Мигрант – телевидение - новые технологии
Необходимо широко и эффективно использовать возможности Интернета в стране в качестве надежного помощника в регулировании миграционных процессов. У всех мигрантов есть телефоны с камерами, быстрый Интернет и видеохостинги, практически каждый может заявить о любой проблеме. Каждый человек с мобильником и Интернетом - сам себе репортер, аналитик, публицист, редактор, фотограф, видеооператор. Сейчас молодежь «пасется» ночами в Интернете и болтает в чатах, они работают словами. Наши дети, внуки в нежном возрасте уже знают больше, чем мы из телевидения и кино. Телевидение постепенно теряет информационную монополию.
Невозможно на телевидении говорить неясным языком, замалчивая действительность. Таджикское телевидение не выдерживает никакой критики. Например, какой идеолог мог «догадаться», что и на детском телеканале надо включать прямые трансляции?!
ТВ в Таджикистане, даже со своим примитивным убожеством, пока еще имеет силу, так как не все имеют доступ к Интернету, спутниковым ТВ, хотя монополия его уже трещит по швам.
Уже сейчас интеллигенция не смотрит ТВТ, если только «Новости». В любом случае перераспределение баланса между Интернетом и телевидением неизбежно. Для власти, да и для страны это может оказаться критическим.
Раньше личность подростка формировали семья, школа, улица. Теперь эта триада выглядит так: семья, школа, Интернет. Родители думают, что подросток, сидящий за компьютером, находится в комнате, а он в данный момент находится в большом мире, где может твориться все, что угодно. Молодой человек часто еще не имеет никакого интеллектуального критерия, поэтому он открыт для восприятия. Начиная от просмотра секспрограмм до изучения деятельности экстремистских групп. Ввести ограничения на Интернет поздно. Возможно, надо перестраивать госорганы под Интернет?
Выводы
Чтобы о нас ни говорили, как о стране, экспортирующей рабочую силу, надо готовить квалифицированные кадры и для экономики Таджикистана. Эта цель абсолютно очевидна. Но она и затратна. Такие кадры должны прийти к руководству экономикой, чтобы формулировать цели, адекватные ситуации. Поэтому необходимо изменить кадровую политику. Например, в Европе не хватает 250.000 программистов, значит, немедленно надо приступать к подготовке востребованных специалистов, пригласить высококлассных специалистов из-за рубежа для их обучения. Китайцы приступили к подготовке программистов, в том числе и для Японии. То есть нам надо изучать мировой рынок труда. Но это процесс постоянный, перманентный, обмен информацией между экономикой и образованием должен осуществляться непрерывно. И образование должно регулярно пересматривать набор специальностей, по которым идёт подготовка. Как часто надо пересматривать? Постоянно, но при этом надо будет смотреть на перспективу: что будет требоваться, например, через пять лет.
Становление среднего класса
Прогресс любого государства – это наличие среднего класса. В нашей бедной стране говорить об этом слишком рано, но попытаюсь спрогнозировать. Трудовые мигранты в ближайшем будущем станут средним классом. Это совсем новое явление в Таджикистане. Надо опираться на тех мигрантов, которые пытаются организовать свой бизнес на родине, а не отталкивать чиновничьим безразличием, коррупцией и недоверием. Необходимо определить льготное налогообложение для всех участников процесса зарождения и развития малого и среднего бизнеса в республике, особенно, специализирующихся на занятиях производством и наукой, ввести льготы на аренду земли и помещений (с правом их последующего выкупа) и тарифы на коммунальные услуги.
Образование
О качестве образования в республике только ленивый не говорит, хотя мы имеем шанс быть одной из самых образованных стран мира. В советское время мы имели лишь 8 университетов. А сейчас - 29 университетов, несколько филиалов российских вузов, более 12000 студентов уучатся за рубежом. Это «золотой фонд» государства. Сейчас Россия ежегодно выделяет более 1500 мест в вузах. Надо такой шанс использовать. Среди нынешних учащихся вузов в каждой группе есть такие продвинутые студенты, каковых возможно и в советское время не было. Молодежь уже понимает, что надо учиться, надо быть востребованным специалистом. Должны заработать социальные «лифты», которые сегодня «сломаны». Любой молодой человек должен быть уверен, что, если он будет много и хорошо работать и учиться, у него будет реальная возможность двигаться по карьерной лестнице.
Культура
Культура - это воздух, которым дышит нация, благодаря которому сохраняется единство. Современное общество теряет моральные ориентиры. Почти полностью разрушена трудовая этика. Вместе этого в некоторых организациях подхалимство, как «спрут», охватило всю систему.
Отсутствие культуры у наших мигрантов создает негативное общественное мнение. Их надо учить элементарным вещам. И это надо начинать со школы. Ну не знает молодой человек, как себя вести в самолете. Он же не виноват. Современный мир – это мир людей, знающих несколько языков. Проблема большинства наших мигрантов, прежде всего, в незнании русского языка. Для этого надо, чтобы русский язык изучался по всей стране полноценно, без купюр и изъянов, организовать повсеместно курсы русского языка, специальные передачи по радио и ТВ. Создать для трудовых мигрантов специальный телерадиоканал, регулярные программы, которые бы реально отражали жизнь мигранта, начиная от подготовки к выезду и заканчивая приоритетами мигрантской жизни. Надо освещать все проблемы мигранта – трудоустройство, этику поведения, отношение к женщинам в России, азы отношений с полицией. Создать проект мигрантской семьи. Ежегодно увеличивается число одиноких женщин и женщин, которые воспитывают детей без мужа. Надо разработать специальную программу поддержки одиноких женщин.
Надо поднимать престиж учителя. За последние пять лет в стране построено 925 общеобразовательных школ, из них 187 - современные, на сумму 822 млн. сомони, или 178 млн. американских долларов. Эти школы охватывают 162.107 учеников. Некоторые школы, построенные в городах Чкаловск, Хорог, Куляб, Восейском районе и др., отвечают мировым стандартам. Надо их эффективно использовать. В городах и, особенно, в сельской местности школа должна стать культурно-образовательным центром. Каждая школа имеет актовые и спортивные залы, мастерские. Определенная часть населения идет в мечеть, но не все. Школы, колледжи должны организовать полноценную работу курсов для домохозяек, изучения языков, клубов по интересам и так далее и открыть свои двери для всех желающих - пенсионеров, женщин, молодежи, живущих неподалеку. Школам можно и зарабатывать на этом. Если мы не используем эти возможности, тогда главную задачу: подготовку специалистов - не осилим. А еще мы говорим, что наша молодежь не знает своей истории, но как быть, если даже молодые жители столицы не бывают в музеях, театрах... Почему бы для этого не проводить занятия по истории и культуре, например, в залах таких музеев, как им. Бехзода, археологии, музыкальных инструментов Г. Завкибекова? Или занятия по литературе в музеях М. Турсунзода и С. Айни? Если народ не идет в театры, тогда, может быть, театр придет к народу?!
Стратегическая задача
Разработать механизмы превращения Таджикистана из поставщика рабочей силы в страну с инновационным развитием. Это не высокопарные слова. Стал же наш соотечественник участником эксперимента в «Марсонавте»; есть космонавт с таджикскими корнями; разработки таджикского ученого использовали не где-нибудь, а в Японии после атомной катастрофы; таджичка работает в департаменте по иностранным делам США; Хаким Давлатов - 12-кратный чемпион Украины, двукратный чемпион Европы по самбо ( к сожалению, он умер 29 февраля этого года); таджики выступают за сборную США; таджички работают в банках Новой Зеландии и Австралии; наши профессора преподают в университетах Канады, Австрии, Великобритании, РФ и др. стран. И таких примеров сотни. Заслон нашему экономическому подъему ставят местничество и взяточничество, и они приобрели невиданные масштабы! Это разжигает социальную ненависть, угрожает экономической и социальной стабильности, подрывает доверие к власти. На зарплату министра или чиновника у нас невозможно построить даже кибитку. Всем это понятно. Вору-чиновнику следует не только запрещать занимать государственную должность, но необходимо конфисковывать всё его имущество.
Сейчас у нас на подавляющем большинстве должностей совершенно не требуется ни мыслить, ни изобретать, ни генерировать идеи. Некоторые чиновники, которые занимают государственные посты или кто в свое время успел заработать миллион и остался жив и на свободе, ныне считают себя, минимум, докторами наук, а то и вовсе профессорами.
Но жизнь - вещь жестокая, и таких «летунов в облаках» быстро приземляет. Сейчас от всех нас зависит, будет ли Таджикистан свободной, динамично развивающейся страной или окончательно превратится в экспортера дешевой рабочей силы.
Рахмон УЛЬМАСОВ, директор НИИ миграции при Российско-Таджикском (славянском) университете