Москва, 1 августа. Москва пообещала Душанбе облегчить положение мигрантов. Граждане Таджикистана могли бы находиться на территории России до 15 дней без регистрации и получать разрешение на работу на срок до трех лет. В России, по разным данным, трудится от одного до полутора миллиона граждан Таджикистана. Не секрет, что экономика республики существенно зависит от денежных переводов мигрантов. В год это более трех миллиардов долларов, что в полтора раза больше госбюджета. О том, как живется уроженцам республики в Москве, узнавала корреспондент «МИР 24» Наталья Дюжикова.
Мунира, Хангома и Ширин - сестры. В Москве живут уже около 15 лет. Недавно отпраздновали новоселье. Но главные богатства для них - фамильные украшения. Перебирая камешки, они вспоминают главные события в жизни.
Старшая сестра Ширин по образованию юрист и дизайнер. Хвастается - свое свадебное платье она придумала сама. Наряд шили в Таджикистане по ее собственным эскизам. Свадьбу гуляли в Москве, но в строгом соответствии с национальными традициями.
«В первый день происходит ника, во второй день - свадьба у невесты, в третий – у жениха и т.д.», - рассказывает Ширин Паноева.
А дальше размах - почти неделя. Под каждый ритуал отдельный наряд. Вот она показывает сестре - как таджичка-невеста должна носить свадебную накидку, когда приезжают жених и гости.
«Невеста может подглядывать из-под накидки, наклонив голову, она должна приветствовать гостей», - поясняет Ширин.
Соблюдать обычаи Таджикистана стараются и эти две девушки, даже в условиях студенческого общежития. Лора пришла в гости к Хосият - студентке РУДН. Подруги решили приготовить национальное блюдо шакарок, знакомое им с детства.
«На самом деле в шакарок добавляют чака - это кисломолочный продукт. Но в России нет возможности купить чака, поэтому мы используем кефир», - пояснила Лора.
Обе девушки родились на Памире, но выросли в России. Родиной считают обе страны, а потому культуру и традиции умножают на два.
«Культуру Таджикистана я воспринимала через своего отца. Его песни, его литературу, все что он мне рассказывал», - отмечает Хосият Имомназарова.
Хосият получает второе высшее и учится в аспирантуре. Одновременно работает в благотворительной организации - помогает соотечественникам. Лора - первокурсница, изучает социологию. На добровольных началах преподает религию в национальной школе.
«У меня еще совсем маленькие ученики - по пять-шесть лет, они еще не понимают религии», - говорит Лора Худоназарова.
Блюдо почти готово, осталось добавить зелень. Уже за столом, с чаем и сухофруктами, Хосият будет с трепетом рассказывать о своей семье, к которой очень привязана. В маленькой комнатке вся стена - в фотографиях, а рядом тюбетейка и теплые носки, со сложным орнаментом, связанные бабушкой из Таджикистана. Бабушки везде похожи, а тепло и забота не имеют национальности.