Недавно в северной российской столице, Санкт-Петербурге, вышли в свет буклет с описанием коллекции музея Гурминджа и диски с записями выступлений фольклорного ансамбля «Сомо», созданного при нём. Таким образом, об этом уникальном хранилище национальных музыкальных инструментов теперь знают и за пределами республики.
Об этом приятном событии корреспонденту НИАТ «Ховар» рассказала вдова Гурминджа Завкибекова и хранительница коллекции – Тамара Зайченко. По её словам, в настоящее времяв этом единственном в Таджикистане музее такого рода собрано около 200 уникальных экспонатов, по которым можно судить о богатом и разнообразном мире звуков – как в наши дни, так и столетия назад. При осмотре собрания сами собой возникают связанные с его историей вопросы:
- Тамара Павловна, расскажите, пожалуйста, о самых ценных экспонатах, которые хранятся в вашем музее.
- Это небольшая коллекция танбуров. Её украшением является старинный танбур «Кумри», чудом сохранившийся и привезённый из местечка Бартанг, что в Горном Бадахшане. А самая многочисленная у нас – это коллекция струнных инструментов. В неё входят сетары, дутары, рубабы, банджо. Все они по виду и звучанию отличаются друг от друга. Например, самый красивый сетар – кашгарский, инкрустированный слоновой костью, а самый мелодичный – шах-сетар, изготовленный из тутового дерева. Несмотря на свои большие размеры, этот инструмент очень лёгкий на вес.
- Как собиралась вся эта коллекция?
- При жизни её долгие годы собирал создатель музея - народный артист Таджикистана, лауреат премии имени А. Рудаки Гурминдж Завкибеков, которому я тоже помогала. Необходимо отметить, что многие инструменты он практически воссоздавал заново. Теперь дело отца продолжает наш сын Икбол.
- Известно, что в музей приходят не только рядовые посетители, которые хотят увидеть коллекцию и услышать рассказ о ней, но и профессиональные музыканты. Что нового для себя они могут узнать в музее?
-Да, действительно, музей Гурминджа недаром называют маленьким островком национальной культуры. Уникальность его экспонатов заключается в том, что он отражает материальный и духовный мир таджиков. В музыкальном хранилище есть даже разделы, посвящённые быту и домашней утвари, где представлен, например, прибор для курения (чилим), Представляете, ему почти пять столетий! И ещё. Посетители музея могут не только увидеть инструменты, сыграть на некоторых из них, но и послушать музыку, которую предки таджиков играли в древности.
- За долгие годы существования музея Завкибекова, здесь, наверное, сложились и свои традиции. Расскажите о них.
- Музей не только бережно хранит уникальную коллекцию инструментов, но мы, то есть наша семья, единственные в республике сохраняем музыкальные традиции практически всего мира. Здесь рядом с таджикским сурнаем находятся русская дудочка и немецкая флейта, белорусские гусли, казахский комуз, арабский уд или, например, смычковый гиджак из Вьетнама, индийский табл и иранский даф.
- И всё же, несмотря на вашу созидательную, подвижническую деятельность, вы сталкиваетесь с определёнными трудностями. Как вам удаётся преодолевать их?
- Ищем спонсоров и, к счастью, нередко находим их. Благодаря этому наша работа не ограничивается только собиранием и сохранением ценных музыкальных инструментов. Мы проводим и различные мероприятия. Так, в прошлом годупри финансовой поддержке представителей Швейцарского управления по экономическому сотрудничеству в Таджикистане мы издали книжки-раскраски для детей с изображением природы Памира и музыкальных инструментов, подготовили материал для трёх музыкальных дисков с записями фольклорного и эстрадно-этнографического ансамблей и буклета, рассказывающих о музее, музыкальных инструментах, учениках дедушки Гурминджа с фотографиями. В новом году мы хотим продолжить работу для школьников. Если нас поддержат международные организации, будем и далее издавать новые книжки-раскраски и организовывать детские утренники.
Беседу вела корреспондент НИАТ «Ховар» Людмила Дубинина