Авторизация
 
 
Регистрация на сайте
Восстановление пароля


Новостные каналы


Skip Navigation LinksTopTJ.com  →  Новости Таджикистана  → 

Лента новостей, Комментарии

03.01.201313:35
Источник изображения: news.tj

Об одном из тех, кто сотворил «сталинабадское чудо»

Чем дорог этот оператор для нас – таджиков, таджикистанцев? А тем, что он является оператором-постановщиком ныне ставшего культовым филь­ма «Судьба поэта» – кинопроизведения, посвященного одному из этапных периодов исто­рии таджикского народа – эпохе Саманидов, эпохи Рудаки. Его зовут Николай Владимирович ОЛОНОВСКИЙ. 27 декабря ушедшего года ему исполнилось 90 лет.

ПОЯВЛЕНИЕ самой идеи создания такого фильма, как «Судьба поэта», имело социокультурный контекст. Дело в том, что конец 50-х – начало 60-х гг. – это новый этап формирования идентичности таджиков в составе СССР. В этот период таджикская художественная интеллигенция была более всего занята проблемами национального самосознания. И в контексте этого она искала источники в духовном наследии прошлого.

Задача эта была не из легких. Тогдашние лидеры советской идеологии очень ревностно относились к проблеме национального, разделяли национальную культуру на эксплуата­тор­скую и демократическую. И с подачи местных пролеткультов­цев (в 30-х гг.) Рудаки, Фирдоуси, Саади, Хафиз и другие выдающиеся личности рассматривались как представители эксплуататорской культуры, и их надо было «выбросить за борт корабля истории». Но С.Айни, А.Лахути, Б. Гафуров и другие представители таджикской интеллигенции, рискуя карьерой и свободой, даже жизнью, отстояли право народа на освоение своего духовного наследия.

Приехавший по приглашению Б. Кимягарова Николай Олоновский, разумеется, не так глубоко был осведомлен об этой духовной тенденции таджиков, как его коллега. Но его заслуга в другом. Он пытался помочь своими профессиональными знаниями и способностями Кимягарову, который наряду с элитой таджикской интеллигенции пытался художественно переосмыслить историю таджиков, показать миру ее истинное прогрессив­ное, гуманистическое, лицо.

Главная тема фильма «Судьба поэта» – власть и поэт. Суть всей фило­софии фильма заключалась в том, что если власть является образо­ванной, мудрой, справедливой, то в этом государстве могут появиться такие великие поэты, как Рудаки. Если же власть невежественна, то поэты и интеллектуалы исчезают, государство сереет, гаснет очаг культуры и прогресса.

Олоновский как оператор способствовал осмыслению именно этой кон­цеп­ции. И это при том, что техника была несовершенная: тяжелая, громоз­д­кая кинокамера, которую обслуживали два-три человека, тяжелая осветитель­ная аппаратура, операторский кран, рельсы и тележка… Всем этим надо было пользоваться так, чтобы в итоге создать такой изобразительный ряд, который позволял бы без дополнительных комментариев, без слов, как в музыке, увидеть все величие и значимость эпохи Саманидов, величие Рудаки.

Были у Олоновского и некоторые другие сложности. У молодого опера­тора не было опыта съемок фильма подобного историко-биографического жанра. Другая сложность заключалась в том, что Б.Кимягаров симпатизировал мительмановской модели постановки пьесы С.Улугзаде. (Государственный академический драматический таджикский театр им. А.Лахути в те самые годы поставил спектакль «Рудаки» по пьесе С.Улугзаде. Постановщиком этого спектакля был Ефим Исаевич Мительман.) Вероятно, Кимягаров неоднократно видел эту сценическую постановку и, очевидно, был пленен ею. Но, так ли это или нет, фактом является то, что фильм создавался по сценарию Улугзаде, который мало чем отличался от того, что было поставлено на сцене театра.

Наряду с этим режиссер пригласил почти всех актеров, участвовавших в этом спектакле. Помимо прочего, художники-постановщики фильма: И.Шпинель, Д.Ильябаев, К.Ефимов - построили большое количество декораций, воссоздающих фактуру эпохи Рудаки.

Дополнительно к этому была изготовлена большая партия костюмов, грима, способствующих созданию образа истории Х века. Все это в совокупности располагало к «театральности», диктовало создание фильма-спектакля.

Впоследствии практически так и вышло. Фильм больше напоминает замкнутое в пространстве представление. Много павильонных сцен. Натурных съемок весьма мало. Таким образом, Кимягаров, который был во власти театральной постановки, вовсе не стремился в киноверсии уйти далеко от театральной модели. Однако это нисколько не означает, что «театральность» фильма снизила его художественные достоинства. Именно органичное сочетание и чередование «театральных» сцен с натурными мизансценами создало удивительно цельную, органично сплетенную линию повествования, что в целом создало общее впечатлении о произведении как о продукте кино, а не театра. Неслучайно эта работа впоследствии получила главный приз – «Золотого орла» на Каирском МКФ стран Азии и Африки (1960г.) и была названа «сталинабадским чудом».

И в этом немалая заслуга Олоновского. Очень точно подметил роль оператора в аспекте его слаженной работы с режиссером, художниками, актерами, с композитором известный киновед А.Ахроров: «Авторы фильма создали ряд незабываемых сцен, раскрывающих поэтическую силу Рудаки…» Одна из них – сцена, где рассказывается о затянувшемся отдыхе шаха Насра в Герате. Свита шаха, особенно визирь Балъами, соскучилась по дому, по Бухаре. Рудаки также жаждет возвращения, скучает по возлюбленной. Но никто не осмеливается сказать шаху о возвращении. И тогда мудрый Балъами подсказывает Рудаки идею написать песню о Бухаре, да написать и исполнить её так, чтобы царь возжелал немедленно возвратиться в свою столицу.

И вот сцена исполнения этой заражающей песни: звучит сначала речитатив: «Бўи љўи Мўлиён ояд њаме, Ёди ёри мењрубон ояд њаме» («Чары яр моей желанной к нам доходят… Ветер, вея от Мульяна, к нам доходит…»). Затем звучит марш композитора А. Бабаева. Свита вся подпевает Рудаки, который проникновенно и торжественно, полный лиризма и патетики, поёт:

… Что нам брод Аму шершавый? Нам такой,

Как дорожка златотканая, подходит.

Смело в воду! Белоснежным скакунам

По колена пена пьяная доходит.

Радуйся и возликуй, о Бухара:

Шах к тебе, венчанная, приходит…

Он как месяц! Ты как синий небосвод!

Ясный месяц в небо ранее восходит…

Рудаки виртуозно поёт свою песню. Публика, очарованная, продолжает подпевать ему. И киновед Ахроров, восхищаясь этой сценой, пишет: «И вдруг – о, сила поэзии! – Наср встает, вскакивает на коня и мчится, заразившись желанием скорее увидеть Бухару».

И мы видим далее, как вся свита и войско, сопровождавшее шаха, вместе с ним проходят брод реки. Звучит хор, будто поют песню-марш уже воины. Ночью при факелах конники переходят вброд реку, которая в огненных бликах кажется «дорожкой златотканой». И оператор вместе с режиссером и композитором нашли нужный ритм и эквивалент к выше приведенным строкам поэта.

«Все это, – пишет Ахроров, – снято оператором Н.Олоновским панорамой, в мизансцене, где воины составляют несколько кругов, на переднем плане – кони, седла, ноги всадников, а на дальнем – следующая приближающаяся к реке группа. Графически дугообразное построение кадра подсказано эмоциональной силой стихов…» В конечном счете, как справедливо отмечает А.Ахроров, все это является «плодом творческого прочтения поэзии Рудаки» (Ахроров. Таджикское кино (1929–1969 гг.). – Душанбе: Дониш, 1971г.). Эта сцена наиболее ярко свидетельствует о работе великолепного кинооператора.

Поэтому, отмечая сегодня юбилей этого блистательного кинооператора, мы, таджикистанцы, с особой благодарностью обращаемся к Николаю Владимировичу с пожеланиями здоровья и огромной признательности за неоценимый вклад в историю нашей культуры.

ДОСЬЕ «АП»:

Николай Олоновский в 1952 году окончил операторский факультет Всесоюзного (ныне Всероссийского) госу­дар­ст­венного института кинематографии (ВГИК).

Как оператор-постановщик снимал такие известные фильмы, как: «Анюта» (1962), «Ночь без милосер­дия» (1962), «Живые и мертвые» (1964), «Свет далекой звезды» (1965), «По тонкому льду» (1966), «Возмездие» (1969), «Молодые» (1971). А также: «О, спорт, ты – мир» (1981), «Частная жизнь» (1982), «Время желаний» (1984) и другие киноленты.

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1974), лауреат Государственной премии СССР (1962), Государственной премии РСФСР (1966).

Источник: ИА "Азия Плюс"
Автор: культуролог,Садулло РАХИМОВ,доктор философских наук
0.0
- всего оценок (0)
- ваша оценка


Новый комментарий
Автор Сообщение
Данную новость еще не обсуждали

Обсуждение в Facebook:




Главные новости

08.1206:58Спецоперация по освобождению заложника в Турсунзаде. Трое задержаны, один уничтожен
08.1206:33Москвы vs Душанбе: 10 отличий
08.1206:15За «неправильную» молитву в мечети жителя Таджикистана приговорили к трем годам тюрьмы
07.1219:56Дилфуза - гроза чиновников вышла на свободу
07.1218:18Похитители требовали за освобождение подростка 100 тысяч долларов


Самое обсуждаемое

05.1211:34Таджикистан перейдет на 12-летнее образование в 2020 году(6)
07.1207:59Власти Таджикистана планируют в два раза сократить уровень бедности(5)
07.1215:18Первый визит в качестве президента Шавкат Мирзиёев совершит в Россию(1)
07.1216:01Как Душанбе сделать туристической столицей? Голосуйте!(1)



(C) 2001-2016 TopTJ.com

TopTJ.com - Новости Таджикистана
00:00:00.0156242