Авторизация
 
 
Регистрация на сайте
Восстановление пароля


Новостные каналы


Skip Navigation LinksTopTJ.com  →  Новости Таджикистана  → 

Культура и искусство, Комментарии

12.11.201411:57
Источник изображения: news.tj

Уходя, он оставил нам чашу Хайяма...

На больших мировых и республиканских сценах он выступал всего два десятилетия и, будучи выпускником знаменитого российского вуза - ГИТИСа (московский Государственный институт театрального искусства), исполнял сложнейшие роли в спектаклях мировой и русской классики. Выступал он и практически во всех новых премьерах национальной драматургии и своим редчайшим талантом привлекал в театр тысячи новых поклонников.  

Махмуджон свободно читал монологи Гамлета на русском и таджикском языках, читал газели Хафиза и Саади, стихи Пушкина и Есенина, да не просто читал, а исполнял их с редким чувством одухотворенности, передавая слушателю огромную и многоцветную палитру эмоционального мира знаменитых поэтов. Ему аплодировали в Канаде и в Иране, Москве и Ташкенте, Минске и Бишкеке. За несколько мгновений тогдашней истории Махмуджон стал символом поэтического театра, ибо своим проникновенным голосом и редким актерским мастерством он заново открыл нам всем сокровенные значения поэзии Хайяма, Хафиза, Пушкина и Турсун-заде.

Махмуджон Вахидов с удовольствием исполнял роли в спектаклях по русской классике, одновременно, по всеобщему признанию критики, обязательно и каким-то неуловимым образом вносил в поведение своих персонажей нечто родное, таджикское. Несколько лет он выступал в роли Незнамова из пьесы А.Островского «Без вины виноватые», и театральная публика нашей столицы, а также Москвы и Санкт-Петербурга единодушно отмечала, что Вахидов в этом спектакле открыл неповторимого и нового Незнамова.

Да, редкое природное дарование, острое ощущение тончайших нюансов современной ему жизни позволили ему стать своеобразным бунтарем свободного духа, выразить через слово и музыку потайные стремления общества, объявить войну отдельным проявлениям мерзости и подхалимства. 

Махмуджон был чрезвычайно грамотным, предельно прямым человеком и, возможно, из-за этого наживал себе и врагов. Помнится, в одно время его выбрали в качестве эксперта по вновь созданным произведениям драматургии в Таджикистане, и он - великий актер и режиссер, прочитав целый ряд пьес, все их откровенно браковал. 

Современники и сослуживцы рассказывают, что Махмуджон не обращал никакого внимания на закулисные игры против него, он всегда любил большую и открытую сцену и полный зал понимающих зрителей.

Еще в период обучения в Москве молодой Махмуджон привлек пристальное внимание выдающихся мастеров советского театра - О.Пыжовой и Б.Бибикова тем, что свободно, практически без акцента говорил по-русски, знал наизусть большое количество стихотворений мировой классики, одним словом - подавал огромные надежды. Сегодня мало кто помнит, что его, молодого чтеца из самодеятельной группы участников Декады культуры и искусства Таджикистана, приняли в ГИТИС сразу на третий курс. Наверное, уже тогда будущий мастер таджикской сцены готовился создать совершенно новый и уникальной для таджикского современного искусства жанр - театр одного актера. Уже в годы учебы Махмуджон искал своих кумиров среди выдающихся актеров Москвы, и, что же вы думаете, он сразу же выбрал знаменитого  Иннокентия Смоктуновского, с которым впоследствии они создали целый ряд редчайших исполнений стихов Хафиза и Саади на русском языке.

В Душанбе он вернулся крепким и очень знающим специалистом актерского дела. С первых же дней самостоятельного творческого пути он искал неординарные способы самовыражения через сцену, искал подлинные источники духовности. И, как правило, находил их в многочисленных бейтах незабвенных классиков восточной поэзии. Понятно, что в этом порыве сказывался его яркий индивидуализм, стремление выразиться по отношению ко всему тому, что творилось вокруг. Воспитанник знаменитого московского вуза, свою творческую деятельность Махмуджон начал скромно, в качестве рядового актера драмы в Академическом театре имени А.Лахути. 

ВРЕЗКА

Роли в кино:

1988. «Когда отзовется эхо»  - эпизод.1977. «Первая любовь Насреддина» – дервиш (дублировал Павел Кашлаков).

1975. «Тот станет всем».1974. «Одной жизни мало»  - Сулейман.1974. «Кто был ничем...»  - Махмуд.1973. «Тайна забытой переправы»  - Алим Рахматов (дублировал  Александр Демьяненко).

1972. «Звезда в ночи»  - Ахмед Дониш  (главная роль).1971. «Сказание о Рустаме»  - див Тулад.1971. «Рустам и Сухраб»  - див Тулад.1969. «Джура Саркор».1965. «Хасан-арбакеш».1961. «Зумрад»  - Шариф.

В историю современного таджикского театра Махмуджон вошел не только как уникальный актер театра и кино, но и как первый создатель нового жанра - театра одного актера. Когда ему не удалось добиться, чтобы родной театр ставил «Гамлета» Шекспира, он подготовил сценический вариант знаменитого монолога из этого произведения, а впоследствии исполнял на многих сценах мира.

Всем известно, что во второй половине 20-го века на всем пространстве русскоязычного мира стали очень популярными знаменитые рубаи Хайяма, конечно же, благодаря целому ряду весьма удачных переводов. Махмуджон Вахидов, опираясь на этот благоприятный эстетический фон, решил создать моноспектакли исключительно на тексты этих рубаи. Что характерно, в одном и том же спектакле он читал Хайяма на таджикском и русском языках, и зрители практически всего Советского Союза, возможно впервые, получили возможность одновременно слушать чеканные, гармоничные ритмы таджикского оригинала и их русский перевод. Многие критики отмечали тогда, что Махмуджон не только создавал из каждого рубаи целый мир переживаний и эмоциональных красок, но и, что не менее важно, через особый сценический подтекст - голосом и уникальными интонациями подчеркивал связь этих стихов с современными реалиями. Кстати, при этом он не надевал (как это принято до сих пор) средневековый халат и чалму, наоборот, на сцену Махмуджон выходил в строгом современном черном костюме, как бы отражая связь времен, связь между веками.

Эти спектакли он обозначил редким названием – «Наедине с собой», и, возможно, только в наше время, начало бурного 21-го века, мы начинаем понимать смысл такого подхода великого актера. Махмуджон со сцены заставлял каждого зрителя «уйти в себя», оценить свои жизненные позиции. Стоит ли гадать, почему это редчайшее дарование имело такой выдающийся успех у зрителей всех стран, которые он посещал с гастролями.

Известно, что М. Вахидов создал целую серию актерских, и очень удачных, работ и в кино. В одних фильмах он играл простого таджикского паренька - образца 60-х годов, в других (как, например, в "Сказании о Рустаме" Б.Кимягарова), мистического дива Тулада, который играючи, насмешливо бродит рядом с богатырем Рустамом, давая ему понять, что его мощь и преданность ничего не стоят перед алчностью и предательством окружающих. Заметим, кстати, что этот образ был включен в канву фильма самими создателями кино, ибо у Фирдоуси он просто отсутствует. 

Одной из вершин кинематографического творчества М.Вахидова является исполнение им роли выдающегося просветителя конца 19-го века Ахмади Дониша в фильме А.Рахимова «Звезда в ночи». Удивительно, но каждому зрителю, который помнит Махмуджона в этой роли, кажется, что актер сыграл здесь самого себя. На экране мы помним удивительно умные глаза актера, его страстную речь перед эмиром Бухары после возвращения из Петербурга, помним, как Ахмад Дониш буквально требует от бухарского правителя, который погряз в средневековой рутине, открыть глаза пошире и поучиться у передовых обществ правилам государственного строительства.

Впрочем, таким был и сам Махмуджон Вахидов, ибо по возвращении из Москвы он также ставил глобальные вопросы по реконструкции таджикского театра, он требовал, чтобы  современный театр стал не местом простого развлечения («тамошо»), а интеллектуальным центром воспитания, местом получения образования.

По всей вероятности, именно по этой причине М.Вахидов вновь возвращается к образу Ахмада Дониша и в середине 70-х годов начинает работать в качестве режиссера-постановщика в спектакле по пьесе С.Улуг-заде «Алломаи Адхам» («Ученый Адхам»). Ему самому предстояло еще раз исполнить роль А.Дониша, он очень хотел, чтобы светлые идеи просветительства проникли вглубь современной духовной жизни родного Таджикистана.

Одновременно Вахидов постоянно и систематически выступал со своими моноспектаклями «Наедине с собой», «Любовь к жизни», «Дети и Отчизна» (по стихам современных таджикских поэтов). Можно сказать, что на этих спектаклях выросло несколько поколений таджикской интеллигенции, ибо их смотрели и стар и млад, студенты и школьники, жители многих городов страны. В каждом своем выступлении Махмуджон наполнял сердца своих зрителей чувством любви к жизни, ибо сам очень любил жизнь, любил людей, свою Родину. 

И вот однажды так внезапно и весьма загадочно он оставил нас и ушел навсегда. Ушел, но подарил нам огромный букет любви  к жизни, своим чудотворным голосом и талантом вновь наполнив чашу Хайяма свежим напитком мудрости.

Источник: ИА "Азия Плюс"
Автор: Шоира Низамова,Asia-Plus
0.0
- всего оценок (0)
- ваша оценка


Новый комментарий
Автор Сообщение
Данную новость еще не обсуждали

Обсуждение в Facebook:




Главные новости

08.1211:34Жителей Душанбе будут штрафовать за использование газовых баллонов
08.1211:14Президент принял участие в сдаче второй очереди Душанбинской ТЭЦ-2
08.1210:29В семье Дилшода Назарова родился сын
08.1210:02Энергонезависимость в Таджикистане планируют обеспечить к 2025 году
08.1209:09Сборная Таджикистана завоевала 11 золотых медалей на Кубке мира по таэквондо


Самое обсуждаемое

05.1211:34Таджикистан перейдет на 12-летнее образование в 2020 году(6)
07.1207:59Власти Таджикистана планируют в два раза сократить уровень бедности(5)
07.1215:18Первый визит в качестве президента Шавкат Мирзиёев совершит в Россию(1)
07.1216:01Как Душанбе сделать туристической столицей? Голосуйте!(1)



(C) 2001-2016 TopTJ.com

TopTJ.com - Новости Таджикистана
00:00:00.0156250