Мы много слышали о том, что Согдийская область Таджикистана, а точнее, её жители, всё ещё живут, как во времена Союза – по-доброму, по-честному, по-справедливому. Хорошо это или плохо?
Жара и десятки разбитых на перевале
Итак, отправляемся в отпуск на легендарное Таджикское море – Кайраккумское водохранилище. Путь туда неблизкий, если ехать через перевал на машине, уходит, по нашим подсчётам, 7-8 часов, правда, не превышая скорость 80-100 км в час, плюс остановки на передышку в самых красивых местах перевала.
Как оказалось, найти машину с опытным водителем очень просто. Прямо на остановке «Водонососная» машины до Худжанда стоят в ряд. Водители наперебой предлагают свои услуги, оценивая их в 120 сомони с человека. Мы решаем взять обычное жёлтое такси, арендуя его полностью только для нашей семьи. Говорим: «С Богом!» И отправляемся в путь.
Говорят, что в этом году в Таджикистан пришла аномальная жара, поэтому выезжаем из города в начале 7-го утра, но солнце уже припекает. Стараемся побыстрее убраться подальше из душного города.
Плаза, ещё одна толлинговая плаза и ещё одна. Наш водитель, как и многие другие, ругается каждый раз, когда оплачивает счёт за проезд по дороге, по которой ездил ещё его дед. В целом стоимость проезда машины первой категории от Душанбе до Худжанда обходится в 55 сомони.
Итак, выезжаем из владений РРП. Здесь практически нет больших населённых пунктов, только дорога и красивейшие горы. Впереди проезд по тоннелю «Истиклол», что заранее приводит в ужас. Кто не проезжал здесь ни разу, знайте, что этот тоннель несколько лет строила иранская компания, были израсходованы большие деньги, а результат – кромешная тьма, загазованность, как в аду и вода, сочащаяся из стен на разбитую дорогу. До тоннеля ещё несколько километров, и мы замечаем странные сооружения вдоль дороги – то ли это самодельные фонтаны, то ли приспособления для полива – непонятно.
- А-а-а, это, – улыбаясь, объясняет наш водитель Али, – это местная «шустушуи мошинхо». Здесь они пользуются большим спросом, ведь выехавшие из тоннеля машины по крышу в грязи, а по закону, в таком виде транспортное средство не имеет права передвигаться по дорогам республики.
Как оказалось, шланг и бьющая из него во все стороны вода не только нужный, но и доходный для этих мест бизнес, ведь очистить машину после тоннеля стоит 10 сомони.
Подъезжаем к тоннелю, ощущение, прямо сказать, жуткое, но делать нечего, наш водитель плотно закрывает все окна, включает кондиционер и фары дальнего света, и мы въезжаем. Засекам время. Как назло, оно тянется бесконечно. Стекла запотевают, судя по всему, за окном машины очень холодно. Навстречу несётся фура с «выпученными» фарами и страшным гулом. «Ё, моё!» – я сижу на первом сиденье и от страха невольно уклоняюсь, стараясь забиться под сиденье. Наш водитель смеётся.
- Не бойтесь, это только так кажется, что она может в нас врезаться. Тут всем многое кажется.
На то, чтобы преодолеть тоннель, нам понадобилось целых 17 минут, и вот он – долгожданный свет «в конце тоннеля», но мы замечаем непонятное скопление и движение каких-то существ на четырёх ногах и с рогами. «Надышались выхлопными газами!?», – смеёмся мы. А нет, оказывается, небольшое стадо коров каждое утро приходит сюда пережидать жару, здесь у них дневная стоянка.
Итак, самое страшное, как нам казалось позади, едем дальше, впереди ещё один тоннель и перевал Шахрастан. Но тут проще, тоннель освещён, хорошо кондиционируется и дорога как по маслу, водитель преодолевает тоннель всего за 3 минуты.
Проезжаем тоннель и тут всего несколько километров спустя, видим результаты недавних катастроф. Практически через каждые 100 – 200 метров в обрывах Шахристанского перевала лежат обломки легковых машин, большегрузных фур. Наш водитель начинает рассказывать, приводя некоторые факты произошедших катастроф.
- Совсем недавно в пропасть ушло практически одновременно 4 фуры. Много было погибших. Видите, вон там на склоне фургон, это одна из тех машин.
- Как же так? Что, водители не знают этой трассы или жара так действует?
- Там дальше вы увидите, что на этом отрезке дороги кое-где начат ямочный ремонт. Здесь тоже делали, залили смолой дорогу, а предупредительные знаки не поставили, вот машины как по маслу с трассы и съезжали. Я тоже был в это время здесь, едва сполз, было очень страшно.
- А совсем недавно, дня три назад, водитель взял с собой в дорогу несовершеннолетнего сына, чтобы показать перевал Худжанд, но до Худжанда они так и не доехали. Была глубокая ночь, и он не смог справиться с управлением, видимо не рассчитал, даже не успел свернуть за поворот, как шёл, так и упал в пропасть. Я думаю, уснул за рулём.
Так за разговорами, ужасными рассказами о здешней дороге мы, наконец, добрались до Худжанда. Тут задерживаться не стали, отправились прямо в Кайраккум – к морю.
Почему Кайраккум – море, а Нурек – водохранилище?
При подъезде к Кайраккумскому водохранилищу открывается чудесный вид, совершенно неожиданный, вместо привычных для нас гор – голубая гладь практически бескрайнего моря, ведь конца ему не видно. И тут же возникает вопрос, ведь это водохранилище, а не море – почему тогда Нурек – водохранилище, а здесь – Таджикское море?
Как свидетельствуют факты, Кайраккумское водохранилище – одно из крупнейших в Таджикистане. Это искусственное озеро было создано в 50-х годах XX века для установки ГЭС и регулирования стока Сырдарьи. Жители страны, у которой нет выхода к мировому океану, часто называют его «Таджикским морем».
В цифрах Кайраккумское водохранилище выглядит достаточно внушительно: длина 55 км, ширина 20 км, максимальная глубина 25 метров, а общий объём воды составляет 4,2 куб. км. Длина плотины составляет 1205 метров, а высота 32 метра. Кроме того, в холодные зимы Кайраккумское водохранилище замерзает, а в летнее время температура воздуха у побережья составляет 30-35 градусов по Цельсию.
Искусственное озеро стало новой экосистемой района: воды богаты промысловыми видами рыб (щука, сазан, сом, судак, лещ и другие), а также здесь образовалась стоянка для перелётных птиц, которые ежегодно совершают путешествие с севера Азии в Индию и другие страны.
Кайраккумское водохранилище за свою полувековую историю стало популярным местом для отдыха. Вдоль побережья тянутся различные санатории, зоны отдыха и детские лагеря. Это отличное место для купания, а также рыбалки. А вдоль берега расположены многочисленные фруктовые сады.
Но и Нурек не так-то прост. Знали ли вы, что плотина Нурекской ГЭС является рекордсменом книги рекордов Гиннеса как самая высокая в мире плотина. А сама Нурекская ГЭС входит в тридцатку самых мощных гидростанций мира!
Гигантское Нурекское водохранилище, имеющее более 70 км в длину и площадь 98 кв. км, также очень популярно среди туристов, так как с его созданием открылись обширные районы для разведовательных прогулок на лодках. Середина озера является также отличным местом для обзора прекрасной панорамы обширного ущелья, обнесённого снежными пиками со всех сторон. Но главным его недостатком, который так и не позволил Нурекскому водохранилищу присвоить статус второго «Таджикского моря» (второго, потому что Кайраккумское было заполнено и сдано в эксплуатацию раньше), состоит в том, что здесь нет песчаных пляжей в силу того, что это не природное озеро, а скалистые склоны спускаются прямо к воде.
Всё на доверии, говоришь?
Сумки распакованы, дорожная усталость сброшена, и мы бежим на пляж. Рядом с местом, где мы сняли квартиру на 10 дней отпуска, находится популярный на всю страну санаторий «Бахористон». Так что путь к морю лежал только через него.
Когда мы ехали сюда, нас предупреждали: «В Худжанде всё по-другому: другой менталитет, другие нравы – в основном, всё на доверии». На это и был наш расчёт. Мы намеренно не захотели останавливаться в санатории, предпочитая личную свободу, решили снять квартиру. Знакомые подыскали нам жильё в непосредственной близости с санаторием и рядом с морем, нас это устраивало. Но хозяйка «заломила» баснословные деньги – 200 сомони в сутки. Даже у нас в столице таких цен на съём квартиры нет, в центре города можно снять хорошую квартиру за 100 сомони в сутки «со всеми удобствами». А в Кайраккуме – за 200! С нами дети, деваться некуда, пришлось согласиться на эти условия. Позже, когда мы освоились, пообщались с местными, то узнали, что 200 сомони стоит снимать квартиру целый месяц, а так как мы приехали только на 10 дней, то с нас бы хватило 50 сомони в день! Это был первый самый мощный «развод» худжанскими жителями столичных приезжих.
О том, как мы провели оставшееся время, как пользуются местные доверием приезжих, как тут «разводят» на пустяках, мы поведаем вам в следующий раз, чтобы вы, отправляясь в поездку к Таджикскому морю, были к этому готовы.
Продолжение следует.
Екатерина ПАСТОРОВА