Авторизация
 
 
Регистрация на сайте
Восстановление пароля


Новостные каналы


Skip Navigation LinksTopTJ.com  →  Новости Таджикистана  → 

Лента новостей

20.06.201307:09
Источник изображения: ИА "Авеста"

Мастер декораций

Газета «Бизнес и Политика» продолжает знакомить наших читателей с историей успеха наших земляков оказавшихся по воле случая за пределами Родины.

Мастер декораций

Он - успешный «киномен» в Казахстане, генеральный директор творческого объединения «Митрафильм», известный художник, кинорежиссер. А самое главное – он наш земляк, таджик, который сделав на чужбине неплохую карьеру, все равно продолжает думать о своей исторической родине. Знакомьтесь, Рустам Одинаев.

- Рустам Давлятович, что послужило «толчком», почему Вы решили связать свою жизнь с кинематографом, словом, как пришли «в профессию»?

- Родился и вырос я в далекой глубинке – Фархорском районе Кулябской области. В детстве я был сочинителем разных историй, собирал ребят вокруг себя и просто импровизировал. Мы часто ходили смотреть кино. До сих пор вспоминаю, какие впечатления оставили «Великолепная семерка» и «Мстители». Денег на кино иногда не было и мы умудрялись залезать на деревья, чтобы оттуда бесплатно смотреть фильмы в летнем кинотеатре, за что нам часто попадало от родителей. Но я был молод и влюблен в кино «по уши» и до того наивен, что у меня вообще не было понятий, как снимается кино, из чего оно состоит. Я думал, все в кино делается само собой.

Кстати, в Фархоре, я учился в русскоязычной школе, которая дала мне многое: преподаватель рисования научил меня здорово рисовать, а учитель немецкого – искусно играть на гитаре. К тому же я занимался футболом и теннисом. К сожалению, я не был на своей малой родине более 40 лет…

Серьезно о кино я задумался после возвращения из армии, в 1972 году, когда старший брат Хушбахт Хушвахтов – Народный художник СССР, участник Великой Отечественной войны, который недавно ушел из жизни, увидев во мне тягу к кино и оценив мою любовь к рисованию, предложил пойти работать на киностудию. На «Таджикфильме» вначале я устроился рабочим в съемочную группу режиссера Бориса Кимягарова, который снимал тогда фильм «Рустам и Сухроб», «Сказание о Сиявуше» и меня увлекли история, раскопки, костюмы и реквизиты… Со временем перешел в цех по строительству декораций: здесь здорово пригодились навыки, которые я получил учась до службы в армии на сварщика в ПТУ № 48 г. Явана. Так я стал художником-декоратором:

работал с режиссером Анваром Мансуровым, который в свое время как оператор снял легендарную картину «Смерть ростовщика». Вместе мы сняли документальный фильм о творчестве известного народного гафиза Одина Хошима. Постепенно перешел на художественные картины: был художником-декоратором в фильме «Мир вашему дому», а позже в сериале «Джура – охотник из Мин-Архара».

- Вы специально учились декоративному искусству или просто имели наставника?

 - С киностудии меня отправили в Москву на повышение квалификации – двухгодичные курсы художников-декораторов при ВГИКе. Учился у таких именитых художников как Богданов, Пашкевич, Мясников. Позже закончил режиссерские курсы в Москве (мастерская Булата Мансурова), а в 1992 году – факультет журналистики Казахского госуниверситета им. Аль-Фараби.

- Интересно, а что вам дала журналистика?

- Благодаря журналистике, я научился правильно излагать свои мысли на бумаге. А то, как бывало: в голове идея крутится, а ты не знаешь, как все это описать. После учебы у меня стали публиковаться рассказы, я помогал переделывать сценарии для фильмов, расписывать эпизоды.

Со временем у меня набрался большой опыт художника, оператора, режиссера и я решил начать свое дело.

- Рустам Давлятович, что стало причиной Вашего отъезда из Таджикистана, почему Вы покинули родную киностудию?

- Причина - любовь. Вообще, это странная история. С детства я был влюбчивым ребенком. В 5 классе без памяти влюбился в свою учительницу математики, которая была по национальности кореянкой. Ей был 21 год, а мне 11 лет… Видимо, это чувство во мне глубоко осталось. По возвращению из армии, я впервые увидел свою будущую жену. Она была химиком по образованию и подругой моей сестры Рохат и приехала в Душанбе в командировку.

Сауле была как две капли воды похожа на мою учительницу и пробудила во мне чувства первой любви. Благодаря ей, я глубоко изучил историю, культуру и искусство казахского народа.

К сожалению, моей супруги несколько лет назад не стало: она буквально «сгорела» на своей работе, связанной с химикатами. Она была прекрасной, умной женщиной, известной ученой, кандидатом наук. Ее научная работа была открытием и ее не раз приглашали работать в Штаты и Европу. Сауле подарила мне трех красивых дочерей – Тахмину, Алию и Гавхар, которые также связали свои судьбы с киноискусством.

- Как сложилась ваша творческая судьба на казахской земле?

- На «Таджикфильме» я успел поработать в 16 художественных картинах. Когда в 1983 году я переехал жить в Казахстан, на киностудии «Казахфильм» в это самое время начал свой проект Булат Мансуров. Он то и пригласил меня работать вместе с ним в качестве художника.

Кроме того, с Мансуровым мы сняли три совместных с «Мосфильмом» проекта. В Казахстане я работал в более 40 картинах. Помимо этого, был художником-постановщиком в картинах многих зарубежных режиссеров, которые приезжали снимать свои фильмы в Казахстан.

- А с какой картины начинали на «Казахфильме»?

- Первая моя работа была с киргизским режиссером Булатом Шамшиевым, который снимал на базе «Казахфильма» фильм о снайпере Алие Молдагуловой. Мы также работали в фильме «Миражи любви» Толомуша Акеева по сценарию Тимура Зульфикарова. С американцами снимали фильм о Чингизхане, с итальянцами - о Марко Поло.

- С какими известными режиссерами вы работали?

- О, их очень много. Я работал с греческим режиссером Тео Ангелопулосом, югославским художником Велько Деспотовичем (наставником знаменитого Кустурицы), немецким режиссером Марком Хейбером, с российскими режиссерами Павлом Чухраем, Егором Кончаловским и многими другими.

Скажу, что у именитых режиссеров можно многому научиться, но иногда у них очень тяжелый характер. Так и в случае с Ангелопулосом, который любил в ходе съемок картины «Пыль времени», по несколько раз менять сценарий и соответственно - декорации…

В фильме «Чингизхан» мы работали с Толомушем Акеевым, режиссером-импровизатором, у которого я научился в отдельных деталях видеть цельность. На картине «Султан Бейбарс», режиссер Булат Мансуров отправил меня в Египет, чтобы я побывал в Каирском национальном музее и сделал точные копии культовых предметов захоронения Тутанхамона. Все это здорово помогло приблизить фильм к реальности того времени. Позже копии культовых предметов были обретены одним московским музеем. Правда, одну деталь я сохранил у себя. На память.

Когда работал с режиссером Павлом Чухраем, снимавшего картину «Испытание» о первом ядерном взрыве в Семипалатинске, для того, чтобы построить вышку, мне пришлось специально изучить детали и технологию взрыва в Неваде. Это тоже интересная тема для кино, но пока съемки приостановлены.

Работая с немецким режиссером Марком Хейбером, который снимал в Казахстане фильм «Байконур» про последствия атомных испытаний на Байконуре по сценарию Сергея Ашкенази, я узнал много негативной и закрытой информации.

В основном все режиссеры-постановщики ревностно относятся к качеству строительства декораций, подбору костюмов, персонажей и изобразительному ряду в целом. Но работая с Егором Михалковым–Кончаловским в фильме «Возвращение в «А»», я был приятно удивлен, как Егор полностью доверился художникам нашего творческого объединения «Митрафильм». Мы досконально проделали всю зависящую от нас работу, а режиссер только приезжал, утверждал и снимал.

В 2004 году, работая с американским режиссером Милошем Форманом в проекте «Кочевник» по заказу президента Назарбаева, в 70 км от Алматы я построил этнографический киногородок на объектах которого, киностудии многих стран мира, до сих пор снимают фильмы. Также являюсь автором проекта «Храм четырех конфессий». Наше объединение принимало активное участие в дизайнерском оформлении кинофестивалей «Евразия», праздника Навруз, киномузеев и первого фестиваля «Экшн фильм» в Астане.

- Рустам Давлятович, недавно вам исполнилось 60 лет, за плечами более 50 картин. Скажите, над какими проектами вы сегодня работаете?
- В качестве режиссера-постановщика я снял 9-серийный художественный телефильм «Каждый взойдет на Голгофу», который был удостоен гран-при на VI Евразийском кинофестивале в Москве. В 2009 году я снял документальный фильм «Казбат». Мы отправили в Минкультуры Казахстана несколько проектов о новых фильмах, один из которых – съемки художественного фильма о «Казбате», о тех, кто охранял заставу в далеком 1996 году на границе Таджикистана с Афганистаном и героически погиб, защищая границу. Такие картины нужны нашим народам, потому что они воспитывают в духе интернационализма и любви к родине.

Беседовал Мухаммад-Али Махмадов, специально для Б&П

Источник: ИА "Авеста"
0.0
- всего оценок (0)
- ваша оценка


Новый комментарий
Автор Сообщение
Данную новость еще не обсуждали

Обсуждение в Facebook:




Главные новости

09.1214:58С.Аслов заявил о недопустимости участия криминальных лиц на мероприятиях ОБСЕ
09.1214:48Житель Исфары подозревается в покушении на убийство
09.1214:41ОДКБ требует не пустить "преступников" на заседания ОБСЕ
09.1214:20«Барки точик» сообщил о смягчении энерголимита по стране(1)
09.1213:57Российские штурмовики Су-25 перебазировались из Киргизии в Таджикистан


Самое обсуждаемое

07.1207:59Власти Таджикистана планируют в два раза сократить уровень бедности(6)
07.1215:18Первый визит в качестве президента Шавкат Мирзиёев совершит в Россию(3)
09.1214:20«Барки точик» сообщил о смягчении энерголимита по стране(1)
08.1215:2825 лет без СССР(1)
08.1214:51В министерстве культуры обсужден вопрос о переносе памятника Абуали Сино(1)



(C) 2001-2016 TopTJ.com

TopTJ.com - Новости Таджикистана
00:00:00.0156255