Недавняя стихия в Кулябском регионе нанесла ущерб на сумму более 4,5 миллиона сомони. Из-за беспрерывных дождей в общей сложности в области пострадало 177 домов.
В конце апреля - первой половине мая стихия нанесла наибольший ущерб Муминабадскому и Кулябскому районам.
Всего по Муминабадскому району под глиной и водой осталось 150 гектаров посевных земель, погибло 80 голов малого и крупного рогатого скота. По словам руководителей районов, 23 пострадавшим семьям была оказана помощь: каждой из них раздали по одному мешку муки, 5 килограммов растительного масла и 3 килограмма сахарного песка. Но жители потеряли свои дома, а им не дали даже временные палатки.
В ночь на 27 апреля после долгого дождя уровень воды в реке Тебалай поднялся выше нормы. После чего вода из 300 метров укрепленного берега разрушила 150 метров. Потом вода направилась в дома жителей кишлака Тебалай джамоата Балхоби. Тогда пострадало 50 домов. На автотрассе Куляб-Муминабад полностью разрушен мост в местечке кишлака Ханатарош.
По словам Рамазана Нематова, начальника КЧС по Кулябской группе районов, с начала весны до сегодняшнего дня всего по Кулябскому региону пострадали 177 домов. Есть и жертвы: погибла жительница кишлака Ханатарош, уборщица в местной школе.
Был организован республиканский штаб по ликвидации разрушений и оказанию помощи пострадавшим жителям кишлаков. Руководителем штаба был назначен министр водной промышленности и мелиорации РТ Рахматжон Бобокалонов. После визита премьер-министра жителям пострадавших кишлаков пообещали оказать продовольственную помощь и выделить строительные материалы: 400 тонн цемента для Хамадонского и других районов Кулябского региона, 50 тонн дизтоплива, 2 тонны арматуры и др.
История, повторяющаяся из года в год
«Во второй половине дня 11 мая к нам пришли в кишлак люди и предупредили, чтобы мы покинули свои дома, - вспоминает Шахло Давлатова, жительница кишлака Сангпар. - Я с четырьмя детьми вышла на главную дорогу, где было безопасно, тем временем вода вошла в наши дома, снося на своем пути заборы и вспомогательные сооружения. Огород и деревья полностью затоплены грязью, как и кухня». По словам Шахло, уже второй год подряд она со своей семьей страдает от стихийных бедствий. «Руководители приходят к нам, одними обещаниями «кормят», и все, - говорит Шахло. - Мой муж находится на заработках в России. Я одна со своими детьми не смогу восстановить разрушенные постройки».
Сосед Шахло, Холахмад Давлатов включился в нашу беседу: «После того, как отвели детей в безопасное место, мы пытались спасти наши вещи, но не успели их вынести. Наш подвал был затоплен, - говорит Х. Давлатов. – Ответственные лица должны нам дать земельные участки в безопасном месте, чтобы мы каждый год так не страдали».
После наводнения в 2010 году жители пострадавшего района говорили руководителям, что нужно перестроить местный мост, который не успевает пропускать через себя воду, и она выходит из берегов. «Видел, там тракторы работают, - говорит Холахмад. - Но они делают временные берегоукрепительные работы только песком и щебнем. Никаких сеток и даже больших валунов у них нет».
Рядом с мостом прокладывают две большие трубы, но, по словам местных жителей, эта мера бесполезная. «На следующий год будет наводнение, эти трубы не смогут пропустить достаточно воды, и опять наши дома будут под водой», - сетуют они.
По словам Холахмада, после наводнения в район прибыли председатель города А. Рахмонов и другие руководители, обещали помогать по мере возможности. «У нас побывал премьер-министр Акил Акилов, - говорит Х. Давлатов. - Вместе с вакилами кишлака мы, пострадавшие, попросили его, чтобы он лично взял под контроль берегоукрепительные работы, чтобы восстановили разрушенный берег и наши дома».