В Худжандском доме престарелых и инвалидов из 60 постояльцев половина - женщины. Там созданы все условия для комфортного пребывания. Единственное, чего им действительно не хватает - это человеческого общения.
Мы сходили туда в канун Дня матери, чтобы послушать их истории.
Территория дома престарелых достаточно обширная. Несколько корпусов и уютный чистый двор с деревянными беседками, большим количеством зелени и цветов и аккуратно выложенной асфальтной плиткой.
Нас встретила одна из сотрудниц Дома - Зумрад. Кажется, что именно такие, как она, и должны работать в таких заведениях, где живут люди с абсолютно разными судьбами и характерами. Она знает привычки и предпочтения каждого своего подопечного, ласково называя их мальчиками и девочками.

"За все надо благодарить Бога. За испытания – тоже"
- А вот и наша Светочка, модница и зажигалочка, - представила Зумрад одну из жительниц.
- Да какая уж я девочка, бабушка уже, - смеется женщина.
Светлане Котельниковой 63 года, но сразу заметно, что женщина любит ухаживать и следить за собой: макияж, прическа, украшения, выглаженная свежая одежда.
У Светланы в жизни случилась большая трагедия: в автокатастрофе погибла вся ее семья. Тяжело переживая горе, женщина пыталась найти утешение в алкоголе. Но этот способ лишь "наградил" ее всевозможными болячками. Так она и оказалась в доме престарелых восемь лет назад.

Лишь спустя долгое время Светлане удалось справиться со своим горем и немного поправить здоровье. Но при воспоминаниях зияющая рана продолжает кровоточить и отражаться слезами в уголках ее глаз.
Светлана вспоминает свое прошлое, как что-то далекое. Погружаясь в воспоминания, ее глаза начинают блестеть. Она всегда была активной женщиной, работала на ответственных должностях и проявляла себя в общественных делах: была массовиком-затейником, пела, танцевала и даже участвовала в выездных конкурсах.
"После того, как сюда попала, сожгла все свои прошлые фотографии, грамоты, дипломы - всю память. А зачем оставлять?, - будто предрекает наш вопрос Светлана. - У меня никого нет, а после моей смерти все это будет никому не нужным хламом".

Здесь, в доме престарелых, женщина, как может, пытается скрасить свое пребывание. Она всегда просит руководство отпускать ее на городские гулянья и концерты. Люди любят Светлану за ее задорный нрав и веселый характер.
"У меня есть подруги в парикмахерских салонах и ателье. Я ведь там частый гость, - смеется женщина. - Если кто-то дает мне одежду, обязательно перешью ее на свой лад. Раз в неделю обязательно выезжаю в город: пообщаться с подругами, развеяться, отвлечься. Знаете, ведь одиночество - это вторая смерть".
На большие праздники такие, как Навруз, Светлана обязательно наряжается в национальную одежду, готовит поздравительные тексты и стихи, декламируя их со сцены. Она любит дарить подарки и благодарить сотрудников за их доброту и заботу.
Светлана очень набожный человек. Ее раннее утро начинается с молитвы.
"Всегда прошу Бога избавить меня от мучительной старости, когда сама не ходишь и другим обуза. А еще я поняла, что за все надо благодарить Бога. За испытания – тоже", - говорит она.

Из интерната в интернат
Наргиза Кобилова - самая молодая жительница Дома. Ей 41 год. В полтора года у Наргизы поднялась сильная температура, случились судороги, и девочка навсегда осталась прикованной к инвалидной коляске.
До 20 лет она жила со своей семьей. Но когда братья и сестры завели свои семьи, а отцу стало сложно ухаживать за дочерью, Наргизу отдали в дом-интернат для инвалидов в Дигмае.
После того, как в 2015 году заведение перепрофилировали в психоневрологическое, девушка переехала в дом-интернат в селе Батош. А два года назад ее пристанищем стал дом престарелых в Худжанде.

Раз в неделю Наргиза выезжает навестить своих сестер и племянников. Иногда и они приезжают к ней в гости.
"Когда началась пандемия, было особенно сложно не видеть родных. Одно дело, когда ты один на всем белом свете и свыкаешься с этой мыслью. У меня есть родственники, и я очень нуждаюсь в общении с ними. Молю Бога, чтобы дал им крепкого здоровья. Страшно, когда ты остаешься совсем один", - говорит Наргиза, смахивая слезу.
Наргиза очень добрая, ранимая и романтичная девушка. Свой досуг она скрашивает активностью в соцсетях, чтением книг и вышиванием бисером.

"В жизни я вообще мало хорошего видела"
Алевтине Кривочуровой - 83 года. Она говорит, что из всех членов ее семьи, которые едва дожили до 40, она единственная долгожительница.
"В семье все рождались кривыми да горбатыми, оттого и фамилию такую дали", - объясняет свою сутулость бабушка.

Сама Алевтина родом из Нау (бывший Спитамен). Девчонкой бегала с мамой в больницу в качестве переводчика - уж больно бегло умела говорить на таджикском языке. Она и сама мечтала стать врачом, но провалила вступительные экзамены.
Всю жизнь Алевтина проработала кассиром - выделяла деньги водителям.
"Однажды один шофер несколько раз пырнул меня ножом, якобы мало денег дала. Еле откачали тогда, - вспоминает бабушка. - В жизни я вообще мало хорошего видела".
Попала в дом престарелых Алевтина два года назад - определили добрые люди. Бездомная одинокая бабушка долгое время скиталась на улице и просила милостыню.

Людмилу Верхоланцеву мы застали за вязанием. Она готовит свои незамысловатые изделия к очередной выставке, которая традиционно организовывается в доме престарелых на праздник Навруз. Так женщина скрашивает свой досуг.

Раньше они вместе с мамой и сестрой жили в Чкаловске (нынешний Бустон). После смерти мамы сестра с мужем уехали, а Людмилу, которая ограничена инвалидной коляской, определили в дом престарелых.



Женщина не держит обид на сестру, ведь у той своя жизнь и заботы. Она поддерживает с ней связь и часто созванивается по Интернету.
А еще именно в доме престарелых Людмила нашла своего родного человека. С одним из жителей у нее случилась большая дружба и любовь. И эти чувства оказались взаимными.
"Вот если бы кто принес мне журналы по вязанию, я была бы счастлива. Идей много, а как вязать - не знаю", - говорит женщина.
Журналы мы принесли уже на следующий день. А бабушке Алевтине - ее любимый цветок в горшочке.