Автор: CA-Oasis.infо
Оптовые рынки в Центральной Азии возникли не от хорошей жизни. В начале 1990-х годов разрыв хозяйственных связей привел к кризису производства, особенно, в тупиковых в транспортном отношении странах — таких как Таджикистан и Кыргызстан. Здесь остановились десятки крупных предприятий, которые обеспечивали работой сотни тысяч людей. И именно «челночный» бизнес стал для многих из них единственным трамплином к выживанию. Они и дали толчок становлению центров торговли. В энергетически развитых и транзитных государствах, таких как Казахстан и Узбекистан, где удалось не только сохранить деятельность заводов и фабрик, но и создать новые отрасли экономики, базары явились местом сбыта собственных товаров. Сегодня без оптовых рынков невозможно представить не один крупный город региона.
Оптовый рынок «Корвон» сегодня самый крупный базар в Душанбе. Жизнь здесь оживает уже в пять часов утра. Торговцы открывают склады и раскладывают товары. Опыт работы их давно приучил к специализации. Так, поставщик, сумевший найти свою нишу в торговле обувью, не займется мужской одеждой или женским бельем. И, это тоже новое явление. Хотя, еще 15 лет назад, когда только в таджикской столице зарождались рынки, такое нельзя было представить. По мнению «челнока» со стажем Музаффара Саидова именно цивилизованный подход к закупкам и реализации той или иной продукции позволяет достигать успеха в данной сфере предпринимательства. К тому же, устанавливаются связи с конкретными коллегами за рубежом.
Товары в Таджикистан завозятся исключительно из определенных стран. Решающим фактором, определяющим выбор челноком в пользу того или иного региона, остается географический. «Челноки» ориентируются на государства, расположенные рядом. Ведь, покупателей, а это в основном люди среднего достатка, интересует, прежде всего, цена. Костюмы, привезенные из Китая, Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ), Ирана или Турции, будут стоить в десятки раз дешевле, нежели их американские или европейские аналоги.
Появлению и развитию оптовых рынков в Таджикистане способствует много факторов, но главным из них является бедность людей. По данным независимого эксперта, известного в республике экономиста Рустама Бабаджанова, сегодня в стране количество бедных составляет около 60% населения. Это люди, которые не могут покупать дорогие товары и чаще всего, приобретают продукцию сезонного характера. Для данной категории населения оптовики завозят из китайского Урумчи или кыргызского Бишкека дешевую и низкокачественную одежду и обувь. Для «челноков» такая ситуация даже выгодна, ведь, спустя год, покупатели вновь придут на рынок. На «Корвон» приезжают за товаром и «челноки» из соседнего Узбекистана. Но этот рынок больше ориентирован на внутренних потребителей.
В последние несколько лет изменился образ «челноков». Из навьюченных сумками безработных одиночек, сегодня они стали превращаться в респектабельных индивидуальных предпринимателей. Многие из них закупают свой товар на складах у китайских или турецких производителей и крупных фирм-импортеров, либо получают его от своих давних партнеров в Кыргызстане или Объединенных Арабских Эмиратах. Поставщики за рубежом обросли связями и уже не тратят время на поиски товаров путем длительного шатания по рынкам. Некоторые, имея место на рынке, стали покупать магазины.
Сегодня в Центральной Азии действуют несколько крупных центров оптовой торговли. Устанавливающийся в регионе новый формат экономических отношений, который все более освобождается от политической подоплеки, уже диктует конкуренцию между ними. Это в свою очередь побуждает администрацию рынков улучшать инфраструктуру, то есть, открывать на территории вещевых рынков филиалы банков, места общественного питания и магазины, строить автопаркинги. Тем самым решается не только сервисный вопрос, и, это заманивает покупателей, но и социальная проблема. Рынки — это уже источник формирования новых рабочих мест и его участниками становятся все больше людей. Например, в кыргызской ассоциации «Дордой» трудятся около 2 тысяч людей, получающих приличную заработную плату.
Существенным фактором, стимулирующим интенсивное развитие современных оптовых рынков в Центрально-азиатском регионе, стала легализация товарных и финансовых потоков и, как следствие, получение дополнительных налоговых поступлений, как в городскую, так и в национальную казну. Таким образом, в странах региона решается один из важнейших вопросов власти — упорядочение фискальных сборов и, соответственно, увеличение налогооблагаемой базы. В некоторых странах, как в Кыргызстане в этом направлении уже заметно продвинулись. Так, на рынке «Дордой» установлены кассовые аппараты. Это заставляет продавцов уже выплачивать налоги с реализации, что очень выгодно государству. По данным Государственного комитета по налогам и сборам при правительстве Кыргызской Республики сегодня только один рынок «Дордой» платит налогов в два раза больше, чем вся Нарынская область республики.
Развитие рынков в Центральной Азии заставляет их взаимодействовать. Возможно, недалек тот день, когда в регионе даже появится своя ассоциация оптовиков, нечто вроде Делового Совета. Для таких прогнозов есть основания. Многие бизнесмены из республик региона уже выходят за пределы своих стран и работают в ближнем зарубежье, осваивая рынки соседних государств. Отмечены и попытки создания приграничных центров торговли. В Горно-Бадахшанской области Таджикистана действуют таджикско-афганские рынки. Заметно и взаимодействие казахстанских и кыргызстанских предпринимателей, которые договорились о строительстве общего оптового рынка в Чуйской долине. Этот опыт невольно наводит на мысль, что крупнейшие торговые центры в скором времени будут диктовать и некоторые контуры внешнеполитической деятельности своих государств и продвигать многие идеи региональных экономических организаций. Сегодня именно оптовики более всего заинтересованы в создании транспортных коридоров, упрощении таможенных процедур и безвизовых поездках граждан друг к другу. Нерешенность последней проблемы сегодня тормозит развитие контактов таджикских и узбекских предпринимателей. Особенно за последнее время пострадал один из крупнейших рынков Центральной Азии — Истаравшанский. Прежде сюда за товаром приезжали жители Узбекистана. Сегодня из-за проблем пересечения границ этот базар ориентируется лишь на таджикистанцев. К тому же, район в зимнее время отрезан от юга республики. Лишь с началом лета в Истаравшан с целью закупок приезжают «челноки» из Душанбе и Хатлонской области. Барьеры на границах сказались и на деятельности другого центра торговли — Самарканда в Узбекистане. Этот город в настоящее время фактически недоступен для населения соседней страны — Таджикистана. Между Душанбе и Ташкентом вот уже 7 лет действует визовый режим поездок. И это несмотря на то, что Узбекистан вошел в Евразийское экономическое сообщество, которое декларирует свободное перемещение людей, товаров и услуг.