Авторизация
 
 
Регистрация на сайте
Восстановление пароля


Новостные каналы


Skip Navigation LinksTopTJ.com  →  Новости Таджикистана  → 

Лента новостей

21.03.201310:57
Источник изображения: ИА "Авеста"

Мухаммад-Али Махмадов: «Возродить «Таджикфильм» и сохранить наш бренд»

Уже несколько раз газета "Б&П" писала о жизни и творчестве известного таджикского киноактера Мухаммад-Али Махмадова. На этот раз мы решили рассказать о проблемах таджикского кино через призму видения этого замечательного актера.

- Мухаммад-Али, вы много ездите по свету, снимаетесь в иностранных кинофильмах, у разных режиссеров. Что такое "кинопроизводство" за рубежом?

- Кино, в первую очередь, это творческий процесс, это искусство. Но кино - это и бизнес. В советское время кинопрокат и кинопроизводство были объединены в единое целое и занимали четвертое место по приносимой прибыли государству, после производства и продажи военной техники, алкоголя и табака. Это рентабельное производство, и важно понимать, что эту отрасль нужно поднимать на ноги, вкладывать в нее и получать затем прибыль. Например, снимать прокатные фильмы, которые снимаются на пленке или на высококачественной цифровой аппаратуре, а потом переводятся на пленку. Европейские и американские киностудии, снимают фильмы для проката, в основном, на пленку. Раньше при Союзе все киностудии обеспечивались пленкой отечественного производства, теперь же покупать японскую или американскую пленку очень дорого. Особенно для начинающей киноиндустрии Таджикистана.

- Остановимся на проблемах таджикского кино. Почему некогда гремевшая на все постсоветское пространство киностудия "Таджикфильм", где были сосредоточены высококлассные специалисты, сегодня потеряла свою былую мощь?

- Мы до сих пор не можем оправиться от последствий былой гражданской войны. Кинопроизводство поглощает огромные средства, и у республики нет тех былых ресурсов, которыми мы обладали раньше. Но у нас есть "Таджикфильм", и за этим именем стоит вся история нашего кино, конкретные фильмы и имена их создателей, которые известны в мире. Но для того, чтобы сохранить этот бренд по имени "Таджикфильм" со своей идентичностью и национальной самобытностью, надо развивать кино-отрасль, которая нуждается в крупном финансировании...

- Вы часто снимаетесь в российских фильмах и я знаю, что интенсивным развитие российского кинематографа стало благодаря государственной поддержке. Как организуется кинопроцесс на российских студиях, где вы работали?

- Все началось после того, когда в начале 2000-х, президент В. Путин выделил один миллиард рублей на кинопроизводство. На следующий год это уже было 2 млрд. рублей и с каждым годом эта сумма увеличивается. Потом появилось много других, так сказать спонсоров, которые стали вкладывать в кино деньги - это банки, компании, фирмы, частные лица, которые участвуют в долевом финансировании фильмов. Они понимают, что кино - дело прибыльное, а государство понимает, что это - идеология страны, которая прямо и непосредственно доводится до широкого круга населения, до масс. Во-вторых, оно носит воспитательный характер, в-третьих, показ фильмов на различных международных фестивалях служит повышению престижа страны и развитию туризма. В-четвертых, это - бизнес и это источник прибыли и для самого государства. Знаете, я был на киностудии "Мосфильм" в годы застоя: там была такая же картина как у нас на "Таджикфильме" - в коридорах пыль и паутина, павильоны отдали под торговые склады. С приходом на "Мосфильм" Карена Шахназарова, туда на выгодных условиях с доступными услугами для съемок стали привлекать иностранных производителей: предложили свои павильоны, транспорт, специалистов, декорации, короче все - приходи и снимай! И тогда киноконцерн "Мосфильм" зажил по-настоящему! И все это при поддержке государства, и когда банкиры, коммерсанты узнали, что государство заинтересовано в этом процессе, стали тоже вкладывать в кино. Это мировая практика. Важно заметить, что в российском кинопроизводстве фильмы, несущие национальную идею, освобождены от налогов и поэтому много желающих среди бизнесменов, которые готовы вкладывать в кино. И я думаю, что Таджикистану есть чему поучиться у наших соседей.

- Вы также много снимались на киностудиях центрально-азиатских республик, каково положение у них? Складывается впечатление, что мы - в самом конце "тоннеля"…

- В Узбекистане помимо государственных киностудий, много частных студий, у которых солидная армия спонсоров. Государство выделяет немало средств для съемок 16-и игровых фильмов в год на киностудии "Узбекфильм". Узбеки сохранили свои кадры и делают профессиональное кино, много у них авторских работ, которые отмечаются на международных кинофорумах. Потом, узбекские кинематографисты пошли по пути коммерциализации и снимают сейчас народное, зрелищное кино, ничем не уступающее индийскому Болливуду. Поэтому их фильмы котируются у нашего зрителя, на всех рынках можно приобрести новинки узбекских фильмов на русском и узбекском языках.

У казахов кинопроизводство просто процветает. Там также государство выделяет огромные средства на развитие кино. Они уже производят фильмы совместно с американскими и европейскими студиями, проводят престижные международные кинофестивали с бюджетом в десятки миллионов долларов, выпускают газеты и журналы о кино, готовят свои национальные кадры в престижных киношколах мира. У них очень много проектов, но не хватает кадров, чтобы реализовать их.

В отличие от казахов, в Кыргызстане не так много выделяется средств со стороны государства. Но, несмотря на это, у них огромный творческий потенциал: судя по количеству завоеванных наград на международных кинофестивалях, киргизы - лидеры Центрально-азиатского кино, потому что у них есть творческие личности, мыслящие масштабно, концептуально, современно с заботой об отечестве и отечественной кинематографии. Достаточно назвать лишь один фонд "10+" кинематографиста мирового уровня Актана Арыма Кубата. Этот общественный фонд накапливает деньги из внутренних и зарубежных источников для поддержки новаторских проектов, но в особенности, молодых кинематографистов.

- Теперь попытаемся разобраться с нашим кинематографом. Почему у нас нет нормального, конкурентоспособного кино?

- В решение проблем нашего кино нет цельной концепции. Хотя и разработан план развития национального кино, никто толком об этом ничего не знает. В сфере кино нет прозрачности. В республике принята Государственная программа развития кино на 2010-2016 годы, но до сих пор неизвестно, как она реализуется. В программе должен четко формулироваться вопрос учебно-технической базы. И если этого не будет, никакого развития кино не ожидается. Сейчас наш кинематограф находится в таком положении, что у кого есть деньги, тот "девушку и танцует". То есть, появилась целая плеяда людей с деньгами, но без профессионального образования, которые снимают так называемое "кино". Это видеофильмы, "кино" их назвать язык не поворачивается, в которых работают и снимаются в основном непрофессионалы. Недавно слышал жуткую историю: даже парню с улицы можно запросто сняться в кино, достаточно хорошо заплатить режиссеру или продюсеру. Кто будет помнить эти фильмы на "болванках" через 2-3 года, 10 лет?

И первая причина застойного явления нашего кинематографа - это отсутствие органа, который был бы уполномочен решать проблемы отрасли. Это должно быть учреждение, в которое может обратиться за финансовой помощью постановщик картины. И потом выделенные средства будут тратиться по назначению и в рамках закона. "Таджикфильм" - производственное учреждение, а "Точиккино" - регулирующий орган. Воспитанием масс занимается Минобразования, а привитием нравственности и эстетики - Минкультуры и эти структуры не могут решить всех проблем кинематографа. Официально Комитет по телерадиовещанию занимается проблемами таджикского кино, но даже в названии учреждения нет и намека на слово "кино". Поэтому средства, выделяемые на кино со стороны государства, имеют нецелевой характер, ведь в руководстве нет ни одного кинематографиста, чтобы у него душа болела за кино. Поэтому надо начинать с разработки нормативно-правовых документов о кино. Ведь кинопроизводство - это синтез искусства и производства и поэтому требует немало денежных вложений. Очень важно понять, что вложения в кинематограф могут принести прибыль не так быстро, но большую. Здесь "быстренько не получится сделать". Чтобы снять сегодня одну телевизионную серию в странах СНГ (Белоруссия, Украина, Россия, Казахстан) потребуется больше 340-360 тысяч долларов. Прокатный фильм на пленке стоит от 1 млн. долларов и больше. А голливудские фильмы стоят от 300 миллионов. Камерные картины, например, фильм "Возвращение в А" Егора Кончаловского, где я снимался в прошлом году, обошелся в 5 миллионов долларов. Такие расценки сегодня у настоящего кино и когда мы говорим о возрождении "Таджикфильма", мы должны думать о подобных вложениях. Настоящее кино из этого всего произрастает. Может, в правительстве не знают об этом? К примеру, для одно-серийной картины "Кочевник", который снимали в Казахстане, из фонда президента Назарбаева было выделено 36 миллионов долларов! И все это снималось по международным стандартам. Кино - недешевое удовольствие, поэтому стоит снимать хорошее и качественное кино. Конечно, можно экономить и снимать дешевое кино, но это уже будет "дешевка". До 1993 года у "Таджикфильма" был отдельный банковский расчетный счет, куда государство перечисляло средства. Потом все это ушло куда-то, но сегодня важно, чтобы были целевые деньги, постоянные, а не те, которые выделяются через посредников и таят где-то. Это так сказать, мое пожелание.

- Каким образом можно поднять нашу киноиндустрию?

- В первую очередь, думаю, все-таки нужно наделить киностудию "Таджикфильм" определенными полномочиями и правами. Сегодня необходима централизация государственных структур в области кинематографии на базе киностудии, которая обладает всеми возможностями (наличием комплекса зданий, кадровым резервом, технической базой, отлаженными службами, отработанными техническими нормативами и т.д.), чтобы стать государственным уполномоченным органом. Дальнейшую деятельность "Таджикфильма" можно сформировать как центр национального кино, где затем создать ряд функциональных подструктур. Приобретая статус уполномоченного органа, киностудия сможет более тесно сотрудничать с негосударственными фильмо-производящими и фильмо-прокатывающими организациями, организовывать и обеспечивать стабильную работу по производству национальных фильмов.

Также очень серьезно надо подумать и начать решать кадровую проблему в таджикском кино с привлечением профессионалов и высококлассных специалистов.

Я очень хочу, чтобы у меня на родине наладился кинопроцесс. И стараюсь как актер, как человек более или менее известный на постсоветском пространстве, проявить инициативу в поиске спонсоров, меценатов, то есть людей, которые могли бы субсидировать наше кино. А сейчас благодаря своим старым друзьям я веду переговоры с казахстанскими коллегами по организации с нашими киношниками совместного проекта. Работая с российскими киностудиями, я стараюсь уговорить их, чтобы они снимали фильмы в Таджикистане.

- Спустя 20 лет, вы вновь начали сниматься в таджикском кино. На взгляд человека, который имеет за плечами богатый опыт работы в разных студиях мира, что изменилось в нем?

- Я заметил, что и в нашей стране появилось много частных студий, которые создают таджикское кино. Но проблема в том, что современное таджикское игровое кино делают, как правило, люди без профессии, не имеющие социально и художественно значимой концепции. В целом, на мой взгляд, сегодня игровое кино представляет собой в массе искаженную модель ширпотреба, где преобладают "сопли, слезы и любовь". И немного - детектив. То, что время от времени появляются какие-то неплохие фильмы, это больше случайный результат, нежели закономерность.

Потом, вот такие псевдо-кинематографисты виноваты в отставании нашего кино от кино соседних стран. Знаете, почему? Они испортили кинозрителя. Зрители в массе разучились смотреть хорошее кино. Нужно начинать с формирования кинокультуры зрителя.

Обнадеживает лишь то, что есть молодые ребята, которые хотят учиться, осваивают новые технологии и стандарты кинопроизводства, чувствуют ответственность перед кино и обществом и некоторые из них готовы к тому, чтобы взять отечественный кинематограф в свои руки.

- В одном из своих интервью вы говорили о важности съемок фильмов по госзаказу. Насколько это важно в условиях Таджикистана?

- Вы знаете, что есть две формы создания фильмов: государственный заказ и коммерческое кино. Госзаказные фильмы воплощают собой идеологию государства и народа. Фильмы по заказу должны финансироваться государством на все 100%. Необходимо, чтобы в Таджикистане в год создавался хотя бы один такой фильм. И соответственно, должны выделяться деньги на его постановку. Государственная поддержка кинопроизводства очень важна на начальном этапе именно потому, что оно еще не окрепло. В конце концов, создание фильмов, которые сняты, например, об истории или воспитывающие поколение молодых людей в духе патриотизма картины, которые будут участвовать на фестивалях и возможно, получат награды, окажутся в интересах самого государства. Коммерческое же кино с долевым участием государства и спонсоров изначально направлено на то, чтобы быть зрелищным. Соотношение госзаказа и коммерческого кино, в первые годы у нас может быть один к трем. И это необходимо для возрождения нашего кино.

- А как можно решить проблему нехватки кадров?

- У нас в кино остро ощущается нехватка кадров. Технические специальности - это мастерство, которому надо обучаться в профессиональных киношколах.

Кадры можно готовить в институте искусств или РТСУ на факультете культурологи и на этой базе можно открыть отделение кино, где готовили бы не только киноактеров, но и режиссеров, операторов, звукорежиссеров, сценаристов, специалистов других кинематографических специальностей узкого профиля, например, режиссера монтажа. Знаете, ведь фильм на самом деле создается на монтажном столе. Какой фильм будет, напрямую зависит от режиссёра монтажа. И нежелательно, чтобы монтажом занимался сам кинорежиссер, как принято у нас, когда жалко "свое дитя" уменьшить, урезать. Ведь при монтаже нужно быть безжалостным, чтоб получился шедевр. Взять для примера кинорежиссера с мировым именем Фрэнсиса Коппола, который приглашает специалиста по монтажу из Японии для создания своих киношедевров.

Нужно привлекать молодежь учиться в престижных вузах, например, во ВГИКе, куда есть квоты. Но почему-то многие не знают об этом. У нас не такая большая республика и не такое огромное кинопроизводство, чтобы говорить о большем количестве людей, которые могли бы там учиться. Если ежегодно там станет учиться хотя бы 1-2 таджикистанца, то это уже даст хороший результат. Сегодня у нас нет профессиональных кинокомпозиторов, кинодраматургов, кинопродюсеров, ведь этому специально учатся и не каждый журналист, писатель или театральный драматург может стать хорошим кинодраматургом. Здесь есть свои тонкости и нюансы. Когда-то был такой известный таджикский писатель Хабибулло Назаров, и я лично видел, как он работал с кинодраматургом В. Максименковым и они вместе писали киносценарий по произведению писателя. Положить произведение на язык кино - это профессия. У нас же сегодня нет таких профессионалов. Или кинокомпозитор, такой как Геннадий Александров. Многие известные композиторы обращались к нему за помощью музыкального оформления фильма. У нас есть такие замечательные режиссеры как Анвар Тураев, Марат Арипов и другие, но время быстротечно, старость не подчиняется времени…

Недавно по телевизору смотрел выступление президента страны по случаю Дня Защитника Родины и узнал, что оказывается за рубежом у нас в военных институтах и академиях учатся более 1,5 тысяч ребят. Мы, что, с кем-то воевать собираемся? А за 20 лет независимости не было подготовлено практически ни одного кадра для киноиндустрии Таджикистана. Бывший директор киностудии Абид Хамидович Хамидов группами отправлял на учебу молодых ребят - будущих актеров, режиссеров, операторов, монтажеров, киноведов, даже экономистов кино, продюсеров, чтобы мы могли не только снимать кино, но и успешно его продавать.

Поэтому хорошо было бы поучиться на основе киношкол России, Ирана, Китая, Индии, Турции и Европы, чтобы поднять национальное кино и воспитать хороших специалистов.

Самое главное - необходимо понять, сегодня нам нужно таджикское кино или нет? Если нет, то расформировать "Таджикфильм" и открывать очередной рынок или бизнес-центр. Предыдущие директора киностудии ведь разводили здесь кур, уток, сажали огород, картошку, оборудовали сауну, гостиницу. Словом, делали все, что угодно, только - не кино. Под брендом "Таджикфильм" здесь шла распродажа всего, что было раньше: даже деревья вырубали, чтобы построить себе двух- и трехэтажные особняки. Там, на киностудии, не производилось кино и это устраивало руководителей далеких от этого искусства.

К сожалению, сегодня в таджикском кино нет лидеров, таких как Б. Кимягаров, Т. Собиров, А. Тураев, М. Арипов, В. Ахадов, Б. Садыков и другие, за которыми бы пошла молодежь и у которых бы училась и перенимала опыт.

Как-то при разговоре с режиссером Валерием Ахадовым, я понял, что при выделении средств для съемок на "Таджикфильме" он согласен приехать на Родину и сделать здесь кино, а заодно передать свой опыт молодым режиссерам. Думаю, и Бахтиёр Худойназаров тоже не будет против этой идеи. Они-то уедут потом к себе, а молодые останутся и будут дальше профессионально развивать и поднимать национальное таджикское кино.

- Вы правы. В прошлом году на студию пришел в качестве руководителя Носир Саидов, парень, который в свое время учился у Ахадова и Худойназарова, работая у них в картинах в качестве второго режиссера, а недавно, как режиссер-постановщик, снявший полнометражный художественный фильм "Истинный полдень". Он знает "кухню кино" изнутри, он - киношник до костей. Я надеюсь, что с его приходом произойдет возрождение таджикского кино, потому что пришел настоящий Хозяин. Он, в первую очередь, отремонтировал и восстановил костюмерную, превратившуюся за эти годы в настоящую свалку. Я был свидетелем, как в течение нескольких месяцев специалисты разбирали костюмы по эпохам, полу и возрастам. На "Таджикфильме" многое что практически было уничтожено, чтобы сдать эти помещения в аренду под офисы, в том числе уничтожены фото и музыкальный архивы, а также шумотека. И страшно то, что сегодня никто не в ответе за это преступление.

- Но говорили, что был пожар и все сгорело?

- Этот пожар произошел в головах этих людей и вытравил их души…

К нашему разговору. Саидов восстановил три павильона и в них уже можно снимать. Он создает все условия, чтобы они были в рабочем состоянии. Восстановлен также монтажный корпус, три стола под пленку, и еще под цифровую аппаратуру. В монтажной восстановлен просмотровый зал, где раньше собирался худсовет, который решал судьбу каждого фильма. Сейчас в рабочем состоянии цех по деревообработке, механический цех, станки по обработке металла. Для кино сегодня важны фонотека, архивы. Поэтому новый директор наводит порядок и там: он нанял специалистов, которые заново восстанавливают и записывают архивы на цифровое оборудование.

Знаете, раньше на киностудии "Таджикфильм" была замечательная вода и многие студии проявляли у нас свои пленки. Лаборатория по проявке пленки была за эти годы уничтожена, но остались химикаты, которые опасны для здоровья. Саидов пригласил специалистов, которые провели дезактивацию химикатов, сделали дезинфекцию, вывезли все опасные вещества и закопали в специально отведенном месте.

Сейчас восстанавливается мульт-цех, которым руководит мультипликатор Бахтиёр Каххоров. Кстати, новый директор стал упорно возвращать специалистов обратно, на студию и создает им условия, чтобы они занимались своей работой, нежели сидели на рынках и торговали. Восстанавливается сайт "Таджикфильма", чтобы и другие могли ознакомиться с новостями нашей киностудии.

- А новые фильмы в этом году будут?

- Самое главное - на киностудии запускаются три новых художественных игровых фильма. Один уже снимает режиссер Юнус Юсупов.

Сам же Носир Саидов, не привлекая бюджетные деньги, ищет спонсоров, чтобы снять художественный фильм "Зеркало без отражения" по сценарию драматурга Бахтиера Каримова. Верю, будет отличный фильм.

Помимо этого, в годовом плане "Таджикфильма" снять 20 документальных фильмов о проблемах народного хозяйства республики. Н. Саидов вместе с администрацией киностудии ездит по районам и городам, встречается с руководителями, договаривается о съемках фильмов, где в качестве худ. совета будут выступать не директора совхозов и руководители предприятий, а профессиональные документалисты, которые донесут через фильмы проблемы на местах до высоких инстанций.

Также затеваются совместные проекты с Ираном, Афганистаном, Индией с возможным обучением молодежи в киношколах. Одним словом, я рад, что на "Таджикфильме" с приходом этого парня все задвигалось, зашевелилось. Главное, не терять тот стержень, который некогда был у "Таджикфильма". Я - за возрождение таджикского кино, настоящих картин, которые вернут былую славу "Таджикфильму".

Источник: ИА "Авеста"
0.0
- всего оценок (0)
- ваша оценка


Новый комментарий
Автор Сообщение
Данную новость еще не обсуждали

Обсуждение в Facebook:




Главные новости

05.1216:04Заветная мечта паренька из глубинки. ВИДЕО
05.1216:01Эмомали Рахмон и Шавкат Мирзиёев обсудили перспективы таджикско-узбекских отношений
05.1215:30Какова же реальная длина Великой Китайской стены?
05.1214:49Махмадали Ахмадов, предполагаемый организатор убийства семьи Гошта, предстанет перед судом присяжных
05.1214:46Можно я не умру, пока вы меня не похоронили?


Самое обсуждаемое

03.1209:12Эмомали Рахмону построят новые резиденции(1)
05.1211:34Таджикистан перейдет на 12-летнее образование в 2020 году(1)
05.1211:31Китайская энергетическая строительная корпорация заинтересована в сотрудничестве с Таджикистаном(1)



(C) 2001-2016 TopTJ.com

TopTJ.com - Новости Таджикистана
00:00:00.0156251