Авторизация
 
 
Регистрация на сайте
Восстановление пароля


Новостные каналы


Skip Navigation LinksTopTJ.com  →  Новости Таджикистана  → 

Лента новостей, Экономика и финансы, Комментарии

14.03.201312:39
Источник изображения: news.tj

И потекут рекой инвестиции в горы?..

Ни один инвестор, ни наш, ни зарубежный, не будет вкладывать средства в развитие какого бы то ни было производства на территории Таджикистана. И на то, по мнению независимого экономиста Мубина РУСТАМОВА, есть ряд объективных причин.

ВОТ уже более десяти лет Таджикистан проводит реформы для привлечения инвестиций, и тяга эта к продолжению реформ все усиливается. Может быть, действительно надо лишь потерпеть еще лет десять, и потекут рекой инвестиции в горы? Вроде бы общепринято, что достаточно лишь создать необходимые условия или благоприятный инвестиционный климат – и наша экономика станет конкурентоспособной и инвестиционно привлекательной. Оставляя в стороне такое абстрактное понятие, как «неблагоприятный инвестиционный климат», можно сказать, что основной конкретной причиной неконкурентоспособности нашей экономики является низкое качество наших товаров, а основным лекарством против этого являются иностранные инвестиции. Примем пока эти положения на веру.

Во-первых, предполагается, что экономике для того, чтобы она стала эффективной, не хватает только западных инвестиций. Но ведь инвестиции требуются до того, как экономика станет эффективной, потом они не так уж и нужны. Достаточно ли нам лишь поднять качество наших товаров, чтобы они стали конкурентоспособными? Увы, на самом деле качество и конкурентоспособность - это совершенно разные вещи. И даже производитель самого лучшего в мире автомата Калашникова обанкротился, и производитель "роллс-ройсов" однажды тоже, а эти машины некачественными еще никто не называл.

То есть вполне возможна ситуация, когда мы не сможем добиться конкурентоспособности на мировом рынке, даже если каждое наше изделие будет лучше качеством по стандартам ISO, чем изделия других производителей. Нужно что-то еще. Критериев конкурентоспособности на самом деле два - превышение доходов над расходами и высокий спрос именно на наш товар. Если за продукцию получаешь выручки больше, чем тратишь на ее производство, ты на коне, ты конкурентоспособен. И низкокачественный товар может быть конкурентоспособен, примером могут служить товары "Made in China", лишь бы был платежеспособный спрос. Вся современная конкуренция построена на соотношении издержек и выручки – чем выручка выше, тем производство эффективней. Это второе замечание.

А теперь уточним, что же такое инвестиции.

Инвестору не все равно

ИНВЕСТИЦИИ - это "долгосрочные вложения капитала в отрасли производства". Ни займы, ни кредиты не являются инвестициями. Главное отличие инвестиций от дачи денег в долг состоит в том, что инвестор рассчитывает только на прибыль от производства. Если прибыли не будет, то это проблемы инвестора, значит, он просто потерял свои деньги. Это приходится подчеркивать, потому что заинтересованные лица у нас упорно путают займы и инвестиции. Займы надо отдавать нам, и рискуем мы (мы - это граждане Таджикистана). И вернуть займы с процентами мы обязаны в любом случае, независимо от судьбы инвестиционного проекта. И прежде чем осуществить инвестиции в производство, инвестор, естественно, оценивает ситуацию: удастся ему вернуть вложения с прибылью или нет - и на основании такой оценки принимает решение. Здесь закономерность такова: в условиях свободного мирового рынка уровень производственных издержек почти любого нашего предприятия выше среднемирового, и поэтому оно является инвестиционно непривлекательным!

Для того чтобы доказать эту закономерность, мы должны поставить себя на место инвестора. Его мучает основной вопрос: прибыльное будет дело или убыточное? А если прибыльное, то насколько? Когда выручка предприятия не покрывает затрат, тогда все быстро кончается, и так было во все времена.

Когда речь идет о конкуренции между компаниями, то главный и чуть ли не единственный метод выявления преимуществ одной фирмы перед другой - сравнение выручки и издержек. Но если речь идет о сравнении экономик целых стран, рекомендуется учитывать какие-то страновые вещи. Например, уровень гражданских свобод, насколько демократична страна, наличие свободы печати, законодательство, какое место занимает в рейтинге Doing Business и т.д. Порой делается вывод, что достаточно принять правильные законы - отменить, например, прописку и смертную казнь, - и инвестиционная привлекательность страны вырастет. Но, несмотря на то, что свобод в Китае и на Тайване вроде бы меньше, чем в США, промышленность перемещается из США в Китай или на Тайвань, а не наоборот. В Китае за хранение наркотиков смертная казнь грозит даже американцам, но именно в Китае производятся теперь почти все товары. Так, значит, дело не в гражданских свободах. Плохи они или хороши, но на инвестиционный климат их наличие прямо не влияет. Так почему бы тогда нам не сравнить условия экономики нашей и других стран по другим критериям, например критерию издержек?

В мире существует около 200 стран, так почему же потенциального инвестора понесет именно в не имеющий выхода к морю Таджикистан? Чем руководствуется инвестор при принятии решения? Правильно, только экономической целесообразностью. Никакие другие соображения - политические, романтические, "местноколоритные", любовь к нашей природе, к персидской поэзии - во внимание не принимаются.

С чего начинает инвестор, имеющий средства и желающий вложить их в производство? Первое, что в этом случае делается, - подсчитывается возможный приход-расход. Если между приходом и расходом положительная разница, то предприятие оказывается прибыльным, если же прибыль выше средней, то и инвестиционно привлекательным. Так вот приход (выручка) во всем мире оказывается примерно одинаковым. Мировые цены на продукцию во всем мире, при отсутствии экономических границ, примерно равны, в этом вся прелесть свободного рынка и всяких членств в ВТО, Таможенном союзе и т.п. Так что же в рамках идеальной глобальной экономики является "местным колоритом"? Ведь в условиях свободного перемещения чего угодно даже рабочую силу можно привлечь из других регионов. Оказывается, различия в инвестиционном климате стран определяются экономико-географическими особенностями этих стран. Именно они влияют на уровень издержек.

Итак, расстелив перед собой карту мира, наш инвестор решает, где ему поставить новый завод, который будет производить по самой современной технологии... чайники, "Боинги", "Ай" - всякие аппаратуры - все равно что. В Узбекистане? В Туркменистане? В Таджикистане? Или опять в Китае?

Попробуем пройти по пунктам списка затрат и выяснить, где же Таджикистан имеет преимущества перед другими странами, а где уступает.

Минусов больше

ВОЗЬМЕМ, к примеру, климат и географию: "эффективной" территорией Таджикистана, которую можно использовать, можно назвать лишь 7%, а нашей пашни не хватает даже для обеспечения нас самих хлебом. А чтобы попасть в центр любой другой страны, которая считается логистическим центром, человеку нужно потратить уйму денег и усилий. Труднодоступность влияет на эффективность любого производства, независимо от того, демократия у нас или рабовладение. Итак, какое отношение имеет все это к производственным издержкам?

Первое, с чем сталкивается в Таджикистане потенциальный инвестор, это поразительная дороговизна капитального строительства по сравнению с любой страной мира. Понятно, что сейсмоустойчивость, глубина промерзания напрямую зависят от силы и амплитуды толчков и продолжительности морозов. Согласно СНиП (Строительные нормы и правила) для каждой постройки необходим фундамент, сейсмостойкая подошва которого расположена глубже границы промерзания, - а ведь чем крепче и глубже фундамент залегает, тем он дороже. Стоимость даже простого фундамента под легкий садовый домик составляет у нас 30% от общей стоимости строительства. В Малайзии достаточно заасфальтировать площадку и поставить каркасную конструкцию типа выставочного павильона. Именно такими современные заводы и строятся - одноэтажными. То же самое касается крыш - из-за снеговой нагрузки. Вспомните недавний 30-сантиметровый снег. Конечно, можно использовать ранее построенные здания и сооружения, но и они требуют ремонта и переделок, а это тоже стоит немалых денег. Это касается и других видов капитального, да и временного, строительства. Оборудование скважин, инфраструктура и строительство других сооружений в сказочном горном крае - это сумасшедшие по мировым критериям деньги. Все это построено в советские времена, но сейчас нет охотников повторять стахановские подвиги. Таким образом, построить здание или арендовать уже построенное у нас существенно дороже, чем в других странах мира.

В условиях мирового рынка цена на все покупное во всем мире примерно одинакова. Но это значит, что разворачивать на территории нашего края какое-нибудь производство из покупного сырья ничуть не выгоднее, чем в любом другом месте. Может быть, свое сырье обойдется дешевле? А что значит "своё"? В условиях рынка никто не занимается благотворительностью и все потребители, кто бы они ни были, находятся перед продавцом в равных условиях. Сейчас нет "наших" ресурсов - все не "наше", а "покупное". Все сколько-нибудь ценное принадлежит кому-то конкретному, и этот "кто-то" хочет получить от своего месторождения максимум возможного. В бизнесе не ориентируются на "патриотизм", там действуют законы рынка. Не подчиняешься им - разоришься. Поэтому для наших потребителей наше же сырье обойдется в ту же цену, что и для иностранных. Все существующие от этого правила отклонения - временны.

Может быть, у нас наше сырье дешевле хотя бы потому, что ближе? К сожалению, с точки зрения транспортных расходов это не так. Сухопутный транспорт существенно, на порядок, дороже морского. Таким образом, "свои" ресурсы для каждого конкретного пользователя не будут более дешевыми, чем для других, иностранных, потребителей. У нас не так много доступных природных ресурсов; кто со мной не согласен, попробуйте при 93% горных территорий притащить трехтонную глыбу гранита из карьера до места обработки камня. Да, ресурсы есть, но они чрезвычайно дороги для разработки. Даже имеющиеся месторождения экономически малопривлекательны для западных инвесторов. Итак, итог неутешителен: по пункту "сырье и комплектующие" у нашего производителя, точнее, у производителя на территории нашего горного края, выигрыша нет.

А теперь представьте себе, что вы иностранный инвестор и у вас есть выбор: построить завод в Таджикистане - или построить точно такой же завод в другом месте, где электроэнергию вообще не выключают. Так где вы его построите? Да, у нас пока чрезвычайно дешевая электроэнергия, но в открытой экономике цены стремятся к мировому уровню. Если принудительно устанавливать низкие цены на тепло и электричество, обанкротится энергосистема страны. И наши гидроресурсы довольно специфичны. Зимой, когда расход электричества максимальный, замерзшие реки мелеют. Транспортные расходы у нас в стране велики, и даже по одной этой причине производство по глобальным меркам невыгодно. А дешевые виды транспорта - морской и речной - у нас попросту отсутствуют. В целом по разделу "энергия и транспорт" у нас большая двойка.

По налогам, для простоты назовем все нерыночные издержки - или, как их определяют, "прочие затраты" - налогами. Это не только "налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком", но и другие поборы, определяемые "административными правилами". Есть ли резерв для налоговых льгот? Ведь когда говорят о "создании благоприятного климата для инвестиций", обычно имеют в виду снижение налогов. Можем ли мы брать самые низкие налоги в мире? Конечно, теоретически можно избавиться от налогов вообще, но очевидно, что страна без госаппарата, минимальной инфраструктуры и хотя бы милиции не представляет интереса для инвесторов. А ведь эти вещи существуют только благодаря налогам. Кроме того, есть еще налоги, предназначенные на социальные цели, на оборону, на экологию. Так вот, будут ли в "идеальном Таджикистане" государственные расходы ниже, чем в других государствах мира? А главное - как мы, с нашими-то госдолгами, можем добиться более низкого уровня бюджетных расходов по сравнению с другими странами? Разве не из бюджета нам придется платить долги и проценты по ним? А из чего бюджет-то формируется, не из налогов разве? В общем, мы вместе с потенциальным инвестором хоть и несколько субъективно, но уверенно заключаем, что по налогам и другим нерыночным издержкам в Таджикистане выигрыша ожидать нельзя.

И последняя составляющая расходов на производство - это зарплата персонала. Говорят, что у нас большое количество рабочей силы и она дешевая. Но квалифицированная ли она?

Увы, была да уплыла. А что дешевая и ее много? Давайте-ка поподробней. По разным данным, более миллиона трудоспособных таджиков ныне работают во благо экономики России, а сколько у нас осталось, еще никто не проводил оценку баланса трудовых ресурсов в Таджикистане.

Теперь про дешевизну давайте. Во многих странах - производителях товаров народного потребления (Юго-Восточная и Южная Азия, Латинская Америка) вполне приличной считается почасовая оплата 20 центов в час. Это примерно 40 долларов в месяц. Мало? Для китайской швеи 40 долларов (почти 200 сомони) очень даже неплохо. А у нас кто-нибудь будет работать за 200 сомони? Не думаю. Ниже она и не может быть, так как не обеспечит в наших условиях физического выживания.

В любом случае зарплаты как на Западе нам не видать, и потенциальный инвестор ориентируется на среднемировую цену рабочей силы, а не на зарплату западного специалиста. Кстати, буржуй есть буржуй, и не в последнюю очередь из-за стоимости рабочей силы производство перемещается в развивающиеся страны. Так вот, даже если мы интегрируемся в мировую экономику, мы не можем рассчитывать на уровень зарплаты, принятый в западных странах. Мы должны смотреть на зарплату в Пакистане, Индии, Бангладеш, в странах-производителях. Причем это не касается зарплат бюджетников - в этих странах врачей и учителей на душу населения гораздо меньше, чем у нас.

Той зарплаты, на которую согласен и может прожить среднемировой промышленный рабочий, в наших условиях не хватит не то что на расширенное, но и на простое воспроизводство рабочей силы. То есть нашему рабочему среднемировой зарплаты не хватит даже на то, чтобы прокормиться самому. В список совершенно необходимых расходов таджика входят расходы на несколькомесячный отопительный сезон, на традиционные мероприятия и т.д. По мировым ценам, только на горючее при отсутствии электричества это несколько сотен долларов на семью из пятерых человек - как раз зарплата всей семьи из "третьего мира". Даже если наш рабочий обойдется инвестору дешевле западноевропейского, то уж перед китайским рабочим у нашего никакого преимущества нет. Конечно, наш рабочий может урезать свои запросы, но не ниже определенного прожиточного минимума. А у нас другой минимум, в отличие, например, от Филиппин. Чтобы победить жителя "третьего мира" в конкурентной борьбе за рабочее место, наш рабочий должен согласиться на зарплату, эквивалентную одной лепешке в день!

Поможет только частник

ИТАК, подытожим, из пяти составляющих общего объема затрат на любое производство в условиях нашей страны две (сырье и нерыночные изъятия) - не ниже среднемировых, а три (капитальные вложения, накладные расходы и минимально необходимая стоимость рабочей силы) - существенно, в несколько раз, выше. Поэтому в условиях свободного перемещения капиталов ни один инвестор, ни наш, ни зарубежный, не будет вкладывать средства в развитие какого бы то ни было производства на территории Таджикистана. И дело не в отсутствии у наших капиталистов любви к персидской поэзии и к высоким горам - дело в законах экономики, ориентированной на прибыль. Вот почему почти все так называемые инвестиции у нас "политические", или "непрямые".

То есть каждый буржуй понимает, что значительная часть его денег, вложенная в таджикскую экономику, будет потрачена просто на борьбу с неблагоприятными условиями, без всякой пользы для конечного продукта. Если этого не понимает инвестор, то понимает банкир, дающий инвестору кредит и проверяющий его бизнес-план.

Конечно, мы вольны выбирать экономическую модель развития общества, но при этом мы должны хорошо себе представлять, что значительные отрасли нашей экономики (все сельское хозяйство, вся перерабатывающая промышленность, большая часть сырьевой) попадут при вхождении в мировое экономическое пространство под уничтожающий удар действующих там экономических законов. Да, голубая мечта наших реформаторов о вхождении страны в "мировое экономическое пространство" - пока не исполнилась полностью. Но по ряду параметров мы уже близки к желанной цели, и, возможно, в ближайшем будущем инвестиции потекут рекой в наши высокие горы. Правда, по мере приближения воды в реке под названием "инвестиции" жизнь из нашей экономики уходит - изнашиваются инфраструктура и основные фонды, донашиваются и проедаются запасы, квалифицированные кадры покидают страну. А каждый появившийся у нас доллар немедленно бежит туда, где он сможет получить большую, чем у нас, прибыль. И дело не в рынке, а в мировом рынке, а точнее даже, в мировом рынке капитала.

Так, может, стоит приглядеться к нашему ненаглядному и неполноводному "арыку" - частному сектору и дать возможность ему набраться сил, прочистить его русло, позаботиться о нем и не ждать притока неизвестной нам реки? И, возможно, тогда много наших ручейков и арыков соберется в полноценную большую реку…

Источник: ИА "Азия Плюс"
Автор: Мубин РУСТАМОВ,экономист
0.0
- всего оценок (0)
- ваша оценка


Новый комментарий
Автор Сообщение
saidumar
14.03.2013 23:25
Гость
IP:176.115.89.191

      Важно, чтобы все понимали, пока у государства есть собственность; земля, недра, энергетика, промышленность и т.д. значить каждый из вас являясь гражданином этого государства,  является владельцами, собственниками всего этого. Вы именно ВЫ как собственники имеете на этой земле свое государство и получаете выгоду за использования всего, что находится на этой земле через различные государственные структуры, например гос.  услуги (бесплатная медицина, обученные в школах и ВУЗах, детские сады, санатории, страхование, пособия и т.д).

    Приватизировав все это, передав в частные руки вы, то есть вас лишают собственности, то есть на вашей же земле вас из граждан превращают в рабов.

  Единственный способ защиты для граждан РТ, объединится, заставить работать законы страны, добиться чтобы все граждане страны одинаково были равны перед законом страны, и президент и пастух. Иначе феодализм, чаноба вы уже себе выбрали, не вещайте добровольно себе на шеи кандалы, тогда вам уже и Всевышний не поможет. Пока у государства есть собственность вы остаетесь гражданами!

 Всякую государственную собственность в том числе землю и недра можно под гарантии закона отдавать в долгосрочную аренду и также успешно эксплуатировать и зарабатывать посредством государства и государственного закона. Не верьте тому что только частный собственник может работать. Самый стабильный и безопасный баланс для Таджикистана на сегодня и на перспективу это соотношение государство 70% и частное (корпоративное) 30 %. Тогда светское Государство Таджикистан будет существовать долго.

saidumar
14.03.2013 21:47
Гость
IP:176.115.89.191

     Учитывая, что мы Таджикистан, мы живем в Средней Азии, учитывая, менталитет народов Средней Азии и если вы хотите чтобы Таджикистан остался как Светское государство, и развивалось вперед, а не назад обратно к феодализму, необходимо оставить за государством, в государственной собственности землю, недра, энергетику, транспортные и инженерные коммуникации.

    Частному сектору оставить, например скотоводство, садоводства и сельское хозяйство в части выращивания фруктов и овощей, сервисные услуги населению, торговлю,  возможно строительство жилья, производство товаров народного потребления.

     Нынешняя власть как раз работает по схеме, которую предлагает автор статьи. Они, власть  скоро и умело уменьщають роль государства в экономике страны.

   Представьте себе, государство не будет,  занимается экономикой, не будет инвестировать сам и не сможет привлечь инвестиции и все передаст в частные руки (что сейчас и происходить), кто в состояние сегодня в РТ выкупить все земли, все объекты недвижимости и т.д.? И козе понятно все те же кто сейчас у власти. После завершения процесса передачи частному сектору как раз и вернетесь к феодализму. Уже ни один гражданин страны ничего не сможет свободно что-то сделать или изменить, все будет у баев, а их наберется в РТ максимум две три семьи или клана. Будет вам феодализм в XXI веке.

   Важно, чтобы все понимали, пока у государства есть собственность; земля, недра, энергетика, промышленность и т.д. значить каждый из вас являясь гражданином этого государства,  является владельцами, собственниками всего этого. Вы именно ВЫ как собственники имеете на этой земле свое государство и получаете выгоду за использования всего, что находится на этой земле через различные государственные структуры, например гос.  услуги (бесплатная медицина, обученные в школах и ВУЗах, детские сады, санатории, страхование, пособия и т.д).

    Приватизировав все это, передав в частные руки вы, то есть вас лишают собственности, то есть на вашей же земле вас из граждан превращают в рабов.

   Условия РТ имеет значения в том, что никто не спешить инвестировать в экономику РТ, но главная преграда эта нынешняя власть и его действия, то есть противодействия любим начинаниям. 

    Если любому инвестору в  качестве партнера и гаранта выступает Государство в лице его законно избранной власти, то инвестор идет на риски и вкладывает капитал в экономику этой страны. Но если любому инвестору в качестве партнера выставлять или принуждать сотрудничать с государством через фирмы и компании, которые принадлежать представителям этой власти, а не государству, естественно они на это не пойдут, если кто и идет на это, то у такого инвестора самого видать «Рылцо в пуху».  (Пример то что происходить с недрами; нефтью, газом, углем).

      Честный сектор и частных инвесторов надо поддерживать и поощрять без этого нельзя, но когда вопрос идет о земле, недра, энергетики, транспортных и инженерных коммуникаций, то собственником, права решающего голоса, должно схоронятся за государством, то есть за вами, за гражданами РТ.

   Инвестиции нет в первую очередь, потому что нет доверия к нынешней власти, нет возможности пройти мимо коррумпированных чиновников, мимо недобросовестного чиновника бюрократа, остальные причины второстепенные.


Обсуждение в Facebook:




Главные новости

03.1216:40Душанбинских пекарей отправили в вынужденный отпуск
03.1215:16Ансори: Смертный приговор Бобака Занджани не отменен
03.1212:35В России группа наркоторговцев подозревается в сбыте около 700 кг героина
03.1210:23Официальный Кабул прокомментировал заявление талибов по CASA-1000
03.1210:03Путин призвал упростить получение гражданства РФ для выходцев из бывшего СССР


Самое обсуждаемое

01.1214:11Атамбаев о ЕАЭС: вступаем в братский союз и встречаем старшего брата, который нам ножки подставляет(7)
02.1210:57Лидер Компартии Таджикистана верит председателю Нацбанка, но стоит в очереди за своим депозитом(3)
01.1209:43На реализацию новой Национальной стратегии развития Таджикистана необходимы $118,1 млрд.(3)
01.1217:52Земан и Рахмон не стали общаться с журналистами(2)
03.1210:32Когда у НПЗ "финансы поют романсы"...(1)
02.1211:21Атамбаев ответил на слова мэра Москвы о киргизских мигрантах(1)



(C) 2001-2016 TopTJ.com

TopTJ.com - Новости Таджикистана
00:00:00