.

«Я считаю, что прошлое надо помнить, изучать и уважать, но не надо возвращаться к нему. Идти нужно только вперед. А сегодня «идти вперед» означает, что нужно знать и писать на том языке, который является языком 21 века – язык информации, техники и технологии», - разъяснил министр. Он также подчеркнул, что любит свой язык, свою культуру, тем не менее, смотрит сегодня на «вещи» реалистичным взглядом.

В связи с этим он отметил, что изучение арабской вязи в школах страны находится не на очень хорошем уровне, но все же преподается. «Я сторонник изучения алфавита предков, потому что не знание своего прошлого и своей культуры превращает человека в манкурта. Но я все же против перехода с кириллицы на арабскую вязь», - сказал Саидов.

 

Источник: ИА "Азия Плюс"
Автор: Махпора Киромова
0.0
- всего оценок (0)
- ваша оценка


Новый комментарий
Автор Сообщение
оооо
30.01.2013 11:16ответ на сообщение →Олеґ-Святослав (29.01.2013 22:21)
Гость
IP:95.110.69.67
User Олеґ-Святослав (29.01.2013 22:21:24) wrote:

Я не писал что "арабская вязь лучше подходит". Я предлагал деванагари. Вот образец текста на Hindi, знаками деванагари: वेद दिव्य ज्ञान का खजाना है. [Vēda divya jñāna kā khajānā hai.]- Веды являются сокровищницей Божественных Знаний.

Согласен, что с гласными - лучше. Считаю деванагари нужно изучать в школах и хорошо бы перевести письменность арийских народов на деванагари. Да, в нынешних реалиях это больше похоже на фантастику. Но только Всевышний знает, что будет через несколько лет или десятков лет. Может быть Люди осознает важность изучения Ведических Знаний). Зная деванагари мы сможем приобщиться к литературе Ведической традиции - богатейшей и древнейшей Сокровищнице Культуры и Знаний.

       Понял! Спасибо что ответили, и на 100% согласен по приобщению к Ведической литературе.

29.01.2013 22:21

Я не писал что "арабская вязь лучше подходит". Я предлагал деванагари. Вот образец текста на Hindi, знаками деванагари: वेद दिव्य ज्ञान का खजाना है. [Vēda divya jñāna kā khajānā hai.]- Веды являются сокровищницей Божественных Знаний.

Согласен, что с гласными - лучше. Считаю деванагари нужно изучать в школах и хорошо бы перевести письменность арийских народов на деванагари. Да, в нынешних реалиях это больше похоже на фантастику. Но только Всевышний знает, что будет через несколько лет или десятков лет. Может быть Люди осознает важность изучения Ведических Знаний). Зная деванагари мы сможем приобщиться к литературе Ведической традиции - богатейшей и древнейшей Сокровищнице Культуры и Знаний.

оооо
29.01.2013 20:03ответ на сообщение →Олеґ-Святослав (29.01.2013 17:59)
Гость
IP:37.122.3.41
User Олеґ-Святослав (29.01.2013 17:59:02) wrote:
Кириллица целиком включает греческий алфавит (24 буквы), но некоторые сугубо греческие буквы (кси, пси, фита, ижица) стоят не на своём исходном месте, а вынесены в конец. К ним были добавлены 19 букв для обозначения звуков, специфических для славянского языка и отсутствующих в греческом. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%E8%F0%E8%EB%EB%E8...

Для народа, говорящего на персидском языке, исповедующего Ислам, азбука основанная на греческом алфавите и приспособленная к византийско-христианскому мировоззрению наверное таки не очень подходяща.

ॐ Ом Тат Сат

Повторение этой формулы – Ом Тат Сат – создает возвышенное отношение к любой деятельности. Подразумевается, что Сат («То, что есть») – это одновременно и средства, и цель: и Божество, и путь к Его достижению.

http://yoga.zdrava.ee/index.php?option=com_content...

       А если отталкиваться не от религии , а от самого языка ведь персидский относится к индо- европейской языковой группе, но не все эти народы исповедуют ислам, а как раз большинство христиане,  почему вы считаете что арабская вязь нам лучше подходит, там только согласные буквы , а гласные отмечаются только значками и то только в коране, я всё -таки считаю что для передачи красоты языка нужны обязательно гласные буквы.

piupiu
29.01.2013 18:38ответ на сообщение →Олеґ-Святослав (29.01.2013 15:42)
Гость
IP:94.203.211.190
User Олеґ-Святослав (29.01.2013 15:42:44) wrote:

Использование английского в Бхарате - наследие колониального прошлого. Пока англоязычные страны много значат в мире - он будет использоваться. Но господство торгашеской деградирующей "цивилизации" Запада идёт к своему логическому завершению.

Почему Ведические Знания вызывают у Вас ассоциацию с дикостью, звериными шкурами?

Ведическая Цивилизация была высокоразвита и духовно, и морально и материально. Она превосходила теперешнюю по всем параметрам. Вот видео http://www.youtube.com/watch?v=OeYP3M4oTAc будьте любезны ознакомьтесь.

  помотрели ваше видео, смесь фактов и бреда. этому некоторые простаки легко водятся, принимая все видео как правду.

29.01.2013 17:59
Кириллица целиком включает греческий алфавит (24 буквы), но некоторые сугубо греческие буквы (кси, пси, фита, ижица) стоят не на своём исходном месте, а вынесены в конец. К ним были добавлены 19 букв для обозначения звуков, специфических для славянского языка и отсутствующих в греческом. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%E8%F0%E8%EB%EB%E8...

Для народа, говорящего на персидском языке, исповедующего Ислам, азбука основанная на греческом алфавите и приспособленная к византийско-христианскому мировоззрению наверное таки не очень подходяща.

ॐ Ом Тат Сат

Повторение этой формулы – Ом Тат Сат – создает возвышенное отношение к любой деятельности. Подразумевается, что Сат («То, что есть») – это одновременно и средства, и цель: и Божество, и путь к Его достижению.

http://yoga.zdrava.ee/index.php?option=com_content...

29.01.2013 17:03

  "кириллица оказалась довольно поздней редакцией имевшегося у славян письма, которое именно потому и было неудобно для Византии, что представляло собой с одной стороны, письмо языческое, а с другой — не передавало тонкостей письма православного. Следовательно, Кирилл создал письмо христианское, убавив, насколько возможно, негреческие (лунные, несвятые, сопряженные с язычеством) знаки. Однако, как следует из дальнейшего поведения немецких епископов Зальцбурга, даже такое незначительное добавление языческих элементов азбуки было равновильно вызову, почему епископы и возмутились. Но именно это возмущение и показывает, что подлинная славянская азбука вообще никогда не была бы одобрена Византией и Римом, и что принять ее целиком и без мистического обоснования числа букв славянской и греческой части для христианства было просто невозможно. А это значит, что докирилловская азбука не просто существовала у славян в каком-то слабо структурированном виде, но вообще была существенным элементом их культуры.

  Тем самым не должно возникнуть впечатления, что я негативно отношусь к деятельности Кирилла как славянского просветителя. Вовсе нет. Кирилл действительно явился редактором существующей азбуки, чемлегализовал славянскую письменность в глазах византийской церкви, он переводил священные книги на славянский язык, он распространял церковный вариант письменности среди своих славянских последователей, и в этом качестве он вполне достоин уважения. Отрицается мной лишь один момент: изобртение им азбуки. Азбуку онне изобрел (даже в том ограниченном смысле, в каком можносчитать изобретением добавление 14 букв к уже существующим 24), априспособил для переводов с греческого языка, и именно в этом смысле его можно считать великим славянским просветителем.

  Но в чем заключалась его деятельность более подробно, можно узнать, ознакомившись с сочинением черноризца Храбра." http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/005a/02110025....

29.01.2013 16:59

Кирилица не из рун создана, а представляет собой видоизменение греческого алфавита.

"Древние славяне пользовались двумя коренным образом различными (графически и нумерич-но) алфавитами. Как бы ни старались заумничать, стремясь нас убедить в близости графики этих алфавитов (см., напр., Селищев, 1-й том, стр. 47), даже намеренно подобранные буквы для сравнения убеждают нас в одном: графически это совершенно различные системы.

Наоборот, все согласны, что сходство греческих букв и кириллицы настолько велико, что развернувшему и читающему славянский кириллический манускрипт кажется, будто перед ним греческий текст. Поэтому неудивительно, что кириллицу назвали "греческим письмом".

Однако глаголица веками старше кириллицы и совершеннее ее фонетически. Глаголицу составлял, несомненно, славянин и человек глубоко образованный, ибо глаголица отражает и древнееврейский алфавит. Отсюда главный вывод: культура славян, достигшая уже стадии письменности, существовала по крайней мере на 500 лет раньше Кирилла. Развитие этой письменности происходило в разных местах славянского мира и шло неодинаковыми путями. Особенно успешно развивались самостоятельные варианты, бравшие за основу графику греческого письма. На долю Кирилла пало лишь возглавить и окончательно оформить то, что было во всеобщем употреблении, но не имело правил и известного канона. Кирилл дал не только это, но и основу церковной письменности, создав ее своими руками." http://clarino2.narod.ru/reg19.htm

оооо
29.01.2013 16:48ответ на сообщение →Олеґ-Святослав (29.01.2013 15:42)
Гость
IP:37.122.3.41
User Олеґ-Святослав (29.01.2013 15:42:44) wrote:

Использование английского в Бхарате - наследие колониального прошлого. Пока англоязычные страны много значат в мире - он будет использоваться. Но господство торгашеской деградирующей "цивилизации" Запада идёт к своему логическому завершению.

Почему Ведические Знания вызывают у Вас ассоциацию с дикостью, звериными шкурами?

Ведическая Цивилизация была высокоразвита и духовно, и морально и материально. Она превосходила теперешнюю по всем параметрам. Вот видео http://www.youtube.com/watch?v=OeYP3M4oTAc будьте любезны ознакомьтесь.

  Вы правы , мы читаем библию и коран в которых история еврейского народа , но не читаем словяно-арийские руны частью которой является АВЕСТА где история нашего народа , и с этой точки зрения нашему народу больше подходит кирилица , потому что Кирил и Мифодий содрали её именно из рунической письменности,

29.01.2013 16:33ответ на сообщение →Олеґ-Святослав (29.01.2013 15:42)
User Олеґ-Святослав (29.01.2013 15:42:44) wrote:

Использование английского в Бхарате - наследие колониального прошлого. Пока англоязычные страны много значат в мире - он будет использоваться. Но господство торгашеской деградирующей "цивилизации" Запада идёт к своему логическому завершению.

Почему Ведические Знания вызывают у Вас ассоциацию с дикостью, звериными шкурами?

Ведическая Цивилизация была высокоразвита и духовно, и морально и материально. Она превосходила теперешнюю по всем параметрам. Вот видео http://www.youtube.com/watch?v=OeYP3M4oTAc будьте любезны ознакомьтесь.



Я посмотрел ваш фильм. Опуская сомнительную научную ценность представленной информации, он абсолютно не снимает поставленных мною вопросов, в частности об утилитарной ценности возрождения ведических знаний и культуры.

29.01.2013 15:42

Использование английского в Бхарате - наследие колониального прошлого. Пока англоязычные страны много значат в мире - он будет использоваться. Но господство торгашеской деградирующей "цивилизации" Запада идёт к своему логическому завершению.

Почему Ведические Знания вызывают у Вас ассоциацию с дикостью, звериными шкурами?

Ведическая Цивилизация была высокоразвита и духовно, и морально и материально. Она превосходила теперешнюю по всем параметрам. Вот видео http://www.youtube.com/watch?v=OeYP3M4oTAc будьте любезны ознакомьтесь.



29.01.2013 15:28ответ на сообщение →Олеґ із Харкова (29.01.2013 15:19)
User Олеґ із Харкова (29.01.2013 15:19:11) wrote:

Индия разве зашифрована?

Кому интересна культура и мудрость народа - изучит. А кому не интересна - не станет изучать даже если предложишь ему безплатные учебники на его родном языке.

Я руководствовался тем, что Арийская Империя пользовалась деванагари, то есть именно это самая древняя и изначальная азбука арийских народов.

Во всяком случае сейчас наиболее важно сохранить (или если утеряны - возродить) древние арийские обычаи, Ведическое Знание, ибо деградирующая псевдоцивилизация неуклонно идёт к своей закономерной погибели.

Зачем преимущественно неарийцам (в Таджикистане r1a у менее чем 40% населения, который считает себя таджиками, не говоря уже о внешних неарийских признаках) возрождать некие древние арийские знания в 21 веке? Какой от этого утилитарный эффект? Что простые люди с этого поимеют материального (да и духовного тоже)? Может нам еще в шкуры зверей переодеться для полного соответствия своим древним предкам?

П.С.: В Индии английский язык является государственным наряду с традиционными языками и активно вытесняет их.

Олеґ із Харкова
29.01.2013 15:19
Гость
IP:109.86.175.160

Индия разве зашифрована?

Кому интересна культура и мудрость народа - изучит. А кому не интересна - не станет изучать даже если предложишь ему безплатные учебники на его родном языке.

Я руководствовался тем, что Арийская Империя пользовалась деванагари, то есть именно это самая древняя и изначальная азбука арийских народов.

Во всяком случае сейчас наиболее важно сохранить (или если утеряны - возродить) древние арийские обычаи, Ведическое Знание, ибо деградирующая псевдоцивилизация неуклонно идёт к своей закономерной погибели.

29.01.2013 15:08ответ на сообщение →Олеґ-Святослав Бойко (29.01.2013 14:58)
User Олеґ-Святослав Бойко (29.01.2013 14:58:48) wrote:

На деванаґарі перейти було б більш природно для арійського народу. Але політики і прихильники Західної деґрадантської "цивілізації" швидше за все не погодяться. принаймні в найближчі роки.

На деванагари перейти было бы более естественно для арийского народа. Но политики и сторонники Западной деградантской "цивилизации" скорее всего не согласятся. по крайней мере в ближайшие годы.

در دوناگری دسترسی خواهد بود طبیعی تر برای مردم آریایی است.اما سیاستمداران و حامیان منحط غربی "تمدن" به احتمال زیاد موافق نیست. حداقل در سال های آینده است.

Это чтобы окончательно зашифроваться от остального мира?

Олеґ-Святослав Бойко
29.01.2013 14:58
Гость
IP:109.86.175.160

На деванаґарі перейти було б більш природно для арійського народу. Але політики і прихильники Західної деґрадантської "цивілізації" швидше за все не погодяться. принаймні в найближчі роки.

На деванагари перейти было бы более естественно для арийского народа. Но политики и сторонники Западной деградантской "цивилизации" скорее всего не согласятся. по крайней мере в ближайшие годы.

در دوناگری دسترسی خواهد بود طبیعی تر برای مردم آریایی است.اما سیاستمداران و حامیان منحط غربی "تمدن" به احتمال زیاد موافق نیست. حداقل در سال های آینده است.

29.01.2013 14:06

аз синфи 1-ум дар мактаб ёд додан даркор....лотини,кирили ва форси,бо хуб мешуд китайскиям кудакоро ёд медодан

Шакир
29.01.2013 13:31ответ на сообщение →Phantom (29.01.2013 13:01)
Гость
IP:93.191.17.62
User Phantom (29.01.2013 13:01:11) wrote:

На латиницу не перейдём, так как на латинице уже узбеки пишут... 

 А может на китайские иэроглифи перейти? Смотри как красиво  и каждый 6-ой пишет в планете пишут так - 长期生活在中国!

оооо
29.01.2013 13:29
Гость
IP:37.122.3.41
  Господа а давайте на японский перейдём они впереди планеты все!!!  Причём тут вязь , если кто хочет знать свою культуру он прочитает произведения классков на русском или на английском которые давно переведены , Имам Порохова перевела коран с английского  и стала Имамом так, что кто хочет учится  и получить знания необходимо владеть несколькими языками. Необходимо повышать уровень жизни , систему образования развивать.
29.01.2013 13:01

На латиницу не перейдём, так как на латинице уже узбеки пишут... 

Шакир
29.01.2013 12:17ответ на сообщение →Диловар Душанбинец (29.01.2013 09:54)
Гость
IP:93.191.17.62

Что это меняет если писать raznimi bukvami?

29.01.2013 12:11
  Никакого перехода на арабскую вязь точно не будет возможно лишь на латиницу, Кириллицу вообще то ввел С Айни  чтоб основная масса народа была грамотней и было учить легче. Или при арабской вязи народ был поголовно грамотен? Нет
 
1
 
 
 

Обсуждение в Facebook:




Главные новости

08.1218:30Ностальгия по СССР. Таджикистанцы тоскуют по "потерянному раю"
08.1217:44Интересные факты о Таджикистане
08.1216:25“Мамочка, я очень-очень люблю тебя!”
08.1215:43Таджикская принцесса оправдалась за свадебное платье в 40 миллионов рублей
08.1215:15Президент Узбекистана предложил сделать должность глав администраций выборной


Самое обсуждаемое

07.1207:59Власти Таджикистана планируют в два раза сократить уровень бедности(6)
05.1211:34Таджикистан перейдет на 12-летнее образование в 2020 году(6)
07.1215:18Первый визит в качестве президента Шавкат Мирзиёев совершит в Россию(2)
08.1215:2825 лет без СССР(1)
07.1216:01Как Душанбе сделать туристической столицей? Голосуйте!(1)
08.1214:51В министерстве культуры обсужден вопрос о переносе памятника Абуали Сино(1)



(C) 2001-2016 TopTJ.com

TopTJ.com - Новости Таджикистана
00:00:00