В этом году все мировое сообщество отмечает столетнею годовщину начала Первой мировой войны. Несмотря на то, что Таджикистан был далеко от этих событий, и в нашей стране нашлись отголоски той трагедии.
Столетняя годовщина - повод вспомнить о судьбе 6 тысяч австрийских военнопленных в г.Худжанде.
ПЕРВАЯ группа австрийских военнопленных прибыла в Худжанд 28 сентября 1914 года. Их с конвоем со станции Черняево (Урсатьевск) встречал начальник караульной команды прапорщик Г.Тараненко, и под усиленной охранной пешим ходом они направлялись на правый берег реки Сырдарьи.
Для создания казарменного городка была мобилизована команда военнопленных и военный гарнизон Ходжентского уезда. Была создана специальная комиссия, которая наметила строительство моста через реку. И в самый короткий срок были построены казарменный городок, лазарет и паром. В казарменном городке в основном жили простые солдаты, а офицерский состав разместили в городской крепости.
Главе администрации Ходжентского уезда и начальнику военного гарнизона пришлось много потрудиться, чтобы трудоустроить такое большое количество военнопленных, прокормить их и обуть. (В те годы население города составляло всего 30 тысяч.) Они всячески помогали в благоустройстве жилья, оплачивали парикмахерские и банные услуги, обеспечили одеждой. По указанию начальника Ходжентского уезда были открыты медпункт, мясная лавка и булочная. Многие военнопленные были направлены на работу к местным предпринимателям, на оборонные заводы, железную дорогу и оросительные каналы.
Туркестанским военным округом было принято «14 условий труда военнопленных». Этот документ был также принят и в Ходжентском уезде с некоторыми дополнениями. В частности, военнопленным не разрешалось использовать военный мундир на рабочих местах, заниматься торговлей, запрещалось и вольное хождение по городу. Был установлен постоянный гласный надзор, строго запрещалось горожанам принимать у себя дома военнопленных без письменного разрешения начальника команды, запрещалась пересылка почтовых отправлений без цензуры.
В самом г. Ходженте военнопленные были устроены на различные работы. Среди них нашлись медики, сапожники, строители, парикмахеры, другие специалисты. Так, лейтенантом Кобером была впервые составлена рельефная карта Ходжента и его волостей. В области медицины работали доктор Теодор Ланьи Фан Маглот, кадет Альдо Смарелья, поручик Рудольф Вентруба и многие другие.
За хорошую и добросовестную работу многим военнопленным было дано право вольного хождения не только в русской, но и в мусульманской части города. Специалисты высокой квалификации пользовались большим авторитетом и внесли значительный вклад в хозяйственную и культурную жизнь Ходжентского уезда. Так, был организован духовой оркестр, который участвовал во всех мероприятиях уезда. Маляры научили местных жителей белить фасады своих домов, а строители стали устанавливать красивые европейские окна, некоторые из них сохранились до нашего времени.
До сих пор старики, увидев молодых людей в стильной одежде и с креативной прической, говорят: «Афтат ба авести монанд» («Ты похож на австрийца»).
В поисках следов австрийских военнопленных
НЕДАВНО г.Худжанд посетила целая группа исследователей из Австрии во главе с историком доктором Петером Фельхом. Цель визита - поиск следов австрийских военнопленных Первой мировой войны в Таджикистане. Данный проект связан с исследованием и осмыслением исторического эпизода между Австрией и Таджикистаном, которому до сих пор не уделялось внимания в исторической литературе.
Гости посетили городскую крепость, музей и место, где ранее находилось австрийское кладбище. Состоялись встречи с видными учеными-историками Таджикистана Ш.В.Джалиловым, А.К.Мирбобоевым и С.Марофиевым, которые поделились своими знаниями в этой области. Во время посещения места захоронения австрийских военнопленных выяснилось, что в 1960 году при строительстве военкомата их останки были перезахоронены в братской могиле в 18-м микрорайоне. Но, к большому сожалению, мы не смогли ее найти, так как в то время не был установлен памятник или соответствующая табличка.
Среди австрийских гостей выделялся Дитмар Цирль – инженер-железнодорожник, который рассказал нам интересную историю своей семьи.
Карл + Людмила
ОДНИМ из военнопленных был дед Дитмара, Карл Цирль, который в те далекие годы работал несколько лет десятником на Дигмайском стекольном заводе. До войны Карл был сельским учителем. В их деревню, на севере Австрии, приехала из Англии молодая девушка с русским именем Людмила. Карл подружился с ней. Но вскоре грянула война, и его призвали в армию. Между молодыми людьми завязалась переписка. Вскоре Карл написал, что попал в плен к русским и его направляют в Сибирь. По дороге в Сибирь Карл заболел, и его перенаправили в Самарканд, затем в Ходжент.
О всех своих приключениях он писал своей девушке в Австрию. Благо в те времена хорошо работал Красный Крест. А Людмила его ждала долгих 7 лет. С трепетом в сердце она много раз перечитывала его письма, которые до сих пор хранятся в семейном архиве. После провозглашения Советской власти в Ходженте все военнопленные были отпущены домой. Карл, пересекая все границы, стремился к своей любимой девушке. По приезде домой сыграли свадьбу. От их брака родились 3 сына, и Дитмар был одним из его внуков. Дедушка часто рассказывал внукам о войне и своей жизни в Ходженте. Он мечтал посетить Ходжент, где прошла его молодость. Дедушка прожил долгую и тяжелую жизнь. Он умер в возрасте 93 лет и перед смертью завещал Дитмару побывать в Таджикистане. И Дитмар выполнил последнее завещание дедушки и добился приезда в Ходжент. Мы с ним побывали на берегу Сырдарьи, где любил порыбачить его дед. Поехали в поселок Дигмай, на место, где когда-то был стекольный завод. Помянули всех погребенных на нашей земле австрийских военнопленных
Забытый памятник
В ДЖ.Расуловском районе на железнодорожной станции (в те времена станция Долгомирова) сохранились исторические места. По словам историков, часть военнопленных умерла в вагонах. И по прибытии на станцию они были захоронены недалеко от нее.
Мы не надеялись найти могилы военнопленных, как вдруг из ворот близлежащего дома вышел старик и поинтересовался, что мы снимаем. Узнав нашу цель, он сказал, что у него во дворе дома находится то, что мы ищем.
Зайдя к нему домой, мы увидели хорошо сохранившийся памятник. На нем на 3 языках (немецком, русском, персидском) было написано: «Умершим военнопленным 1919г. от товарищей».
Старик рассказал, что когда его семье выделили участок земли под строительство дома, у него не поднялась рука разрушить памятник. Все это время члены его большой семьи ухаживали за памятником. Он был рад, что нашлись люди, которые заинтересовались судьбой австрийских военнопленных.
Наши гости в дни пребывания в нашем городе провели исследовательскую работу, отсняли большой объем видеоматериала, который будет использован в документальном фильме для представления широкой публике как в Австрии, так и в Таджикистане. Это позволит нашим народам не только расширить знания друг о друге, но также узнать о забытых исторических событиях и точках их соприкосновения. Будут сохранены для потомков и общественности наших стран воспоминания о пребывании австрийских военнопленных в Таджикистане. Недаром говорил Арон «Прошлое не исчезает. Образы минувших лет остаются существовать где-то в четвертом измерении и в определенные моменты всплывают перед нами».