Авторизация
 
 
Регистрация на сайте
Восстановление пароля


Новостные каналы


Skip Navigation LinksTopTJ.com  →  Новости Таджикистана  → 

Главные новости, Лента новостей, Экономика и финансы

25.11.201313:12
Источник изображения: news.tj

Таджикистан не готов «открыть небо»

На сегодня Таджикистан, пожалуй - единственная страна в Центральной Азии, а возможно, и во всём СНГ, где цены на авиабилеты неоправданно высоки, а сама отрасль находится не в лучшем состоянии. Несмотря на это, власти не спешат либерализовать авиарынок, и для этого есть как объективные, так и субъективные причины.

Либерализация авиарынка Таджикистана и работа по принципу «открытое небо» могли бы существенно увеличить пассажиропоток и снизить тарифы на авиабилеты в Таджикистане, однако, авиационные власти пока не спешат переходить на новый принцип работы. Объясняется это очень просто: либерализация авиарынка и «открытое небо» - это «смертный приговор» для отечественных авиакомпаний.

Политика «открытое небо» — это международная концепция, направленная на либерализацию правил и регулирование в международной авиации, создание свободного рынка для данной отрасли. Это означает, что правительство не вмешивается в решения авиакомпаний при определении маршрутов, пунктов назначения, объёмов и стоимости билетов и грузоперевозок. Их положения относятся к пассажирским, грузовым и смешанным перевозкам и охватывают как регулярное, так и чартерное обслуживание. В мировой практике 119 государств реализовало политику «открытое небо», в том числе 18 декларировали данный режим в одностороннем порядке.

При условии осуществления этого принципа  на авиарынке конкурируют традиционные и бюджетные (low cost или discount carrier) компании. В первом случае пассажиру предоставляется комфорт, пища и при путешествии ниже потеря времени. Во втором же - всё наоборот, к тому же практически все рейсы осуществляются с пересадками, но дешевизна авиабилета покрывает эти издержки.

Насколько применение этого принципа реально для самого Таджикистана? Теоретически возможно, хотя и на практике уже было, но пассажиры очень быстро лишились этого выбора. Латвийская авиакомпания  «Эйр Балтик» с 2008 по 2010 годы осуществляла рейсы из Риги в Душанбе и обратно по дешевым тарифам, однако через некоторое время она прекратила полёты в Душанбе, объяснив это дефицитом воздушных судов.

Глава департамента гражданской авиации Минтранса Иброхим Джобиров объясняет, что на сегодня главным приоритетом для государства является развитие отечественной отрасли авиации, а о либерализации авиарынка в ближайшие 10-летия и речи быть не может – это неприемлемо для Таджикистана.

«Нам важно регулировать наше небо путём подписания соглашений о воздушном сообщении и путём паритета, - поясняет он. - У нас есть авиакомпании, кто-то работает давно, а кто-то начал несколько лет назад. Все они дают новые рабочие места и покупают или берут в лизинг самолёты, а каждая покупка должна быть оправдана».

Джобиров признаётся, что таджикские авиакомпании не конкурентоспособные по отношению к другим авиаперевозчикам и не смогут удержать свои позиции с приходом более крупных и сильных зарубежных авиакомпаний.

«Первым делом иностранный авиаперевозчик начнет устанавливать свои, более низкие цены на перевозки, чего не могут себе позволить наши авиакомпании. Любое государство, в том числе и Таджикистан, всегда стремится защищать интересы своего авиаперевозчика, поэтому мы не можем пока позволить себе работать по принципу «открытое небо», - говорит он.

- В том, что сильные авиакомпании могут позволить работать себе же в убыток, для «накатки» какой-либо из линий, нет сомнений, так как у них достаточно прибыльных линий, чтобы оправдать эти потери, и к тому же в таких странах, как Россия, ОАЭ. Турция, очень дешевое авиатопливо, и «накатка» линии для них может быть рентабельной, - считает глава авиационного управления.

«Принцип «открытое небо» приемлем для таких держав, как Объединённые Арабские Эмираты», - уверен Джобиров, - так как авиакомпании этой страны могут конкурировать, а сама страна достаточно развита.

Есть пример

Совсем недавно правительство Армении утвердило «Программу-концепцию обеспечения предоставления услуг конкурентных и последовательных воздушных перевозок». Таким образом, оно объявило о внедрении политики «открытое небо». К такому решению власти Армении пришли после того, как авиакомпания «Армавиа» объявила о своём банкротстве в апреле 2013 года.

Джобиров отмечает, что, возможно, к такому решению в Армении пришли, так как устали от высоких цен на авиабилеты, устали от монополии. Однако со временем в этой стране поймут, что либерализация была ошибкой, потому что так или иначе это приведёт к монополии: сильные иностранные авиакомпании со временем удобно расположатся в этой стране и будут диктовать свои цены, не давая ходу другим авиакомпаниям.

Подобное мнение поддерживают многие специалисты таджикской авиации, однако, говорить об этом открыто они не считают нужным.

К примеру, один из специалистов, долгое время работавший в авиации, утверждает, что рано или поздно Таджикистан будет обязан «открыть своё небо», так как он вошел во Всемирную торговую организацию (ВТО), где одним из требований является либерализация авиапространства.

«Мы долго обсуждали этот вопрос до вступления Таджикистана в ВТО, это было еще в 2004-2005 годах, - говорит он. - Да, Таджикистан не сразу сможет работать по принципу «открытое небо», но ему придётся это сделать постепенно.  Власти об этом знали и пошли на это, так чего ждать?»

Несмотря на подобное требование ВТО к ее странам-участницам, таджикские авиаторы пессимистично настроены и уверены, что это приведёт к неминуемой гибели «Таджик-Эйр», «Сомон-Эйр» и других отечественных авиакомпаний.

Либерализация поможет привлечь инвестиции

Есть и субъективные причины неприемлемости «открытого неба» в Таджикистане: отрасль контролируется отдельными структурами и людьми, которые создали монополию и не хотят отдавать «лакомый кусок» иностранным компаниям. «Все, что надо сделать - это понять, что монополия местных авиалиний может быть выгодна узкому кругу лиц, а либерализация и открытая конкуренция станут выгодны всей стране и ее гражданам», - отмечает экономист Бахриддин Каримов.

По его мнению, либерализация поможет привлечь инвестиции и международный бизнес и будет способствовать развитию туризма и в целом - большей интеграции фактически изолированного Таджикистана в глобальную экономику. И самое важное, это поможет в реализации целей и задач национального развития и интеграции экономики страны в мирохозяйственные связи.

«Да что там далеко ходить. В соседнем Кыргызстане еженедельно неместными авиакомпаниями осуществляются рейсы более 15 авиалиниями, а у нас - в разы меньше. Только в Турцию из Бишкека и Оша  более 40 рейсов в неделю, а у нас - 5-6. Есть также рейсы и в Европу. В результате, стоимость билетов там порядка на 40% меньше, чем у нас, - говорит он. - А мы, говоря об амбициозных полетах в Европу, да и по всему миру, громко заявляя о планах сделать Душанбе перевалочным пунктом между Европой и Азией, одновременно запрещаем рейсы таких дешевых авиалиний, как «Эйр Балтик», не даем «Турецким авиалиниям» летать ежедневно, объявляем рейсы в Киев и другие страны и города, а затем их отменяем... Ни себе,  ни другим. Сами не можем наладить нормальный сервис и авиасообщение со всем миром и другим не даем». 

Как объясняют авиационные власти Таджикистана, основная причина дороговизны пассажирских билетов – высокая стоимость  авиакеросина. На сегодня он мало того, что в дефиците, так ещё и самый дорогой: чуть более $1900 за 1 тонну. К примеру, стоимость 1 тонны авиакеросина в аэропортах Москвы составляет порядка $900,  Санкт-Петербурга – $1 тыс. 71. В Алмате заправка лайнера обходится на сегодня в $1 тыс. 393,  Бишкеке – $1 тыс. 140,  Баку – $1 тыс. 260, в Туркменабаде – $1 тыс. 81. В других странах, к примеру, в Турции заправка самолёта обходится в $1 тыс. 57 за 1 тонну,  Тегеране – $1 тыс. 143, в Дели – $1 тыс. 82. 

Многие иностранные авиаперевозчики готовы летать в Таджикистан и предлагать приемлемые тарифы хоть сейчас, но, по законодательству, воздушное пространство Таджикистан открывает лишь на основе заключения межправительственного соглашения, где оговорены все условия перевозок, в том числе, частота рейсов, правила ценообразования и т.д.

К слову, компания из ОАЭ «Flydubai» является своего рода «low cost». Она долгое время вела переговоры с властями Таджикистана, однако дешевые тарифы на авиабилеты этой компании не позволяли ей войти на наш авиарынок.

Таджикские авиационные власти объясняют это очень просто: в стране действует антимонопольное законодательство. В соответствии с ним авиакомпании (национальные или иностранные) не имеют право устанавливать монопольно низкие или монопольно высокие цены на авиабилеты.  И в итоге авиакомпания из эмиратов согласилась работать «по таджикским правилам».

Источник: ИА "Азия Плюс"
Автор: Зарина Эргашева,Asia-Plus
0.0
- всего оценок (0)
- ваша оценка


Новый комментарий
Автор Сообщение
30.11.2013 19:12ответ на сообщение →gastarbaiter (29.11.2013 15:59)
User gastarbaiter (29.11.2013 15:59:02) wrote:
User Нацист (25.11.2013 16:05:37) wrote:

Помню когда открыли "Кабоол-Таджик" в Худжанде (точно не помню в каком году), начали платить простым рабочим если память мне не изменяет по 160 долл. (тогда это было очень много) и все наши Раисы побежали к корейцам и сказали, что в Таджикистане таких денег платить нельзя, это неправильно и т.п.... И они стали платить по 60 долл.. 

С нашей "Авиацией" (специально в кавычках написал) такая же фигня, за столько лет не смогли улучшить ни качество обслуживания, ни свое "благосостояние" (имеется ввиду компанию а не определенные лица) т.е. не смогли выйти (или войти если кому-то так угодно) в чужой рынок, ни создать хотя бы некоторые элементарные удобства за баснословные цены за билет. Получается от них нет пользы ни государству, ни гражданам (2 шт. толстосума не в счет) так какого хуя они нужны?! Ясен пень и в ближайшие не побоюсь назвать эту цифру, 20 лет они не смогут принести никакую пользу ни себе, ни народу, так бля не проще ли вместо всего этого геморроя впустить в конце концов другие авиакомпании, чтоб народу хоть как-то было легче жить?! Опять история "Кабоол-Таджик" и так всегда?!

Вашу мать, неужели все ябут этот народ как ему хочется?! Вашу мать!

 Заметь, а ябут то вас за ваши же деньги. Наверное это в крови

 Насчет ябут нас, ты прав, насчет за наши деньги, тоже, но насчет того, что это у нас в крови ты не прав. Таджикский народ несмотря на свою доброту и гостеприимство храбрый народ (история тому свидетельница), но долгая гражданская война сделала в свое время свое дело. Но думаю народу скоро будет на все пох. молодое поколение или не видело войну, или ее не помнит, видит что происходит вокруг, во всем мире, и естессно видит и сравнивает свое жалкое существование с другими... 

gastarbaiter
29.11.2013 15:59ответ на сообщение →Нацист (25.11.2013 16:05)
Гость
IP:209.222.8.196
User Нацист (25.11.2013 16:05:37) wrote:

Помню когда открыли "Кабоол-Таджик" в Худжанде (точно не помню в каком году), начали платить простым рабочим если память мне не изменяет по 160 долл. (тогда это было очень много) и все наши Раисы побежали к корейцам и сказали, что в Таджикистане таких денег платить нельзя, это неправильно и т.п.... И они стали платить по 60 долл.. 

С нашей "Авиацией" (специально в кавычках написал) такая же фигня, за столько лет не смогли улучшить ни качество обслуживания, ни свое "благосостояние" (имеется ввиду компанию а не определенные лица) т.е. не смогли выйти (или войти если кому-то так угодно) в чужой рынок, ни создать хотя бы некоторые элементарные удобства за баснословные цены за билет. Получается от них нет пользы ни государству, ни гражданам (2 шт. толстосума не в счет) так какого хуя они нужны?! Ясен пень и в ближайшие не побоюсь назвать эту цифру, 20 лет они не смогут принести никакую пользу ни себе, ни народу, так бля не проще ли вместо всего этого геморроя впустить в конце концов другие авиакомпании, чтоб народу хоть как-то было легче жить?! Опять история "Кабоол-Таджик" и так всегда?!

Вашу мать, неужели все ябут этот народ как ему хочется?! Вашу мать!

 Заметь, а ябут то вас за ваши же деньги. Наверное это в крови

29.11.2013 04:36ответ на сообщение →али вали (28.11.2013 19:10)
(  User али вали (28.11.2013 19:10:33) wrote:
User МАХСУМ (28.11.2013 18:25:47) wrote:

  Билет Москва-Ош 6000 рублей+1000 рублей до Таджикистана. Пока они думают, клиентов потеряють

 ака а сколько часов киргизии до тчикистона ехать 

 4-5 часов до Исфары. Дальше до Худжанта примерно по 15 сомон ( 1- 1,5 час езди) , до Душанбе 70 сомон ( 6 часов на такси)

али вали
28.11.2013 19:10ответ на сообщение →МАХСУМ (28.11.2013 18:25)
Гость
IP:109.188.126.58
User МАХСУМ (28.11.2013 18:25:47) wrote:

  Билет Москва-Ош 6000 рублей+1000 рублей до Таджикистана. Пока они думают, клиентов потеряють

 ака а сколько часов киргизии до тчикистона ехать 

28.11.2013 18:25

  Билет Москва-Ош 6000 рублей+1000 рублей до Таджикистана. Пока они думают, клиентов потеряють

Bakhabb
27.11.2013 08:45
Гость
IP:209.222.8.196

 Зарина Эргашева

Таджикистан не готов «открыть небо» - Таджикистан уже продал это небо

Pilotbobo
26.11.2013 13:27
Гость
IP:178.32.172.126
Да сюдя по интервью начальника к нему скоро будут ходить как к Ванге ИДИОТИЗМ!!!!!!!!!!!!!!!
Expert11
26.11.2013 13:08
Гость
IP:78.108.63.46
Сравнивая комментарии, приходишь к выводу, что экономист Бахриддин Каримов больше понимает рынок авиации, чем руководитель этой отрасли. Как может государственный служащий идти на перекор государственной политике о вступлении в ВТО утверждая, что это губительно для отечественных перевозчиков не имея никаких веских доводов. Либеризация рынка это часть программы государственно-частного партнерства направленная на улучшение инвестиционного климата и привлекательности страны. И одним из средств реализации является транспорт, а что делают наши руководители от авиации, занимаются пиаром, возьмите недавнюю программу "Орел и Решка" - отдельная благодарность генеральному директору аэропорта Душанбе - за что? за то, что не опозорили международный аэропорт Душанбе, но обгадили всю страну? За то, что его протеже на посту руководителя авиации не знает или не осознает жизненную необходимость либеризации авиационного сектора. Господин Джабиров - монополия, это когда на рынке один перевозчик, а сектор авиации таджикистана не является таким уже несколько лет. Просто стыдно читать всю эту белеберду!
26.11.2013 12:04ответ на сообщение →Гуру (25.11.2013 21:10)
User Гуру (25.11.2013 21:10:38) wrote:

Я  лично летел с Новосибирска  на  Российском перевозчике и  мне  обошлось билет  до  Душанбе  600-долларов , А  обратно летел на  Таджикскую авиакомпанию и не  поверите , билет я покупал 170-долларов .И  при  чем на  новинком  Боинге.

 Ты не думай, что у них билеты дороже а наши продают дешевле, это зависит от сезона тоже...

25.11.2013 21:10

Я  лично летел с Новосибирска  на  Российском перевозчике и  мне  обошлось билет  до  Душанбе  600-долларов , А  обратно летел на  Таджикскую авиакомпанию и не  поверите , билет я покупал 170-долларов .И  при  чем на  новинком  Боинге.

25.11.2013 16:05

Помню когда открыли "Кабоол-Таджик" в Худжанде (точно не помню в каком году), начали платить простым рабочим если память мне не изменяет по 160 долл. (тогда это было очень много) и все наши Раисы побежали к корейцам и сказали, что в Таджикистане таких денег платить нельзя, это неправильно и т.п.... И они стали платить по 60 долл.. 

С нашей "Авиацией" (специально в кавычках написал) такая же фигня, за столько лет не смогли улучшить ни качество обслуживания, ни свое "благосостояние" (имеется ввиду компанию а не определенные лица) т.е. не смогли выйти (или войти если кому-то так угодно) в чужой рынок, ни создать хотя бы некоторые элементарные удобства за баснословные цены за билет. Получается от них нет пользы ни государству, ни гражданам (2 шт. толстосума не в счет) так какого хуя они нужны?! Ясен пень и в ближайшие не побоюсь назвать эту цифру, 20 лет они не смогут принести никакую пользу ни себе, ни народу, так бля не проще ли вместо всего этого геморроя впустить в конце концов другие авиакомпании, чтоб народу хоть как-то было легче жить?! Опять история "Кабоол-Таджик" и так всегда?!

Вашу мать, неужели все ябут этот народ как ему хочется?! Вашу мать!


Обсуждение в Facebook:




Главные новости

04.1215:34Узбекистан выбрал нового президента
04.1215:01День рождения Пророка: без помпезности и угощений
04.1212:14Жизнь в гараже. ВИДЕО
03.1216:40Душанбинских пекарей отправили в вынужденный отпуск
03.1215:16Ансори: Смертный приговор Бобака Занджани не отменен


Самое обсуждаемое

01.1214:11Атамбаев о ЕАЭС: вступаем в братский союз и встречаем старшего брата, который нам ножки подставляет(7)
02.1210:57Лидер Компартии Таджикистана верит председателю Нацбанка, но стоит в очереди за своим депозитом(3)
01.1209:43На реализацию новой Национальной стратегии развития Таджикистана необходимы $118,1 млрд.(3)
03.1210:32Когда у НПЗ "финансы поют романсы"...(1)
03.1209:12Эмомали Рахмону построят новые резиденции(1)



(C) 2001-2016 TopTJ.com

TopTJ.com - Новости Таджикистана
00:00:00.0080076