Авторизация
 
 
Регистрация на сайте
Восстановление пароля


Новостные каналы


Skip Navigation LinksTopTJ.com  →  Новости Таджикистана  → 

Главные новости, Лента новостей, Общество

24.11.201314:29
Источник изображения: news.tj

Кто она, таджикская интеллигенция?

Этот вопрос обсуждался в минувшую пятницу во время очередной встречи «Диалога цивилизаций». О роли интеллигенции говорили в частности и через политическую призму…

На мероприятии в частности выступили известный поэт Тимур Зульфикаров, режиссер-драматург Барзу Абдуразаков и доктор филологических наук, профессор Абдунаби Сатторзода.

Говоря о том, в чем заключается проблема таджикской интеллигенции, Т.Зульфикаров высказал мнение, что эта проблема взаимосвязана не только с внутренней проблематикой, но и внешней, что на все процессы, в частности, на интеллигенцию влияет то, что происходит во всем мире.

Режиссер Барзу Абдуразоков же считает, что вся проблема заключается в нас же. По его словам, если взять хотя бы драматургию, то, как минимум, она отстает от всего мира в развитии на 50 лет, все в нашей стране находиться в состоянии застоя.

- Не хотел говорить об этом сегодня, но скажу. Позавчера мне позвонил министр культуры Киргизии и  предложил руководить кафедрой в Академии и двумя театрами  -  Русским драматическим театром им. Айтматова и академическим театром Абдуманонова. Я сказал, что подумаю. Весы, конечно, перевешивают в ту сторону, потому что я многие годы не могу получить здесь работу, кругом все закрыто. С этим сталкиваются и многие другие. Это боль, - говорит Б.Абдуразаков.

По его словам проблема таджикской интеллигенции не в «поганых американцах», «шпионских делах Узбекистана» или же в ком-то другом, никто не виноват, что мы находимся на низком уровне.

- В прошлом году я хотел поставить «Мунозиру»  Абдурауфи Фитрат (А.Фитрат, узбекский поэт, писатель, драматург, журналист, учёный и общественный деятель культуры прошлого века, - прим. редакции), но мне сказали, что я лью воду на мельницу панктуркизма. Какая чушь?! В Коране есть сура «Пчела». Очень полезная сура. Уная нация это та, которая будет жить  как пчела, которая вылетает из своего улья, набирает нектар в других местах, а потом прилетает обратно в улье и делает из этого нектара мед. Она никогда не будет брезговать и говорить это мое, а это неверного, ибо это признак деградации. Япония, создала автомобиль Хондай на основе старых американских автомобилей, хотя к тому времени бомбы были уже брошены на Херасиму и Нагасаки. Но не смотря на это, они не побрезговали, потому что нации учится, перерабатывает и отдает в люди. Умная нация всегда берет все с мира и переносит это на свою почву, - говорит Б.Абдуразаков. 

По его словам проблема также в том, что нация перестала рефлексировать свою историю.

- В Бишкеке есть памятник возведенный жертвам репрессий 37-го года. Мы в своей истории тоже потеряли многих своих, и до революции 1917 года, и во время этой революции, и после, когда проводились репрессии, и во время войны отечественной, и после этой войны.  Но вы видите где-нибудь отражение этих событий? Мы только что потеряли 150 тысяч человек. 150 тысяч человек, господа! 27 июня отмечаем День примирения, проводим парады, бегаем по стадиону, машем флажками, но вы хоть раз слышали бы была минута молчания в память об этих жертвах, чтобы весь стадион, вся страна встала, как в Израиле в день холокоста? Господа, вы это видите? Я нет. Вы видите рефлексию этой нации - вашей нации, моей нации? О какой драматургии  может быть речь, когда мы так забывчивы? Когда представитель интеллигенции в газете «тыкает» мне (о критической статье в адрес Б.Абдуразакова в газете «Джумхурият», - прим. ред.), указывая  этом читать Фирдоуси, читать историю,  но при этом он не приводит мне ни один современный литературный документ, где описывалась бы трагедия моей страны. Я как-то сказал, что гением нации будет тот, кто покажет, как на самом деле сегодня живет таджик, о чем он думает, кто он есть, какой он есть. Ни полу-узбек, ни полу-русский, ни полу-что-то, ни полу полу. Покажи мне его, чтобы я заплакал. Покажи мне его, чтобы я изрыдался, читая этот роман или повесть. Покажи его мне так, чтобы я три дня не пришел в себя... Нет этого. А это можем мы, интеллигенты, рефлексирующие, понимающие, творящие невзирая ни на что можем сделать…Где та интеллигенция, режиссер или драматург, который бежит с папкой под мышкой и говорит: «Дайте мне сцену, и я переверну весь мир»? Нет. Господа, мы живем в скучное время. Не в переходное, а скучное время, где всех нас окружают люди совершенно не любопытные, ни к собственной нации, ни к богу, ни к миру, ни к чему. Я уверен, что зайдешь в Союз писателей, там сто кабинетов, зайдешь в эти 100 кабинетах кроме чаепития, и лак-лак (болтовни) ничего не увидишь. В любом театре  за кулисами, как в репетиционном зале, поэтому я никуда больше не хожу, - говорит Б.Абдуразаков.

Профессор А.Сатторзода, в свою очередь привел свое видение того, каким должен быть интеллигент. По его словам грамотность, наличие диплома, одежда, галстук, работа в государственных учреждениях, не являются основным критерием для интеллигента. По его словам, истинным интеллигентом можно считать того, кто думает и работает в интересах нации. Это человек имеющий честь и достоинство, и который не позволит себе быть «нечестным, бессовестным, бесчеловечным, самолюбом, без принципа, двуличным, трусливым, лживым, приспособленцем, подхалимом, льстецом, конъюнктурщиком, стремиться к выгоде, невежественным, необразованным, некультурным и тот, кто страдает местничеством».   

По его словам, за последние два века к тем, кто заслужил быть названым таджикским интеллигентом относится Садриддин Айни, Абдулкодир Мухиддинов, Шириншо Шотемур, Чинор Эмомов, Нусратулло Махсум, Нисормухаммади Афгон, хотя и был афганцем, Абос Алии Эрон ул аср, Бободжон Гаффуров, мирзо Турсунзода, Сотим Улугзода, Абдусалом дехоти, Мухамадчон Шакурии Бухорои, Лоик, Махмуджон Вохидов, Ато мухаммаджонов, Фаррух Косимов, Тохир Абдуджаббор. При этом профессор считает, что в сегодняшнем таджикском обществе тоже есть отдельные люди, которых можно причислить к интеллигенции.

Профессор Сатторзода также отметил, что сегодня в таджикском обществе интеллигенция не сформирована, как отдельная группа.

- Ни в прошлом, ни сегодня интеллигенция не определилась как отдельная группа, или слой. Она всегда проявлялась и проявляется в лице отдельных личностей.  В этом и причина, что они единичны. Если бы существовала группа, то многие проблемы не прошли бы мимо, не смогли бы их игнорировать, закрывали глаза. Формирование отдельного слоя в свою очередь  не получается потому, что в нашем обществе до сих пор не сформирована линия создания единой нации и национального самосознания. А этого добиться без государственной программы невозможно. Этот вопрос должен рассматриваться на уровне государства, - считает А.Сатторзода.  

Известный журналист Умед Бабаханов высказал мнение, что интеллигент в первую очередь должен иметь нравственные принципы. 

- Мы можем отнести к интеллигенции и  госслужащих. В беседе с некоторыми должностными лицами я задавал им вопрос: в каком случае вы готовы уйти в отставку? Их этот вопрос удивлял. Мол, почему я должен уходить в отставку? Говорили, что их назначал президент, поэтому когда он решит их снять, тогда они уйдут. Признаться, я ожидал услышать другое, что они уйдут в отставку, если в их работе будет большой недостаток,  или же ими, пусть невольно, был нарушен закон. Но такого они не допускали.  То есть здесь мы видим отсутствие нравственных принципов. Они отсутствуют и в целом в обществе. Например, в  прошлом году в Грузии достоянием общественности стала запись из тюрьмы, на которой заключенный подвергся пыткам. Сотни представителей интеллигенции из-за этого вышли на митинг. Они собрались у президентского дворца в знак протеста. Президент вышел к ним, извинился, а все руководители ответственных структур были сняты с должности. У нас же газеты о таких случаях пишут постоянно,  но никто, кроме родных жертв не говорит об этом. Интеллигенция молчит. Соответствует ли это нашим нравственным принципам? Мы принимаем это? Если нет, то значит мы должны донести это до правительство. Если да, то признать, что мы принимаем это. Аналогичная ситуация и с коррупцией. Мы стали воспринимать это как нечто естественное, хотя это противоречит и исламским принципам, и законам государства.  На мой взгляд в таких случаях бить в колокола должна именно интеллигенция, - считает У.Бабаханов. 

При этом  он отметил, что даже в тех случаях, когда президент готов выслушать мнение интеллигенции, она проявляет пассивность или же молчит. Например, в 2008 году в стране была аномальная зима, и даже новорожденные погибали в роддомах в связи с этим. В том году, на встрече с интеллигенцией президент сказал, что знает об этих проблемах, и готов эту боль народа услышать из уст интеллигенции, но вместо того, чтобы поднять и обсудить эту проблему, представители интеллигенции подняли свои материальные проблемы. Кто-то просил средства на издание книги, кто-то просил для своего Союза автобус, кто-то дачу, но никто не поднял проблемы. В результате президент сказал, что огорчен этой встречей, так как ожидал от нее другого.

По мнению профессора Ибрагима Усманова  таджикская интеллигенция действительно нерешительна, и тому есть историческая и религиозная составляющая.

- К сожалению, наравне с величием, которое несет Ислам, он повлиял на наше сознание, он сделал нас боязливым. Но формула интеллигента, на мой взгляд, должна быть в том, что он не должен быть от кого-то или чего-то зависим. Он всегда должен доносить правду, и называть вещи своими именами, а не говорить называть вещь сегодня одним, а завтра другим именем.  Есть такая притча. Сын одного падишаха пытался занять  место отца. Один из придворных поэтов, не зная, каким может быть исход их борьбы, написал сразу два стихотворения - один на случай, если победит принц, а другой  на случай, если победит падишах. Он хранил их при себе. Победил падишах, и когда поэта вызвали, чтобы он прочитал ему что-нибудь, он по ошибке вытащил стихотворение, посвященное его сыну-врагу. Поэта после этого казнили. Поэтому интеллигент не может говорить сегодня одно, а завтра другое…Мы должны для себя определить, можем ли мы принести пользу этому обществу, или нет? Наша польза должна быть принесена правдой, или ложью? Что из них полезнее обществу? Если мы решим, что ложь может спасти нацию, то мы все должны лгать. Но если мы решим, что правда может помочь тому, чтобы исправить нашу ошибку, значит, мы должны придерживаться этой точки, - считает И.Усманов.

Источник: ИА "Азия Плюс"
Автор: Рамзия Мирзобекова,Asia-Plus
4.0
- всего оценок (2)
- ваша оценка


Новый комментарий
Автор Сообщение
25.11.2013 01:39

много чего хотел сказать про наших интеллигентов,но лучше промолчу.............

24.11.2013 23:24
24.11.2013 22:27
интересный разговор ни о чем
Интеллигент
24.11.2013 22:13
Гость
IP:67.171.19.129
плюс к Мундукбою) Я не видел "теории заговора" за публикациями Тутубалиной, не вчитавшись, не понимая о чем она собственно пишет, люди начинают судачить. Ведь в той самой знаменитой публикации написано "хочется назвать этим словом тех кто выпрашивает себе квартиры на встрече с президентом". Там ни слово про собственно вообще интеллигенцию, там об "отдельных ее представителях". И следя за процессом даже смешно, то есть академия наук признает что они и есть "отдельные представители"?  
24.11.2013 21:58ответ на сообщение →Мехнатдуст (24.11.2013 21:18)
User Мехнатдуст (24.11.2013 21:18:19) wrote:
User Акаи Мундукбой (24.11.2013 20:55:34) wrote:
Цитата

Акаи Мундукбой,

Забудьте Тутубалину, ведь видно невооруженным взглядом, когда она передёргивает или пишет по заказу, или лоббирует, или играет на публику как политиканка! А Рамзия сразу меняется, если дело касается хорогцев! Так что, даже прозападное "Радио Озоди" намного объективнее рассуждает!

Ее оппоненты разрушают наше будущее в миллион раз больше и сильнее. Она смело называет вещи своими именами и говно назвала говном, чего не скажешь о составителях "списка интеллигентов". Для меня этого достаточно. 

 С таким же успехом она могла назвать всех жителей Таджикистана говном, но хотя бы для приличия она могла бы и себя в эту массу включить! Чего таить, и от неё попахивает! Это как мы говорим о взятках среди руководителей и забываем о своем родном брате или папе, которые тоже берут взятки в роддомах, детсадах и с жезлом на перевале Айни.

Не понимаю в чем конкретно вы ее обвиняете? Лично я за ней никакого двуличия не заметил.

24.11.2013 21:19ответ на сообщение →САЙНЫКРИДДИНИ КЫТБИДДИН (24.11.2013 20:59)
User САЙНЫКРИДДИНИ КЫТБИДДИН (24.11.2013 20:59:31) wrote:
Мне кажется интелигенты вовсе нам не нужны и Великий Сталин им всегда показывал места для них -ссылка в Сибирь

 Это не мешает им оставаться интеллигентами!

24.11.2013 21:18ответ на сообщение →Акаи Мундукбой (24.11.2013 20:55)
User Акаи Мундукбой (24.11.2013 20:55:34) wrote:
Цитата

Акаи Мундукбой,

Забудьте Тутубалину, ведь видно невооруженным взглядом, когда она передёргивает или пишет по заказу, или лоббирует, или играет на публику как политиканка! А Рамзия сразу меняется, если дело касается хорогцев! Так что, даже прозападное "Радио Озоди" намного объективнее рассуждает!

Ее оппоненты разрушают наше будущее в миллион раз больше и сильнее. Она смело называет вещи своими именами и говно назвала говном, чего не скажешь о составителях "списка интеллигентов". Для меня этого достаточно. 

 С таким же успехом она могла назвать всех жителей Таджикистана говном, но хотя бы для приличия она могла бы и себя в эту массу включить! Чего таить, и от неё попахивает! Это как мы говорим о взятках среди руководителей и забываем о своем родном брате или папе, которые тоже берут взятки в роддомах, детсадах и с жезлом на перевале Айни.

24.11.2013 20:59
Мне кажется интелигенты вовсе нам не нужны и Великий Сталин им всегда показывал места для них -ссылка в Сибирь
24.11.2013 20:55ответ на сообщение →Мехнатдуст (24.11.2013 20:36)
Цитата

Акаи Мундукбой,

Забудьте Тутубалину, ведь видно невооруженным взглядом, когда она передёргивает или пишет по заказу, или лоббирует, или играет на публику как политиканка! А Рамзия сразу меняется, если дело касается хорогцев! Так что, даже прозападное "Радио Озоди" намного объективнее рассуждает!

Ее оппоненты разрушают наше будущее в миллион раз больше и сильнее. Она смело называет вещи своими именами и говно назвала говном, чего не скажешь о составителях "списка интеллигентов". Для меня этого достаточно. 

24.11.2013 20:36ответ на сообщение →Акаи Мундукбой (24.11.2013 15:24)
User Акаи Мундукбой (24.11.2013 15:24:10) wrote:
Цитата
По его словам, за последние два века к тем, кто заслужил быть названым таджикским интеллигентом относится Садриддин Айни, Абдулкодир Мухиддинов, Шириншо Шотемур, Чинор Эмомов, Нусратулло Махсум, Нисормухаммади Афгон, хотя и был афганцем, Абос Алии Эрон ул аср, Бободжон Гаффуров, мирзо Турсунзода, Сотим Улугзода, Абдусалом дехоти, Мухамадчон Шакурии Бухорои, Лоик, Махмуджон Вохидов, Ато мухаммаджонов, Фаррух Косимов, Тохир Абдуджаббор. При этом профессор считает, что в сегодняшнем таджикском обществе тоже есть отдельные люди, которых можно причислить к интеллигенции.

Ах какой красавец! Давайте теперь списки "интеллигентов" утверждать.... "Внесите мою фамилию в этот список, я в долгу не останусь!"

Нация деградировала полностью. 
Взяли бы и сделали бы официальное заявление, что решительно осуждаете весь цирк с судом против Татубалиной, считаете это позором для всех честных и достойных людей таджикской национальности. 
Нет, надо озвучивать списки "истинных" и "неистинных" ....

Скудный списочек получился ))) В одни только 90-е, небось, завалили целый полк интеллигентов и все эти трупы только в канавы и овраги попали, а в список только те попали, которых А. Сатторзода успел из прочитанных книг запомнить.  

Акаи Мундукбой,

Забудьте Тутубалину, ведь видно невооруженным взглядом, когда она передёргивает или пишет по заказу, или лоббирует, или играет на публику как политиканка! А Рамзия сразу меняется, если дело касается хорогцев! Так что, даже прозападное "Радио Озоди" намного объективнее рассуждает!

24.11.2013 20:00
   Барзу Абдуразаков ... Покажи мне его, чтобы я заплакал. Покажи мне его, чтобы я изрыдался, читая этот роман или повесть. Покажи его мне так, чтобы я три дня не пришел в себя... 

  Уважаемый Барзу, получите мини-вариант того что просите:

О чем жизнь? Когда ...?, потерял смысл в жизни?

    Он просыпается утром. Молится по привычке – по рефлексу. Кому молится, зачем, для чего сам уже не понимает давно. Завтракает, намокая кусочек сухого нона, в пиале холодного чая. Просыпаются, жена и дети, все дети сонные, кто, почесывая тощую ногу, кто лохматую голову, кто прилипший к спине полупустой животик расходятся по углам двора. Жена исчезает из комнаты, при этом сонная и замученная годами жизни в нужде и однообразием усталым голосом делает какие-то замечания детям. Дети не обращают внимания, о чем говорит им мама. Дети по одному сонные возвращаются, собираются и садятся вокруг достархана. В чайнике горячий чай (мама долила кипяток), высохшие ломтики нона, пустые выцветавшие со сколами по краям пиалы. Дети наливают чай, ставят пиалы перед собой, выбирают кусочки нона, подглядывая за папой, который все время молчит, с начало сухие кусочки нона макают в чай без сахара, потом кушают. Позавтракав, дети уходят гулять на улицу. Если им повезет, то сегодня на обед  у них будет еще сахар.

   Он молчит, он давно молчит. Каждый день у него проходить одинаково (кажется, об этом он не знает, не понимает). Он знает, что день уже закончился, когда опять надо, ложится спать, уже давно дети и жена спят. Его глаза, его лицо ничего не выражают. Он не может даже отчаяться, потому что, он уже не понимает, что значить для человека отчаяться, он уже не помнить когда  в своей жизни перешел этот рубеж, рубеж отчаяния. Одевает застиранный и заштопанный халат, выходить из дома, идет к центру селения в направления к рынку. По пути с ним кто-то кивком головы, кто-то, поднося левую или правую руку к сердцу, здороваются с ним те люди, которые его знают, а те люди, которые не знакомы с ним, кто грустно смотрит ему в след, повторяя про себя «товба», кто усмехается. А он идет? Как обычно молча, пройдется до центра, потом пройдется по шумному базару. На улице или на базаре, где разговаривают между собой его знакомые, он остановится, молча послушает разговор, никто у него ничего не спрашивает, никто его не замечает, и никто из них ему ничего не говорить, уже привыкли к странному присутствию бедного человека. Он стоит, слушает их беседу, пока они не разойдутся. Незнакомый человек, заметив его присутствия, подумает, что он глухонемой. Где предложат покушать, также молча, не отказывается, поест, положить в потайной карман халата несколько конфет или кусков сахара, поблагодарить и дальше пойдет по своему обычному маршруту. Сделав круг поздно вечером он возвращается в свой полуразвалившийся дом, в темноте садится на саманный пол, где он обычно спит. Молча, смотрит вперед себя, долго, потом посмотрит на детей, достанет из потаенного кармана конфеты или кусочки сахара положить на край завернутого дастархан, посмотрит на спящую жену (она, как обычно, делает вид что спит), спокойно засыпает.

      Он просыпается утром. Молится по привычке – по рефлексу. Кому молится, зачем, для чего сам уже не понимает давно. … .

   Так день за днем, уже год за годом. Дети растут, ходят в школу, заканчивают школу. Ни он, ни жена, кажется, уже ни знают, что дети кушают, откуда у детей появляется одежда, хоть и застиранная, заштопанная но одежда. Но он живет, жена живет и дети живут. Они есть везде, на улице, в соседских посиделках, в праздники или в несчастье, когда соседи по случаю собираются вместе. Но когда их нет, когда их не видно, тогда, ни один человек, ни один сосед о них не помнит. Он, его жена, их дети поваляются внезапно перед тобой или возле тебя, ты знаешь их, ты вспомнишь их. И ты забываешь про них, как только перестаешь видеть их своими глазами. Не скажешь что он зомби. Потому что, ты знаешь он живой. Он даже когда-то в школу ходил. Он даже когда-то работал в каком-то предприятии. В каком? Ты уже не помнишь.

    Парадокс! Он и его семья живет в постоянной нужде, но как-то получается так что это нужда его и его семью кормить.

    Но он есть. Вот он опять, в своем застиранном, заштопанном халате, с утра пошел по направлению к рынку. Так день за днем, уже год за годом. Он идет. Может он о чем-то думает? И этого никто не знает. В ответ на вопросы, он с недоумением смотрит на тебя, не отвечает и не уходить. Пока сам не продолжишь путь, он будет, стоят, кажется, ему некуда спешить, он не помнить, куда он идет, зачем он идет, просто сейчас день и ему надо идти. Но он не больной. Но он есть. Так день за днем, уже год за годом. … ….

    

24.11.2013 17:45ответ на сообщение →Акаи Мундукбой (24.11.2013 15:24)
все потому что нынешняя интеллигенция еще 20 лет назад не знала что такое интеллигенция в принципе,а по  праву порядочные и стоящие люди ни чего сказать не могут, бояться.много примеров как эти правители нынешние уничтожали умных сынов Таджикистана.им ведь умные граждане не нужны к сожалению.обидно очень.того что не смогли сказать мужчины сказала женщина и теперь это все обиженное мудьё старается её уничтожить... деградация нации...да я с Вами полностью согласен это именно так.Дангара фореваааааааааа
24.11.2013 15:24
Цитата
По его словам, за последние два века к тем, кто заслужил быть названым таджикским интеллигентом относится Садриддин Айни, Абдулкодир Мухиддинов, Шириншо Шотемур, Чинор Эмомов, Нусратулло Махсум, Нисормухаммади Афгон, хотя и был афганцем, Абос Алии Эрон ул аср, Бободжон Гаффуров, мирзо Турсунзода, Сотим Улугзода, Абдусалом дехоти, Мухамадчон Шакурии Бухорои, Лоик, Махмуджон Вохидов, Ато мухаммаджонов, Фаррух Косимов, Тохир Абдуджаббор. При этом профессор считает, что в сегодняшнем таджикском обществе тоже есть отдельные люди, которых можно причислить к интеллигенции.

Ах какой красавец! Давайте теперь списки "интеллигентов" утверждать.... "Внесите мою фамилию в этот список, я в долгу не останусь!"

Нация деградировала полностью. 
Взяли бы и сделали бы официальное заявление, что решительно осуждаете весь цирк с судом против Татубалиной, считаете это позором для всех честных и достойных людей таджикской национальности. 
Нет, надо озвучивать списки "истинных" и "неистинных" ....


Обсуждение в Facebook:




Главные новости

10.1214:40На юге Таджикистана на АЗС произошел мощный взрыв
10.1213:03Лавров обратился к оператору Reuters по-английски. А затем назвал его дебилом
10.1210:06На юг с пустыми карманами: из-за кризиса мигранты покидают Россию и возвращаются домой
10.1209:50"Заблокированный" год
10.1209:42Президент снял с должностей глав ряда районов Хатлонской области


Самое обсуждаемое

09.1214:20«Барки точик» сообщил о смягчении энерголимита по стране(6)
07.1215:18Первый визит в качестве президента Шавкат Мирзиёев совершит в Россию(3)
09.1221:00Немцы сочли мигрантов главной проблемой(2)
09.1213:17Именной пистолет от Виктора Януковича президентам СНГ(1)



(C) 2001-2016 TopTJ.com

TopTJ.com - Новости Таджикистана
00:00:00